Карточки для индивидуальной работы по русскому языку


Карточка № 1


Глаголы 1 спряжения поставь во 2-е лицо ед.,ч., а глаголы 2 спряжения – во 2-е лицо мн.ч.

Копать, тонуть, гулять, править, пилить, стукнуть, клеить, синеть, спать, злить, терять, мыть, убегать, чмокать, дёрнуть, вспоминать.

Выделите личные окончания.


------------------------------------------------------------------------


Карточка № 2


Подбери и запиши подходящие по смыслу глаголы 1 спряжения во 2-ом лице единственного числа, а 2 спряжения в 3-ем лице единственного числа.

Клеем ... . Сверлом ... . Топором ... . Ножом ... . Сеялкой ... . Косой ... . Плугом ... . Рубанком ... . Пилой ... . Грузовиком ... . Ногами ... .


Выдели личные окончания. Укажи спряжения.


------------------------------------------------------------------------


Карточка № 3


Спиши.


У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала.

Коля кол…т. Поля пол…т.

Паша паш…т. варя вар…т.

Света свет…т. Соня дремл…т.

Тоня тон…т.

Но не дам ей утонуть.

Я спасу подружку Тоню,

Подрисую что-нибудь.


Определи спряжение, лицо и число глаголов. Выдели личные окончания.


------------------------------------------------------------------------


Карточка № 4


Уровень – 1


Г лаголы 1 спряжения поставьте в 3-е лицо ед.ч., а глаголы 2 спряжения в 3-е лицо мн.ч.


Колоть, тушить, беседовать, готовить, получить, тонуть, сушить.


Выдели личные окончания.




К арточка № 5


Уровень – 1


Глаголы 1 спряжения поставьте в 3-е лицо ед.ч., а глаголы 2 спряжения в 3-е лицо мн.ч.

Стучать, шептать, торопить, стрелять, рубить, мокнуть, толкать.


Выделите личные окончания.


- -----------------------------------------------------------------------


Карточка № 6


Уровень № 2


Подбери и запиши подходящие по смыслу глаголы 1 спряжения в 3-ем лице множественного числа, а 2 спряжения во 2-ом лице множественного числа.


Ручкой ... . Ножницами ... . Носом ... . Шилом ... . Солью ... . Лопатой ... . Карандашом ... .


Выделите личные окончания. Укажите спряжения.


------------------------------------------------------------------------


Карточка № 7

Уровень № 2


Подбери и запиши подходящие по смыслу глаголы 1 спряжения в 3-ем лице множественного числа, а 2 спряжения во 2-ом лице множественного числа.


Напильником ... . Красками ... . Машиной ... . С куклой ... . Под дождём ... . На морозе ... .


Выделите личные окончания. Укажите спряжения.


------------------------------------------------------------------------


Карточка № 8


Спиши.


В суров... м...розн... январск... дни зв...рьки (не)выход…т из св…их гнёз… . Тихо (об)л…та…ет свой уч…сток филин. Он охотит…ся (на)зайцев, лов…т глухарей, в…рон и даже (на)п…да…т (на)л…су и к…суль. Белка (от)сижива…т…ся в тёпл…м ду…ле и только в х…рош… погоду корм…тся (на)з…ре, а иногда добывает с…мена (из)шишек д…рев…ев. Жизнь (в)л…су (не)замирает.

Выдели личные окончания глаголов. Укажи спряжения.


------------------------------------------------------------------------



К арточка № 1


Запиши однокоренные слова с приставками. Поставь полученные слова в 3-е лицо и во 2-е лицо ед.ч.


Гнать, держать, дышать, слышать, брить, видеть, стелить, смотреть, вертеть, терпеть.


Выдели личные окончания. Укажи спряжения.


------------------------------------------------------------------------


К арточка № 2


Напиши глаголы в единственном числе. Выдели личные окончания. Укажи спряжения.

Рису…т, слыш…т, отвеча…шь, дыш…т, ответ…шь, дежур…шь, дыш… шь, пляш…т, увид…шь, пожелте…т, посмотр…т, завис…т, верт…шь, получа…т.


------------------------------------------------------------------------


К арточка № 3


Спиши.


Кто вперёд смотр...т, тот далеко вид...т. Кто много вид...т и слыш...т, тот много зна...т. Не посмотр...шь – (не)увид...шь, не)расспрос...шь – (не)найдёшь.


------------------------------------------------------------------------


Карточка № 4


У ровень-1


Напиши глаголы в единственном числе. Выдели личные окончания. Укажи спряжения.

Перенос...т, бре...т, прокладыва...шь, слыш...шь, прос...шься, верт...т, наблюда...шь, сяд...шь, терп...шь, хлюпа...т, свет...т, купа...шься.


------------------------------------------------------------------------


Карточка № 5


У ровень-1


Напиши глаголы в единственном числе. Выдели личные окончания. Укажи спряжения.

Ненавид...шь, плат...шь, стел...т, купа...т, смотр...шь, завис...шь, чувству...шь, гон...шь, помож...т, протян...шь, обид...шь, встан...шь.

Карточка № 6

Уровень - 2


Подбери и запиши ответы, используя глаголы исключения. Глаголы 1 спряжения запиши в 3-ем лице ед.ч. и мн.ч. Глаголы 2 спряжения во 2-ом лице ед.ч и мн.ч.


1.Различать, воспринимать звуки.

2.Причинить огорчение.

3.Воспринимать окружающее с помощью зрения.

4.Заставлять двигаться куда-нибудь или откуда-нибудь.

5.Не давать упасть.

6.Укладывая, раскладывать по поверхности.


Выдели окончания.


------------------------------------------------------------------------


Карточка № 7

Уровень - 2


Подбери и запиши ответы, используя глаголы исключения. Глаголы 1 спряжения запиши в 3-ем лице ед.ч. и мн.ч. Глаголы 2 спряжения во 2-ом лице ед.ч и мн.ч.


1.Втягивать и выпускать воздух.

2.Срезать волосы до корня.

3.Подчиняться другим.

4.Испытывать неприязнь или отвращение.

5.Безропотно и стойко переносить что-либо

неприятное, нежелательное.

6.Приводить в круговое движение.


Выдели окончания.


------------------------------------------------------------------------

Карточка № 8


Напиши глаголы в единственном числе. Выдели личные окончания. Укажи спряжения.


Мерца…т, смотр…т, набега…т, восход…т, та…т, стел…шь, вид…т, удивля…тся, собира…т, обид…т, гон…т, держ…т, подта…т, побре…шь, ве…т, зазелене…т, потеря…шь, напиш…т.


-----------------------------------------------------------------------


Карточка № 9


Напиши глаголы в единственном числе. Выдели личные окончания. Укажи спряжения.


Задыш…шь, клее…т, ненавид…т, услыш…шь, темнее…т, зазелене…т, пригон…т, держ…шь, се…т, вылета…шь, затее…т, разруша…шь, бре…шь, ла…т, постел…шь, выдерж…шь, заверт…т, терп…т.

Уровень – 1


Выберите верное утверждение:


1. а)Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?

б)Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?


2. а) Глаголы изменяются по временам.

б) Глаголы не изменяются по временам.


3. а) В предложении глагол чаще является обстоятельством.

б) В предложении глагол чаще является сказуемым.


4. а) У глаголов 2 спряжения 2-го лица окончания –ешь, -ете.

б) У глаголов 2 спряжения 2-го лица окончания –ишь, -ите.


5. а) К 1 спряжению относятся глаголы на –ать, -оть, -уть, -ыть, -еть,

-ять, -ть.

б) К 1 спряжению относятся глаголы на –ать, -оть, -уть, -ыть, -еть,

-ять, -ть.


6. Укажите, в каких словах пишется окончание –ет:

а) гон…т; в) леч…т;

б) сине…т; г) стел…т;


7. В каких глаголах пишется суффикс – Я :

а) та…л; в) успоко…л;

б) кле…ла; г)леле…ла;


8. Сделайте морфологический разбор глаголов.

Заря запылала пожаром. Она скоро охватит полнеба.




Уровень – 1


Выберите верное утверждение:


1. а)Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?

б)Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?


2. а) Глаголы изменяются по временам.

б) Глаголы не изменяются по временам.


3. а) В предложении глагол чаще является обстоятельством.

б) В предложении глагол чаще является сказуемым.


4. а) У глаголов 2 спряжения 2-го лица окончания –ешь, -ете.

б) У глаголов 2 спряжения 2-го лица окончания –ишь, -ите.


5. а) К 1 спряжению относятся глаголы на –ать, -оть, -уть, -ыть, -еть,

-ять, -ть.

б) К 1 спряжению относятся глаголы на –ать, -оть, -уть, -ыть, -еть,

-ять, -ть.


6. Укажите, в каких словах пишется окончание –ет:

а) гон…т; в) леч…т;

б) сине…т; г) стел…т;


7. В каких глаголах пишется суффикс – Я :

а) та…л; в) успоко…л;

б) кле…ла; г)леле…ла;


8. Сделайте морфологический разбор глаголов.

Заря запылала пожаром. Она скоро охватит полнеба.



Уровень 2

Выберите верное утверждение:


1. а) Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы ЧТО

ДЕЛАЕТ? и ЧТО СДЕЛАЕТ?

б) Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы ЧТО

ДЕЛАТЬ? и ЧТО СДЕЛАТЬ?


2. а) В неопределённой форме после буквы ч пишется мягкий знак.

б) В неопределённой форме после буквы ч не пишется мягкий знак.


3. а) Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и

числам.

б) Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по родам и

числам.


4. а) В окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа не пишется

мягкий знак.

б) В окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа пишется

мягкий знак.


5. а) Глаголы, которые оканчиваются на - ИТЬ, относятся ко 2

спряжению.

б) Ко 2 спряжению относятся глаголы, которые оканчиваются на

- ИТЬ, и ещё глаголы гнать, держать, дышать, слышать, терпеть,

зависеть, видеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, обидеть.

6. Укажите, в каких словах пишется окончание – ЕШЬ:

а) леч… в) се…

б) дыш … г) гон…


7. В каких глаголах суффикс Е:

а) удар…л в) прола…л

б) засе…л г) увид…л


8. Сделайте морфологический разбор всех глаголов:

Изредка солнечный луч падает на отдельные берёзы. Они вспыхивали одна за другой, как золотые факелы, но тотчас гасли.

Уровень 2

Выберите верное утверждение:


1. а) Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы ЧТО

ДЕЛАЕТ? и ЧТО СДЕЛАЕТ?

б) Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы ЧТО

ДЕЛАТЬ? и ЧТО СДЕЛАТЬ?


2. а) В неопределённой форме после буквы ч пишется мягкий знак.

б) В неопределённой форме после буквы ч не пишется мягкий знак.


3. а) Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и

числам.

б) Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по родам и

числам.


4. а) В окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа не пишется

мягкий знак.

б) В окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа пишется

мягкий знак.


5. а) Глаголы, которые оканчиваются на - ИТЬ, относятся ко 2

спряжению.

б) Ко 2 спряжению относятся глаголы, которые оканчиваются на

- ИТЬ, и ещё глаголы гнать, держать, дышать, слышать, терпеть,

зависеть, видеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, обидеть.

6. Укажите, в каких словах пишется окончание – ЕШЬ:

а) леч… в) се…

б) дыш … г) гон…


7. В каких глаголах суффикс Е:

а) удар…л в) прола…л

б) засе…л г) увид…л


8. Сделайте морфологический разбор всех глаголов:

Изредка солнечный луч падает на отдельные берёзы. Они вспыхивали одна за другой, как золотые факелы, но тотчас гасли.


Тема «ГЛАГОЛ».

Вариант – 1

1. Что обозначает глагол?


2. Образуй от данных имён существительных однокоренные глаголы.


бег - ... письмо - ...

смех - ... свисток - ...


3. Допиши окончания глаголов.


Мальчик пиш... . Ты пил... .

Таня смотр... . Они стел... .


4. Поставь данные глаголы в 3-м лице единственного числа прошедшего времени.


доить - ... сеять - ...

клеить - ... занять - ...


5. Запиши глаголы в столбики по спряжениям.


Лечить, гнать, сажать, говорить, пахать, идти.


6. Поставь данные глаголы во 2-е лицо единственного числа.


слышать - ... светить - ...

чинить - ... положить - ...


7. Определи время, лицо, число.


Я кладу - ...

Снег тает - ...


8. Как изменяется глагол?


9. К данным глаголам припиши антонимы.


Потерять, открыть, давать.

Тема «ГЛАГОЛ».

Вариант – 1

1. Что обозначает глагол?


2. Образуй от данных имён существительных однокоренные глаголы.


бег - ... письмо - ...

смех - ... свисток - ...


3. Допиши окончания глаголов.


Мальчик пиш... . Ты пил... .

Таня смотр... . Они стел... .


4. Поставь данные глаголы в 3-м лице единственного числа прошедшего времени.


доить - ... сеять - ...

клеить - ... занять - ...


5. Запиши глаголы в столбики по спряжениям.


Лечить, гнать, сажать, говорить, пахать, идти.


6. Поставь данные глаголы во 2-е лицо единственного числа.


слышать - ... светить - ...

чинить - ... положить - ...


7. Определи время, лицо, число.


Я кладу - ...

Снег тает - ...


8. Как изменяется глагол?


9. К данным глаголам припиши антонимы.


Потерять, открыть, давать.

Тема «ГЛАГОЛ».

Вариант – 2


1.Каким членом предложения может быть глагол?


2.Из данных слов выпишите только глаголы.


Белый, белить, побелка.

Молодость, молодой, молодёжь.

Красить, красный, краска.

Смешной, смеётся, смех.


3.Определите спряжение глаголов.


Хлопотать, шуметь, ломать, знать, скакать, бояться.


4.Допиши окончания.


Плуг паш... . Ты ду... . Они кол... . Оля слуша....


5.Поставь данные глаголы во 2-е лицо единственного числа.


Думать - ..., заглянуть - ..., крутить - ..., командовать - ... .


6.От данных глаголов образуй глаголы в прошедшем времени.


П оявиться - ..., заплатить - ..., выбирать - ..., торопиться - ... .


7.Определи время, лицо, число.

Ты бежал - … . Дети играют - … .


8.Что обозначает глагол?

9.К данным глаголам припиши синонимы.


Кричать, смотреть, готовить (обед).


Тема «ГЛАГОЛ».

Вариант – 2


1.Каким членом предложения может быть глагол?


2.Из данных слов выпишите только глаголы.


Белый, белить, побелка.

Молодость, молодой, молодёжь.

Красить, красный, краска.

Смешной, смеётся, смех.


3.Определите спряжение глаголов.


Хлопотать, шуметь, ломать, знать, скакать, бояться.


4.Допиши окончания.


Плуг паш... . Ты ду... . Они кол... . Оля слуша....


5.Поставь данные глаголы во 2-е лицо единственного числа.


Думать - ..., заглянуть - ..., крутить - ..., командовать - ... .


6.От данных глаголов образуй глаголы в прошедшем времени.


П оявиться - ..., заплатить - ..., выбирать - ..., торопиться - ... .


7.Определи время, лицо, число.

Ты бежал - … . Дети играют - … .


8.Что обозначает глагол?

9.К данным глаголам припиши синонимы.


Кричать, смотреть, готовить (обед).


Тема «ГЛАГОЛ».

Вариант – 3


1.Как изменяется глагол?


2.От данных имён существительных образуй однокоренные глаголы.


Письмо - …, разговор - …, старик - …, помощь - … .


3.Вставь пропущенные буквы.


Удар…ла, вытащ…л, застав…л, ве…л, вид…л, обшар…л.


4.Данные глаголы поставь во 2-е лицо ед. числа.


Гонять - …, искать - …, вынуть - …, уметь - … .


5.Определи спряжение глаголов.


Сидеть, помогать, решить, скинуть, слышать.


6 .Укажи время, лицо, число, спряжение глаголов.


Ученик успевает. Лиса охотилась.


7.Что обозначает глагол?

8.Выпиши глаголы будущего времени.


Пройдёт несколько дней, и ежата освоятся в живом уголке, будут бегать и не будут бояться людей. Ребята будут кормить ёжиков молоком.


9.Выпишите глаголы в неопределённой форме.


Пишут, говорил, наказывать, смотришь, появляться, питаться, пьют, шить, поест, выживать.





Тема «ГЛАГОЛ».

Вариант – 3

1.Как изменяется глагол?


2.От данных имён существительных образуй однокоренные глаголы.


Письмо - …, разговор - …, старик - …, помощь - … .


3.Вставь пропущенные буквы.


Удар…ла, вытащ…л, застав…л, ве…л, вид…л, обшар…л.


4.Данные глаголы поставь во 2-е лицо ед. числа.


Гонять - …, искать - …, вынуть - …, уметь - … .


5.Определи спряжение глаголов.


Сидеть, помогать, решить, скинуть, слышать.


6 .Укажи время, лицо, число, спряжение глаголов.


Ученик успевает. Лиса охотилась.


7.Что обозначает глагол?

8.Выпиши глаголы будущего времени.


Пройдёт несколько дней, и ежата освоятся в живом уголке, будут бегать и не будут бояться людей. Ребята будут кормить ёжиков молоком.


9.Выпишите глаголы в неопределённой форме.


Пишут, говорил, наказывать, смотришь, появляться, питаться, пьют, шить, поест, выживать.





Тема «ГЛАГОЛ».

Вариант – 4


1.Выпишите глаголы.


Смотр, смотрит, смотрящий.

Посадка, посадил, приучают.

Ученик, учёный.

Деловой, делать, дело.


2.Что обозначает глагол?


3.Вставь пропущенные буквы.


Увид…л, нач…ли, устро…ли, примет…ли, замет…ли, достав…ли.


4.Данные глаголы поставь во 2-е лицо ед. числа.


Лезть - …, видеть - …, подходить - …, плакать - ….


5. Определи спряжение глаголов.


Забывать, тянуть, становиться, хотеть, плыть.


6.Укажи время, число, род, спряжение глаголов.


Дети брызгались. Косилка срезает.


7.Как изменяется глагол?


8.Поставь данные глаголы в неопределённую форму.


Играют - …, шагает - …, колышет - …, охраняют - … .


9.Подбери синонимы к данным глаголам.


Смеяться, отбыть, спешить.



Тема «ГЛАГОЛ».

Вариант – 4


1.Выпишите глаголы.


Смотр, смотрит, смотрящий.

Посадка, посадил, приучают.

Ученик, учёный.

Деловой, делать, дело.


2.Что обозначает глагол?


3.Вставь пропущенные буквы.


Увид…л, нач…ли, устро…ли, примет…ли, замет…ли, достав…ли.


4.Данные глаголы поставь во 2-е лицо ед. числа.


Лезть - …, видеть - …, подходить - …, плакать - ….


5. Определи спряжение глаголов.


Забывать, тянуть, становиться, хотеть, плыть.


6.Укажи время, число, род, спряжение глаголов.


Дети брызгались. Косилка срезает.


7.Как изменяется глагол?


8.Поставь данные глаголы в неопределённую форму.


Играют - …, шагает - …, колышет - …, охраняют - … .


9.Подбери синонимы к данным глаголам.


Смеяться, отбыть, спешить.





К арточка № 1

Запиши глаголы в неопределённой форме.


Ставят, везёт, бегаю, цветёт, плачет, несёт, пахнешь, завтракаем, бредёт, делаете, знакомят, разгребёт, вешаем, плетёт, трясёт, мокнут, квакают.


Выделите окончания.


- -----------------------------------------------------------------------


Карточка № 2

Данные словосочетания замени глаголами неопределённой формы.


Оказывать помощь. Очищать пол от сора. Вести наблюдения. Давать совет. Покрываться цветами. Принимать решение.


Выделите окончания.


------------------------------------------------------------------------


Карточка № 3


У ровень – 1


Подбери к существительным неопределённую форму глагола, запиши.

Игра, мороз, свет, холод, подход, каток, лётчик.


Выдели окончания.


-----------------------------------------------------------------------


Карточка № 4


Уровень – 1


Подбери к существительным неопределённую форму глагола, запиши.

Цвет, служба, стрельба, просьба, дело, крик, звон.


Выдели окончание.


------------------------------------------------------------------------


Карточка № 5


Уровень – 2


Запиши глаголы в неопределённой форме.


Строят, изумить, шумит, просил, бить, наблюдают, охраняет,

поймают.


Укажи вид. Выдели окончания.


Карточка № 6


У ровень – 2

Запиши глаголы в неопределённой форме.


Фантазирует, плакать, сказал, гореть, блестел, идёт, превозносить, стережёт.


Укажи вид. Выдели окончания.


- -----------------------------------------------------------------------


Карточка № 7

Спиши.

В (М,м)ексик... растут кактусы, которые там называют поставщиками кружев. Название себя оправдывает. Такие кружева не надо пл...сти и в...зать. Их довольно просто д...стать из растения. Д...статоч...но счистить с листьев мякоть, промыть и просушить ажурную се...ку из тонких пр...жилок. Из этих сеток можно сшить манжеты, воротнички, шарфики. Изделия очень прочные. Их не опасно стирать.


Выдели окончания у глаголов неопределённой формы.


- -------------------------------------------------------------------


Карточка № 8

Спиши. Подчеркни глаголы в неопределённой форме.


1. Ж...ть – Родине служ...ть. 2. Нам песня строить и жить п...м...гает. 3. Учить – ум т...чить. 4. Братья дружною т...лпою выезжают погулять, серых уток пострелять. 5. П...тушок с высокой спицы стал стеречь его границы. 6. На припёке х...р...шо греть и нежить спинку, вырыть сла...кий к...решок, погл...дать осинку.


Выдели окончания.


-----------------------------------------------------------------------


Карточка № 9


Спиши. Определи начальную форму глаголов.

Решает - ... Пилит - ...

Читает - ... Рисует - ...

Поёт - ... Пишет - ...


Выделите окончания.


1 спряжение

2 спряжение

Лицо

Ед.ч.

Мн.ч.

Ед.ч.

Мн.ч.

1

У (Ю)

ЕМ

У (Ю)

ИМ

2

ЕШЬ

ЕТЕ

ИШЬ

ИТЕ

3

ЕТ

УТ (ЮТ)

ИТ

АТ (ЯТ)

Неопределённая

Форма

АТЬ, ЯТЬ, ЕТЬ, ЫТЬ, ОТЬ, УТЬ, ТЬ

ИТЬ



Исключение




Брить, стелить.

Гнать, держать, дышать

и слышать, зависеть, видеть, ненавидеть, а ещё смотреть, вертеть, и обидеть, и терпеть.


----------------------------------------------------------------


1 спряжение

2 спряжение

Лицо

Ед.ч.

Мн.ч.

Ед.ч.

Мн.ч.

1

У (Ю)

ЕМ

У (Ю)

ИМ

2

ЕШЬ

ЕТЕ

ИШЬ

ИТЕ

3

ЕТ

УТ (ЮТ)

ИТ

АТ (ЯТ)

Неопределённая

Форма

АТЬ, ЯТЬ, ЕТЬ, ЫТЬ, ОТЬ, УТЬ, ТЬ

ИТЬ



Исключение




Брить, стелить.

Гнать, держать, дышать

и слышать, зависеть, видеть, ненавидеть, а ещё смотреть, вертеть, и обидеть, и терпеть.


----------------------------------------------------------------


1 спряжение

2 спряжение

Лицо

Ед.ч.

Мн.ч.

Ед.ч.

Мн.ч.

1

У (Ю)

ЕМ

У (Ю)

ИМ

2

ЕШЬ

ЕТЕ

ИШЬ

ИТЕ

3

ЕТ

УТ (ЮТ)

ИТ

АТ (ЯТ)

Неопределённая

Форма

АТЬ, ЯТЬ, ЕТЬ, ЫТЬ, ОТЬ, УТЬ, ТЬ

ИТЬ



Исключение




Брить, стелить.

Гнать, держать, дышать

и слышать, зависеть, видеть, ненавидеть, а ещё смотреть, вертеть, и обидеть, и терпеть.


Есть три способа определения спряжений:


1.По ударным окончаниям глаголов при спряжении (упадёт, стоит).

2.По окончанию 3 лица множественного числа настоящего или будущего простого времени.

3.По неопределённой форме глагола.


Глаголы, которые оканчиваются на ИТЬ, относятся ко 2 спряжению.

Глаголы на АТЬ, ЯТЬ, ЕТЬ, ЫТЬ, ОТЬ, УТЬ, ТЬ – относятся к 1 спряжению.(решать, успеть)


1 спряжение

2 спряжение

Лицо

Ед.ч.

Мн.ч.

Ед.ч.

Мн.ч.

1

У(Ю)

ЕМ

У(Ю)

ИМ

2

ЕШЬ

ЕТЕ

ИШЬ

ИТЕ

3

ЕТ

УТ(ЮТ)

ИТ

АТ(ЯТ)

--------------------------------------------------------------------------


Есть три способа определения спряжений:


1.По ударным окончаниям глаголов при спряжении (упадёт, стоит).

2.По окончанию 3 лица множественного числа настоящего или будущего простого времени.

3.По неопределённой форме глагола.


Глаголы, которые оканчиваются на ИТЬ, относятся ко 2 спряжению.

Глаголы на АТЬ, ЯТЬ, ЕТЬ, ЫТЬ, ОТЬ, УТЬ, ТЬ – относятся к 1 спряжению.(решать, успеть)


1 спряжение

2 спряжение

Лицо

Ед.ч.

Мн.ч.

Ед.ч.

Мн.ч.

1

У(Ю)

ЕМ

У(Ю)

ИМ

2

ЕШЬ

ЕТЕ

ИШЬ

ИТЕ

3

ЕТ

УТ(ЮТ)

ИТ

АТ(ЯТ)


--------------------------------------------------------------------------



Есть три способа определения спряжений:


1.По ударным окончаниям глаголов при спряжении (упадёт, стоит).

2.По окончанию 3 лица множественного числа настоящего или будущего простого времени.

3.По неопределённой форме глагола.


Глаголы, которые оканчиваются на ИТЬ, относятся ко 2 спряжению.

Глаголы на АТЬ, ЯТЬ, ЕТЬ, ЫТЬ, ОТЬ, УТЬ, ТЬ – относятся к 1 спряжению.(решать, успеть)


1 спряжение

2 спряжение

Лицо

Ед.ч.

Мн.ч.

Ед.ч.

Мн.ч.

1

У(Ю)

ЕМ

У(Ю)

ИМ

2

ЕШЬ

ЕТЕ

ИШЬ

ИТЕ

3

ЕТ

УТ(ЮТ)

ИТ

АТ(ЯТ)



1 спряжение


2 спряжение


Единственное число


1 л. –у (-ю)

2 л. –ешь (-ёшь)

3 л. –ёт (-ет)



-у (-ю)

-ишь

-ит


Множественное число

1 л. –ём (-ем)

2 л. –ёте (-ете)

3 л. –ут (-ют)



-им

-ите

-ат (-ят)


--------------------------------------------------------------------------




1 спряжение


2 спряжение


Единственное число


1 л. –у (-ю)

2 л. –ешь (-ёшь)

3 л. –ёт (-ет)



-у (-ю)

-ишь

-ит


Множественное число

1 л. –ём (-ем)

2 л. –ёте (-ете)

3 л. –ут (-ют)


-им

-ите

-ат (-ят)


--------------------------------------------------------------------------




1 спряжение


2 спряжение


Единственное число


1 л. –у (-ю)

2 л. –ешь (-ёшь)

3 л. –ёт (-ет)


-у (-ю)

-ишь

-ит


Множественное число

1 л. –ём (-ем)

2 л. –ёте (-ете)

3 л. –ут (-ют

-им

-ите

-ат (-ят)


ЛИЦО

ЕДИНСТВЕННОЕ
ЧИСЛО

МНОЖЕСТВЕННОЕ

ЧИСЛО

1

Я ПИШУ


МЫ ПИШЕМ

2

ТЫ ПИШЕШЬ


ВЫ ПИШЕТЕ

3

ОН

ОНА ПИШЕТ

ОНО


ОНИ ПИШУТ


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



ЛИЦО

ЕДИНСТВЕННОЕ
ЧИСЛО

МНОЖЕСТВЕННОЕ

ЧИСЛО

1

Я ПИШУ


МЫ ПИШЕМ

2

ТЫ ПИШЕШЬ


ВЫ ПИШЕТЕ

3

ОН

ОНА ПИШЕТ

ОНО


ОНИ ПИШУТ


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



ЛИЦО

ЕДИНСТВЕННОЕ
ЧИСЛО

МНОЖЕСТВЕННОЕ

ЧИСЛО

1

Я ПИШУ


МЫ ПИШЕМ

2

ТЫ ПИШЕШЬ


ВЫ ПИШЕТЕ

3

ОН

ОНА ПИШЕТ

ОНО


ОНИ ПИШУТ


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


ЛИЦО

ЕДИНСТВЕННОЕ
ЧИСЛО

МНОЖЕСТВЕННОЕ

ЧИСЛО

1

Я ПИШУ


МЫ ПИШЕМ

2

ТЫ ПИШЕШЬ


ВЫ ПИШЕТЕ

3

ОН

ОНА ПИШЕТ

ОНО


ОНИ ПИШУТ


НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ


(ЧТО ДЕЛАЕТ?)

ИГРАЕТ, ПОЁТ, УЧИТ, КРАСИТ

ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ


(ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?)

ИГРАЛ, СПЕЛ, ВЫУЧИЛ, КРАСИЛ


БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ


ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?

ЧТО СДЕЛАЕТ?

БУДЕТ ИГРАТЬ, БУДЕТ ПЕТЬ, ВЫУЧИТ, ПОКРАСИТ


-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ


(ЧТО ДЕЛАЕТ?)

ИГРАЕТ, ПОЁТ, УЧИТ, КРАСИТ

ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ


(ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?)

ИГРАЛ, СПЕЛ, ВЫУЧИЛ, КРАСИЛ


БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ


ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?

ЧТО СДЕЛАЕТ?

БУДЕТ ИГРАТЬ, БУДЕТ ПЕТЬ, ВЫУЧИТ, ПОКРАСИТ


-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ


(ЧТО ДЕЛАЕТ?)

ИГРАЕТ, ПОЁТ, УЧИТ, КРАСИТ

ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ


(ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?)

ИГРАЛ, СПЕЛ, ВЫУЧИЛ, КРАСИЛ


БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ


ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?

ЧТО СДЕЛАЕТ?

БУДЕТ ИГРАТЬ, БУДЕТ ПЕТЬ, ВЫУЧИТ, ПОКРАСИТ



-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ


(ЧТО ДЕЛАЕТ?)

ИГРАЕТ, ПОЁТ, УЧИТ, КРАСИТ

ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ


(ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?)

ИГРАЛ, СПЕЛ, ВЫУЧИЛ, КРАСИЛ


БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ


ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?

ЧТО СДЕЛАЕТ?

БУДЕТ ИГРАТЬ, БУДЕТ ПЕТЬ, ВЫУЧИТ, ПОКРАСИТ





Карточка № 1


Образуйте от данных глаголов глаголы прошедшего времени и измените их по родам и числам.

Играть, светить, читать, зеленеть, сверкать.


Выделите окончания, определите род и число глаголов.


------------------------------------------------------------------------


К арточка № 2


Запишите словосочетания с глаголами прошедшего времени.


Лес, море, река, дети (шумел). Месяц, лампа, солнце, свечи (светил). Класс, школа, здание, коридоры (опустел).


Выделите окончания и определите род и число глаголов.


-----------------------------------------------------------------------


Карточка № 3


Запишите словосочетания с глаголами прошедшего времени в ед.ч.

Крылышки затрепетали, муравьи хлопочут, паутинки плыли, прилетели стаи, шагали грачи, сверкали озёра, блестели стёкла, падали капли.


-----------------------------------------------------------------------


К арточка № 4


Уровень – 1


Запишите словосочетания с глаголами прошедшего времени.

Река, облако, ребёнок, мальчики (бежал).

Куст, клубника, дерево, цветы (отцвёл).


Выделите окончания, определите род и число глаголов.


------------------------------------------------------------------------


Карточка № 5


Уровень – 1


Запишите словосочетания с глаголами прошедшего времени.

Портрет, зеркало, груша, ягоды (висел).

Работа, бельё, борщ, вареники (кипел).


Выделите окончания, определите род и число глаголов.



К арточка № 6

Уровень – 2


Запишите текст в прошедшем времени.


Солнце касается вершин Алтая. Оно погружается в далёкий синий мир. Всё отчётливее рисуются горы. В долине тихо угасает красноватый сумрак. От гор надвигается задумчивая мягкая тень.


Выделите окончания, определите род и число глаголов.


------------------------------------------------------------------------


Карточка № 7

Уровень – 2

Запишите текст в прошедшем времени.


Солнце скрывается за острым хребтом. Оттуда вылетает в зеленоватое небо стремительный веер ярко-рыжих лучей. Он держится недолго и тихо угасает. А в небе в той стороне идёт, полыхает заря.


Выделите окончания, определите род и число глаголов.


----------------------------------------------------------------------

Карточка № 8

Спишите. Определите род глаголов.


Последн… облако растаял… в н…бесной с…неве. Галечная отмель делил… реку на две протоки. У берега темнел… омуток. На его поверхности непрерывно возникал… неб…льшие воронки. Они ун…сил…сь стремительным бегом в…ды. (У)в…ршины омута л…жал… б…льшой в…лун. В…да тр…п…тал… на его мокрых плечах, как туго натянутый серебряный шарф.


Разберите первое предложение по членам предложения и частям речи. Выпишите словосочетания.


---------------------------------------------------------------------


Карточка № 9

Спишите. Глаголы прошедшего времени поставьте в том же числе и роде, что и существительные, обозначьте род.


1.Вода (кипело, кипела). 2.Молоко (кипела, кипело). 3.По небу (плыла, плыло) облако. 4.Море (шумела, шумело). 5.Река (шумело, шумела). 6.Ветер (шумела, шумело, шумел). 7.Яблоко (поспела, поспело, поспел).


----------------------------------------------------------------------


Карточка № 10


Спишите, заменяя настоящее время глаголов прошедшим.


1.Иней сверкает. Молния сверкает. Глаза сверкают. 2.Солнце греет. Костёр греет. Печка греет. Дружба греет. 3.Лампа горит. Костёр горит. Восток горит. Больной горит. 4.Голосок звенит. Пчела звенит.

К арточка № 1


Образуйте глаголы прошедшего времени.

Услышать, повеять, таять, рыбачить, резать, обмерить, реять, обессилить, клеить, окутать.


Укажите суффиксы глаголов.


------------------------------------------------------------------------


К арточка № 2


Спишите. Укажите суффиксы глаголов.

Поглад...л рубашку, услыш...л песню, отрез...л верёвку, засе...л поле, повес...л занавески, расстав...л стулья, зала...ля Жучка, увид...л кошку.


- -----------------------------------------------------------------------


Карточка № 3


Спишите. Укажите суффиксы глаголов.

Лошадь почу...л... опас...ность. Охотник увид...л... прямо на дорог... м...дведя. собака зала...л... и наброс...л...сь на зверя. Около дерева охотник замет...л... двух медвежат. Они пят...л...сь к лесу.


- -----------------------------------------------------------------------


Карточка № 4


Уровень – 1


Образуйте глаголы прошедшего времени.


Клеить, зависеть, насыпать, растаять, заметить, почуять, провалить.


Укажите суффиксы глаголов.


------------------------------------------------------------------------


К арточка № 5


Уровень – 1


Образуйте глаголы прошедшего времени.


Увидеть, поджарить, залаять, ужалить, заморозить, верить, посеять.


Укажите суффиксы глаголов.


------------------------------------------------------------------------



Карточка № 6

Уровень - 3

З апишите ответы глаголами прошедшего времени.


1.Рассыпать семена в почву.

2.Ронять что-то мелкое.

3.Обретать жидкое состояние под действием тепла.

4.Летать плавно, парить.

5.Возводить здание.

6.Скреплять клеем.


Укажите суффиксы глаголов.


-----------------------------------------------------------------------


Карточка № 7

У ровень - 3

Запишите ответы глаголами прошедшего времени.


1.Нежить, холить, заботливо ухаживать за чем-либо.

2.Громкие, резкие звуки, которые издаёт собака или лисица.

3.Приступить к какому-либо действию.

4.дуть, обдувать что-либо.

5.Быть убеждённым в чём-либо.

6.Проливать слёзы.


Укажите суффиксы глаголов.


-----------------------------------------------------------------------


Карточка № 8

Запишите глаголы в прошедшем времени. Укажите суффиксы.

Посыплет, просеет, обидит, накрахмалит, растают, лелеем, ударите, исправишь, построит, повесит, услышим, пролает, ненавидишь, падает, веет, разрушите, накачает, рыщет, заслушают, завесим, строит, плачет, вялите, выполнит, приклеит, засеет, реет.


------------------------------------------------------------------------

Карточка № 9

Спишите, поставьте глаголы в прошедшем времени мужского рода единственного числа и во множественном числе.

Образец: видеть – видел, видели.


Видеть, слышать, сеять, резать, падать, веять, бросить, вешать, начать, кончить, высказать, лаять, затеять.


------------------------------------------------------------------------


Карточка № 10

Уровень – 2

А)Придумайте и запишите 3-4 пары предложений. В одном предложении глагол должен стоять в настоящем времени, а в другом этот же глагол – в прошедшем времени.

Б)Укажите суффиксы глаголов.





Полный текст материала Карточки для индивидуальной работы по русскому языку смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Блохнина Елена Александровна  АТЛАНТИДА
17.03.2009 3 11059 2384

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК