Конспект урока русского языка по теме ««Правописание корня в родственных словах», для 4 класса.
Бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Няганская БС(к)ОУ школа-интернат VIII вида»
Правописание корня в родственных словах.
(Украинская народная сказка «Колосок».)
4 класс.
Шилина Алеся Борисовна,
учитель русского языка и чтения
г. Нягань, 2011 г.
С пециальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида, г. Нягань.
Учитель русского языка и чтения Шилина Алеся Борисовна.
Конспект урока русского языка по теме ««Правописание корня в родственных словах», для 4 класса.
Тема: «Правописание корня в родственных словах».
Цель урока:
закрепить умение правильно писать корень в родственных словах;
развивать орфографическую зоркость;
развивать внимание, зрительное восприятие, мышление, способствовать развитию речи учащихся;
воспитывать трудолюбие, прививать интерес к предмету;
Сюжетная линия: украинская народная сказка «Колосок».
Оборудование: карточки, украинская народная сказка «Колосок».
Ход урока.
Организационный момент.
Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось.
Лучик тёплый, золотой
На урок возьмём с собой.
Петушок поёт с утра:
- Нам урок начать пора!
II. Введение в тему.
- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, ведь мы будем путешествовать по украинской народной сказке. А по какой, вы узнаете, если выполните задание
«Четвёртый лишний».
Колос, колосок, колесо, колосится.
- Какое слово является «лишним»? Почему?
- Как же называется сказка?
- Какие это слова?
- Почему эти слова родственные?
- Как называется общая часть родственных слов?
III. Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока «Правописание корня в родственных словах». Итак, послушайте, как начиналась эта история:
- Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да Петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели, крутились да вертелись. А Петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу. Как же он принимался за работу? Приготовили ладошки.
IV. Пальчиковая гимнастика.
- Что же было дальше? Кто помнит?
- Вот однажды подметал Петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
- Круть, Верть, — позвал Петушок, — глядите, что я нашёл.
Прибежали мышата и говорят:
- Нужно его обмолотить.
- А кто будет
молотить? — спросил Петушок.
- Только
не мы! — закричали мышата.
И принялся Петушок за работу.
V. Работа над ошибками.
Ребята, поможем Петушку? Но сначала вам нужно исправить свои ошибки в работе, которую писали на прошлом уроке, так как они будут препятствовать нам в дальнейшем.
- Какую работу выполняли на прошлом уроке?
- Посмотрите, ребята, как вы справились с прежним заданием?
- На какое правило допущены ошибки? (Опрашиваю 2-3 уч.)
- Как пишется корень в родственных словах? (Одинаково, независимо от произношения.)
- Какое правило нужно знать, чтобы впредь не допускать таких ошибок? (Вспоминаем правила правописания безударных гласных и парных согласных в корне слова.)
- Мышата стали играть в лапту, а мы с Петушком принимаемся за работу.
- Записываем число, классная работа. (Каждый самостоятельно выполняет работу над ошибками.)
VII. Закрепление навыков правописания корня в родственных словах.
Справились с заданием, закончили молотить. Вот Петушок кричит:
- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько мы зерна намолотили! Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть.
- Только не мы! — закричали мышата.
- Ладно, — сказал Петушок, — мы с ребятами снесём зерно на мельницу.
А мышата продолжали играть.
- Ну что, ребята, в помощь?
Задание: «вырастите» свой колосок. Вместо точек впишите корень
-колос-, чтобы получилась семья родственных слов. Выделите корень.
-колос-
..ок
..очек
..ится
..ящийся
..иться
..истый
- Одинаково ли пишутся корни в однокоренных словах?
Вернулся Петушок с мельницы, опять зовёт мышат.
- Сюда, Круть, сюда,
Верть. Мы муку принесли.
- Теперь
нужно тесто замесить да пироги печь.
- Только не мы! — запищали мышата.
Подумал, подумал Петушок и говорит:
- Видно, нам придется, и принялись за работу.
Отгадайте загадку.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый.
А бывает подгорелый.
- Запишите слово, подберите ряд родственных слов, но так, чтобы одно из них было проверочным. Выделите корень.
Хлеб – хлеба, хлебушек.
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нём таких, как я,
Будет целая семья!
Зерно – зёрнышко, зерновой.
- Являются ли данные слова родственными? Почему?
- Назовите корень в словах?
- Как пишется корень в родственных словах?
- Прочитайте слова первого (второго) столбика. Определите орфограмму в словах. Запишите выделенное слово вместе проверочным. Выделите корень. (По вариантам.)
замесили
сказка
месит
рассказывать
месили
сказ
Замесили – месит, сказка – рассказывать.
Замесили тесто, натаскали дров, затопили печь. А как печь истопилась, посадили в неё пироги. А пока пироги пекутся, немного отдохнём.
VI. Физминутка. Гимнастика для глаз.
Мышата тоже времени не теряли: песни пели, плясали.
Испеклись пироги, Петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось. Скорее сели за стол.
А Петушок им говорит:
- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто работал вместе со мной? Кто не ленился?
Опустили головы мышата. Стали вылезать из-за стола, а Петушок их и не удерживает.
Не за что таких лодырей и лентяев угощать!
А как вы думаете, ребята, угостит ли нас Петушок? Почему?
Вставим пропущенные буквы и узнаем.
V. Словарная работа.
- Р..бята, ..громное сп..сиб..! Угощайтесь! Почему?
- Как называются слова с непроверяемыми безударными гласными? (Непроверяемые словарные написания нужно запомнить, или обратиться к словарю.)
VI. Итог урока.
- В какой сказке мы побывали?
- Кому мы помогали сегодня? Отблагодарил ли Петушок нас за помощь?
- Какие правила нам помогали работать на уроке?
- Вы молодцы, очень хорошо поработали сегодня.
- Чему учит нас эта сказка? (Не лениться, а трудиться.)
Источники материалов
1. Русский язык . 4 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г.- М: «Просвещение», 2009 - 271 с.
2. Русский язык и чтение, 5 – 7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения / авт.-сост. М.Е. Прокопенко. – Волгоград: Учитель, 2009 – 208 с.
3. Сказки народов СССР. Т.1/ Сост., В.П. Аникина. – М.: Правда, 1986. – 576 с.
4. Загадки, скороговорки для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Е. С. Анищенкова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. –67 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шилина Алеся Борисовна
→ luckandgladness 06.09.2011 1 4015 507 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.