Конспект урока русского языка по теме ««Правописание корня в родственных словах», для 4 класса.



Бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Няганская БС(к)ОУ школа-интернат VIII вида»










Правописание корня в родственных словах.

(Украинская народная сказка «Колосок».)

4 класс.





Шилина Алеся Борисовна,

учитель русского языка и чтения








г. Нягань, 2011 г.

С пециальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида, г. Нягань.

Учитель русского языка и чтения Шилина Алеся Борисовна.

Конспект урока русского языка по теме ««Правописание корня в родственных словах», для 4 класса.


Тема: «Правописание корня в родственных словах».

Цель урока:

  • закрепить умение правильно писать корень в родственных словах;

  • развивать орфографическую зоркость;

  • развивать внимание, зрительное восприятие, мышление, способствовать развитию речи учащихся;

  • воспитывать трудолюбие, прививать интерес к предмету;

Сюжетная линия: украинская народная сказка «Колосок».

Оборудование: карточки, украинская народная сказка «Колосок».


Ход урока.


  1. Организационный момент.

Утром солнышко проснулось,

Всем ребятам улыбнулось.

Лучик тёплый, золотой

На урок возьмём с собой.

Петушок поёт с утра:

- Нам урок начать пора!

II. Введение в тему.

- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, ведь мы будем путешествовать по украинской народной сказке. А по какой, вы узнаете, если выполните задание

«Четвёртый лишний».

Колос, колосок, колесо, колосится.

- Какое слово является «лишним»? Почему?

- Как же называется сказка?

- Какие это слова?

- Почему эти слова родственные?

- Как называется общая часть родственных слов?

III. Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока «Правописание корня в родственных словах». Итак, послушайте, как начиналась эта история:

- Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да Петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели, крутились да вертелись. А Петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу. Как же он принимался за работу? Приготовили ладошки.

IV. Пальчиковая гимнастика.

- Что же было дальше? Кто помнит?

- Вот однажды подметал Петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.


- Круть, Верть, — позвал Петушок, — глядите, что я нашёл.

Прибежали мышата и говорят:

- Нужно его обмолотить.

- А кто будет молотить? — спросил Петушок.
- Только не мы! — закричали мышата.

И принялся Петушок за работу.

V. Работа над ошибками.

Ребята, поможем Петушку? Но сначала вам нужно исправить свои ошибки в работе, которую писали на прошлом уроке, так как они будут препятствовать нам в дальнейшем.

- Какую работу выполняли на прошлом уроке?

- Посмотрите, ребята, как вы справились с прежним заданием?

- На какое правило допущены ошибки? (Опрашиваю 2-3 уч.)

- Как пишется корень в родственных словах? (Одинаково, независимо от произношения.)

- Какое правило нужно знать, чтобы впредь не допускать таких ошибок? (Вспоминаем правила правописания безударных гласных и парных согласных в корне слова.)

- Мышата стали играть в лапту, а мы с Петушком принимаемся за работу.

- Записываем число, классная работа. (Каждый самостоятельно выполняет работу над ошибками.)

VII. Закрепление навыков правописания корня в родственных словах.

Справились с заданием, закончили молотить. Вот Петушок кричит:

- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько мы зерна намолотили! Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть.

- Только не мы! — закричали мышата.

- Ладно, — сказал Петушок, — мы с ребятами снесём зерно на мельницу.

А мышата продолжали играть.

- Ну что, ребята, в помощь?

Задание: «вырастите» свой колосок. Вместо точек впишите корень

-колос-, чтобы получилась семья родственных слов. Выделите корень.

-колос-

..ок

..очек

..ится

..ящийся

..иться

..истый

- Одинаково ли пишутся корни в однокоренных словах?

Вернулся Петушок с мельницы, опять зовёт мышат.

- Сюда, Круть, сюда, Верть. Мы муку принесли.
- Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

- Только не мы! — запищали мышата.

Подумал, подумал Петушок и говорит:

- Видно, нам придется, и принялись за работу.

Отгадайте загадку.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый.

А бывает подгорелый.


- Запишите слово, подберите ряд родственных слов, но так, чтобы одно из них было проверочным. Выделите корень.


Хлеб – хлеба, хлебушек.

В землю тёплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нём таких, как я,

Будет целая семья!


Зерно – зёрнышко, зерновой.


- Являются ли данные слова родственными? Почему?

- Назовите корень в словах?

- Как пишется корень в родственных словах?

- Прочитайте слова первого (второго) столбика. Определите орфограмму в словах. Запишите выделенное слово вместе проверочным. Выделите корень. (По вариантам.)


замесили

сказка




месит

рассказывать




месили

сказ





Замесили – месит, сказка – рассказывать.


Замесили тесто, натаскали дров, затопили печь. А как печь истопилась, посадили в неё пироги. А пока пироги пекутся, немного отдохнём.

VI. Физминутка. Гимнастика для глаз.

Мышата тоже времени не теряли: песни пели, плясали.

Испеклись пироги, Петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось. Скорее сели за стол.

А Петушок им говорит:

- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто работал вместе со мной? Кто не ленился?

Опустили головы мышата. Стали вылезать из-за стола, а Петушок их и не удерживает.

Не за что таких лодырей и лентяев угощать!

А как вы думаете, ребята, угостит ли нас Петушок? Почему?

Вставим пропущенные буквы и узнаем.

V. Словарная работа.

- Р..бята, ..громное сп..сиб..! Угощайтесь! Почему?

- Как называются слова с непроверяемыми безударными гласными? (Непроверяемые словарные написания нужно запомнить, или обратиться к словарю.)

VI. Итог урока.

- В какой сказке мы побывали?

- Кому мы помогали сегодня? Отблагодарил ли Петушок нас за помощь?

- Какие правила нам помогали работать на уроке?

- Вы молодцы, очень хорошо поработали сегодня.

- Чему учит нас эта сказка? (Не лениться, а трудиться.)

Источники материалов


1. Русский язык . 4 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г.- М: «Просвещение», 2009 - 271 с.

2. Русский язык и чтение, 5 – 7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения / авт.-сост. М.Е. Прокопенко. – Волгоград: Учитель, 2009 – 208 с.

3. Сказки народов СССР. Т.1/ Сост., В.П. Аникина. – М.: Правда, 1986. – 576 с.

4. Загадки, скороговорки для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Е. С. Анищенкова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. –67 с.





Полный текст материала Конспект урока русского языка по теме ««Правописание корня в родственных словах», для 4 класса. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шилина Алеся Борисовна  luckandgladness
06.09.2011 1 4015 507

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК