Экологический компонент на уроках русского языка и математики
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7 им. И. А. Кобеляцкого Чульман Нерюнгринского района» Республика Саха (Якутия)
Педагогические находки, их роль в учебно-воспитательном процессе.
Тема: Экологический компонент на уроках в начальной школе.
Содержание:
1. Введение.
2. Содержание:
а) Экологический материал на уроках русского языка.
б) Экологический материал на уроках математики.
3. Заключение.
4. Литература.
Введение.
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Основой экологической подготовки должны быть знание законов живой природы и понимание того, как необходимо жить, чтобы не нарушать гармонии природы.
Перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Младшего школьника нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, и поэтому оберегать экологические качества окружающей среды - значит, заботься о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности.
Необходимо развивать у учащихся эмоциональную отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Воспитывать у детей любовь к родному краю, охране растений и животных можно не только на уроках по ознакомлению с окружающим миром, но и на уроках русского языка, математике, чтения.
Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, я подбираю задания экологического характера.
Подобранные задания воспитывают бережное отношение детей к природе, раскрывают эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей.
Экологический материал на уроках русского языка
1. Темы сочинений.
«Чудо рядом».
«Встреча с природой».
«Подснежник».
«Золотая осень».
«Кормилица наша - земля».
«Аптека под ногами».
«Рощи да леса - наша краса».
«Береза весной».
«Кто прилетел к кормушке?».
«Птицы осенью».
2. Допиши предложение.
Люди не могут жить без природы, потому что она …
Чтобы природа не погибла, надо …
3. Допиши рассказ.
«Однажды утром я увидел, как соседский мальчик ломает ветки нашей любимой березки. Тогда я …»
«Под кочкой в сыром болотце заметил мальчик маленького, слабенького лягушонка, пожалел его и взял домой. Скоро лягушонок …»
4. Составь тексты, рассказывающие, как надо вести себя в природе:
- когда ты обнаружишь птичье гнездо;
- когда встретишь красиво цветущие растения;
- когда собираешь ягоды;
- когда собираешь грибы;
- когда увидишь в лесу муравейник;
- когда увидишь поврежденные березы;
- когда увидишь в лесу маленьких детенышей животных;
- когда завтракаешь на лесной поляне.
5. Напиши, что произошло бы с лесом, если бы вдруг исчезли;
- все дубы;
- все сосны и ели;
- все белки;
- все птицы.
6. Напиши ответ на телеграмму;
«Мы - первая зелень. И за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. Помогите нам!
Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Сирень.»
7. Сочини правила подкормки птиц.
8. Сочини правила лесной вежливости.
9. Правила поведения в природе. (Тема: НЕ с глаголами)
Не ломай ветки!
Не разоряй птичьи гнезда!
Не лови бабочек и жуков!
Не бери из леса диких животных и их детенышей!
Не рви лесные и луговые цветы!
10. Какие растения и животные дали тебе пищу?
Допиши предложения.
Борщ с мясом и со сметаной …
Белую булочку с изюмом …
Кашу манную на молоке с сахаром и маслом …
Чай с сахаром …
11. Грамматические и орфографические задания
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете останемся одни.
Задание: указать род имён существительных.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке,
Тут и там пустые банки.
И как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Задание: указать род имён существительных.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели:
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли,
Насорили и ушли.
Задание: подчеркнуть глаголы.
А ежик ночью убежал.
Его никто не обижал.
Его мы так любили,
И гладили, и мыли,
Но он свернулся и дрожал,
А после взял и убежал.
Задание: определить время глаголов.
Пусть птенцам
И маленьким зверятам
Хорошо живется
С нами рядом.
Задание: определить части речи.
Давай пройдемся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Задание: подчеркнуть глаголы неопределенной
формы.
Береги свою планету,
Ведь другой такой на свете нету!
Задание: определить падеж имен существительных.
Яг.ды б.рите а.уратно,
(Не) т.пчите зря кусты,
Чтоб сюда другие люди
После вас м.гли прийти.
Задание: определить число имен
существительных.
Каждый где-нибудь живет:
Рыба - в речке, в норке - крот,
Заяц - в поле, мышь - в соломе,
Я - в большом кирпичном доме.
Задание: выписать в первый столбик сущ. 1скл.,
во второй - сущ. 2скл.
Если ягоду (не) знаешь,
Лучше ты её (не) рви.
Если ягоду (не) знаешь,
В рот ее ты (не) клади.
Задание: раскрой скобки.
В л.су р.дилась елоч.ка
В л.су д.лжна р.сти.
Не нужно рубить елоч.ку
И в дом ее н.сти.
Задание: вставить пропущенные буквы.
Не стоит елочку губить
А лучше жизнь ей сохранить.
Искусственную елочку купи,
И в своем доме наряди.
Задание: укажи части речи.
Экологические задачи на уроках математики.
1. Один центнер макулатуры сберегает 8 сосен. Ребята собрали 3000кг макулатуры. Ск. деревьев сохранили ребята и ск. книг выйдет, если одна книга весит 500г.?
2. За год промышленные предприятия выбросили в воздух 58 млн. тонн загрязняющих веществ, автотранспорт 36 млн. тонн. Ск. всего выбросов вредных веществ попало в воздух?
3. В водоемах нашей страны за год оказалось 40 млн. тонн загрязняющих веществ. Ск. вредных веществ окажется в воде за 5 лет?
4. Каждый год бытового мусора образуется 57 млн. тонн Ск. мусора накопится за 2 года?
5. Один вид растений и животных исчезает ежедневно. Ск. видов исчезнет за 10 лет?
6. В Красную книгу занесено: насекомых - 202 вида, птиц - 80 видов, млекопитающих - 94 вида. Ск. видов оказалось на грани исчезновения?
7. Вырубается 2 га леса в минуту. Ск. леса уничтожит человек за один час?
8. Протяженность всех оврагов страны составляет 1 млн. км. Длина экватора Земли составляет 40 000 км. Ск. раз можно опоясать оврагами земной шар?
9. За 6 мин. набегает стакан воды из подтекающего крана. Ск. воды вытечет из неисправного крана за 1 час? За сутки?
10. На Земле 8 500 видов птиц, из них 770 видов живут в нашей стране. Ск. видов птиц живет в других странах?
11. Длина озерной лягушки 15 см, а прудовой - 8 см. На сколько см озерная больше прудовой?
12. Травяная лягушка съедает 7 насекомых за сутки. Ск. насекомых она съест за неделю?
13. Личинка златоглазки в день съедала 24 тли. Ск. она съест за 3 недели своей жизни?
14. Дуб живет 1000 лет, а сосна - 500 лет. Во сколько раз дуб живет дольше сосны?
15. В лесу липа живет 700 лет, а в городе 70 лет. Во сколько раз липа живет меньше в загазованном городе?
16. Богомол за сезон съедает 147 тлей, 41 мушку, 266 мух. Ск. насекомых съедает богомол за лето?
17. Ск. погибнет цветущих растений, если 20 учеников класса сорвут по 5 цветов на лугу?
3. Заключение.
Использование заданий экологического характера очень оживляет работу, как учителя, так и учащихся, вызывает у них эмоциональный отклик, способствует формированию активной жизненной позиции, учит сопереживать и размышлять.
В моих заданиях содержится информация, которая помогает учащимся увидеть ценность природы для общества и человека: красоту, богатство ее кладовых, незащищенность перед человеком.
4. Литература.
1. Бабакова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. Начальная школа 1993, №9, с.16.
2. Гавриляко С.Б. Игры «земля - наш дом». Начальная школа, 1992, №4, с.40.
3. «Зеленая страничка» (сборник)
4. Логовеева Г.П. Экологическое воспитание первоклассников. Начальная школа, 1990, №9, с.45.
5. Мереминский А. Экологические рассказы - сказки. Начальная школа, 1992, №4, с.40.
Материал скачан с сайта http://pedsovet.su/
На странице приведен фрагмент.
Автор: Усова Елена Викторовна
→ yakutochka 30.11.2009 0 3476 672 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.