Cтатья "Создание проблемной ситуации на этапе мотивации урока - исследования", 2 класс
Создание проблемной ситуации на уроке - исследования является весьма не простым делом для учителя. Многие проблемные ситуации являются универсальными с той точки зрения, что их можно использовать при изучении других тем, поменяв лишь сюжет.
Фрагмент
Постановка проблемной ситуации – это некое действо, направленное на формулирование возникшей проблемы или на формулирование проблемного вопроса, или гипотезы. Результатом урока – исследования в этом случае будет открытие нового знания, или открытие нового способа действия, или открытие условия для выполнения задания. Не так - то просто придумать проблемную ситуацию, которая бы вызвала у ученика желание исследовать. Стимульным материалом может быть все что угодно – реальные объекты, рисунок, схема, модель, демонстрация опытов, ряд слов, чье-то высказывание, отрывок из текста и т.д. Многие проблемные ситуации являются универсальными, т.к. их можно применить при изучении других тем, изменив сюжет. Дальше я приведу несколько примеров.
Окружающий мир, 2 класс. Тема урока - Распознавание деревьев по листьям.
Материал к уроку. На доске размещаются листья с разных деревьев (липа, береза, осина). Они похожи друг на друга размером, цветом, формой.
Проблемная ситуация. - Я собрала листья под деревом. Но только вот не пойму, принадлежат они разным деревьям или одному дереву. Как вы думаете?
- Мнения разошлись. Проблема: мы не можем определить, к какому дереву (деревьям) принадлежать эти листья. Почему? (схожи по размеру, по цвету)
- Что нужно знать, чтобы решить эту проблему? (по каким признакам можно определить к какому относится дереву лист)
- Форма, край листа
Гипотеза. - И так, у нас возникло предположение, что по форме и краю листовой пластины можно предположить к какому дереву относится лист.
Цель исследования: Опираясь на отличительные признаки листа, с помощью атласа определить, к каким деревьям относятся листья. Если нам удастся определить – значит, гипотеза подтвердилась. Если нет, значит, не подтвердилась.
Похожую проблемную ситуацию можно использовать на уроке окружающего мира по теме «Распознавание лиственных деревьев по коре, по расположению почек на ветке» и «Распознавание хвойных деревьев по листьям - иголкам»
Окружающий мир, 2 класс. Тема урока - Развитие растения из семени
Материал к уроку. На доске размещаются рисунки - развитие растения из семени (семя, корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами, семя)
Проблемная ситуация. - Что нарисовано на первой и последней картинке?
-Между семенами 5 окошек. Что спрятано за ними?
(как, правило, дети догадываются, что спрятана последовательность, связанная с ростом растения, но не могут установить ее звенья)
Вопрос исследования. - Из каких звеньев состоит развитие растения из семени?
Цель исследования: Изучить материалы, чтобы определить последовательность развития растения из семени
Всегда ли соблюдается такая последовательность? Могут ли появляться части растения в другой последовательности? На этот вопрос ученики получают ответ уже опытным путем: садят семя фасоли, наблюдают за его развитием и фиксируют последовательность появления частей растения.
Подобную проблемную ситуацию можно использовать при изучении тем, связанных с появлением и развитием животных: насекомых, земноводных, рыб, птиц, млекопитающих.
Русский язык, 2 класс. Тема - Проверка безударной гласной в корне слова
Материал к уроку. Текст «Рассказ об одной ошибке».
Проблемная ситуация. Дима написал своему другу Петьке записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, который расположен рядом с домом, где живет Петя, и передала записку.
- Ну как? – спросил Дима вернувшуюся сестру.
- Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.
В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.
- Мяч будет. Петька принесет. Я ему написал записку. Он обещал.
Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча у него в руках было оружие – длинный деревянный меч.
Почему так получилось? Какой закон письма не знает Дима?
Гипотеза. Существуют способы проверки слабой позиции гласной по ее сильной позиции.
Цель исследования. Найти способы проверки безударной гласной.
Этот прием универсален тем, что похожую ситуацию можно создать по теме «Проверка парной согласной в корне».
Для создания проблемной ситуации можно использовать противоречия, возникающие во время практической работы или во время обсуждения образа известного литературного персонажа, опираясь на житейский опыт ребенка.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ваулина Надежда Михайловна
→ Nadi2 03.05.2014 0 5147 1011 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.