Урок обучения грамоте по теме «Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в»


Голдина Лилия Вильевна, учитель начальных классов МОУ «ООШ№15» г. Миасса



Пояснительная записка

Автор: Голдина Лилия Вильевна, учитель начальных классов.

Образовательное учреждение: МОУ «ООШ № 15» г. Миасса Челябинской области.

Предмет: обучение грамоте, УМК «Школа России»

Класс: 1 класс.

Название материала: урок по теме «Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в.»

Предназначение: закрепление изученного материала.

Оборудование: азбука Горецкого, слоговая таблица (см. приложение), картинка совы и вратаря, слоги, слова, схемы слов, раздаточный материал.

Методическое обеспечение: Горецкий В. Г. Обучение грамоте. 1 кл. Поурочные разработки. - М.: Просвещение, 2009. – 107с.

В этом году набираю 1 класс. Тема самообразования «Развитие памяти младших школьников как условие успешности обучения». Поэтому в основу каждого урока будут взяты специальные упражнения на развитие памяти, дыхательные упражнения, а также упражнения на развитие координации движений и графических навыков.



Тема урока: «Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в»

Цель урока: Познакомить с согласными звуками [в], [в,] и буквами В, в.

Задачи урока: 1. Развивать умение давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким.

2. Создать условия для формирования навыка чтения вслух; развития речи, памяти и логического мышления.

3. Знать буквы В, в. Уметь вычленять в речи согласные звуки [в], [в,], обозначать их в письменной речи; читать слоги и слова с изученными буквами; составлять сюжетный рассказ по картинке.

4. Воспитывать интерес к разным видам спорта.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

- Прозвенел звонок.

Начинается урок!

- Чтобы на уроке у нас все получилось, нам необходимо сделать дыхательную гимнастику. Дыхательная гимнастика «Сова». (См. приложение).

  1. Актуализация опорных (прежних) знаний и способов действий.

- Дети, посмотрите, кто к нам пришел на урок? (Мудрая сова)

- Как вы думаете, что она нам принесла? (Задания, новую букву)

- Назовите все гласные, с которыми мы уже познакомились. (А, о, и, ы, у) – ученики выставляют на классное наборное полотно

- Почему их назвали гласные? (Они поются; когда произносим, не встречают преграды)

- Давайте хором споем. (Дети поют)

-А с какими согласными мы уже знакомы? (Н, с, к, т, л, р) - ученики выставляют на классное наборное полотно



- А почему их назвали согласные? (Когда поизносим, встречают преграды; нельзя спеть)

- А теперь давайте покажем Мудрой сове, как мы умеем читать слоги. (Чтение слоговой таблицы с изученными буквами. Учитель показывает на слог – дети читают)



  1. Сообщение темы урока

- А кто мне скажет, как называлась наша дыхательная гимнастика? (Сова)

- А какой третий звук в этом слове? ([в])

- Кто же догадался, какой звук и букву мы сегодня будем изучать? Что нам приготовила Мудрая сова? (Звук [в], букву В)

- Молодцы!

- Скажите, пожалуйста, а вы любите спорт? (Да)

- Так вот, вместе с Мудрой совой мы отправимся на стадион.

  1. Формирование новых понятий и способов действий

- Посмотрите, это кто нас встречает? (Вратарь) – на доске картинка

- Давайте хором произнесем слово. (Вратарь)

- Разделим на слоги. (Вра – тарь) (На доске появляется схема: )

- Давайте поставим ударение. Позовите слово. ( )

- Сколько слогов в этом слове? (Два)

- Произнесите первый слог. (Вра)

- Выделите первый звук. ([в])

- Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный)

- Докажите, что согласный? (Нельзя спеть, встречает преграды)

- А он твердый или мягкий? (Твердый)

- Звонкий или глухой? (Звонкий)

- Каким цветом обозначим? (Синим)

- Произнесите слияние. (Ра)

- Какое слияние? (Твердое)

- А теперь произнесите второй слог. (Тарь)

- Произнесите слияние. (Та)

- Какое оно? (Твердое)



- Произнесите последний звук. ([р,])

- Какой он? (Согласный, мягкий)

- Каким цветом обозначим? (Зеленым)



(На доске схема: )

- Давайте прочитаем полученное слово. (Читают по указке)

- Прочитайте с ударением.

  1. Физкультминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись,

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали.


  1. Формирование новых понятий и способов действий

Аналогичная работа проводится со словом ЛОВИ



(На доске схема: )


  1. Применение знаний, формирование умений и навыков

- Вспомните и назовите слова, где встречается звуки [в]. (Вова, волосы, корова, диван)

- Вспомните и назовите слова, где встречается звук [в,]. (Ветер, Света, цветы)

- Молодцы! Мудрая сова очень довольна!

- С каким же звуком мы с вами познакомились? ([в], [в,])

-

В в

Мудрая сова принесла букву, которой мы и будем записывать этот звук.

Посмотрите на доску.



- Давайте покажем Мудрой сове, как мы умеем читать слоги с новой буквой.

(На доске записаны слоги ва Вова

ви слияния Слава

во

ву

вы

- Найдите и прочитайте слоги, которые соответствуют схеме (учитель показывает на схему)

- Давайте прочитаем слова. (Вова, Слава)

- А почему они написаны с большой буквы? (Это имена)

  1. Упражнения для профилактики нарушения зрения

Сядьте удобно, голову зафиксируйте неподвижно. Вспомните буквы, изображенные на карточках, попробуйте «нарисовать» их глазами.

  1. Работа по азбуке. Упражнение в чтении слов.

- Откройте азбуку (с. 75)

- Что написано в столбиках? (Слова)

- Будем читать по цепочке.

- Эти слова нам встретятся в тексте.

- А теперь прочитаем по цепочке текст.

  1. Упражнение в распознавании буквы В.

(Дети получают карточки с заданием от Мудрой совы. Необходимо найти и округлить букву В)

- Дети, Мудрая сова еще принесла каждому из вас задание. Среди этих букв вы должны найти букву В и обвести в кружок. Вот так:



- Задание нужно постараться выполнить быстро. Кода я позвоню в колокольчик, вы завершите работу. (Примерно 1 минута)

  1. Итог урока.

- Какие гласные мы выставляли в начале урока на наборное полотно? (Упражнение на развитие долговременной памяти)

- С какими звуками познакомились? ([в], [в,])

- А какой буквой обозначаем эти звуки? (Вэ)

- Что понравилось?

- Какие трудности испытали?

- Встаньте, кто считает, что потрудился хорошо?



Приложение 1

«Сова»

Сожмите правой рукой левое плечо. Голову поверните влево и посмотрите назад через плечо. Разведите с силой плечи. Сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание, медленно с силой выдохните через рот. Посмотрите назад через правое плечо, снова с силой разведите плечи, сделайте вдох, задержите дыхание и выдохните медленно с силой через рот. Опустите руки, уроните голову на грудь. Сделайте вдох и выдох в свободном режиме. Повторите упражнение, держа левой рукой правое плечо.



Приложение2



Раздаточный материал

аинвсктлваоурвыировкуннс

выоинвстикитнуарлвукивыу

рыноивкстрлвовнтсуиывстл




Приложение 3

Слоговая таблица

www.razumniki.ru – обучение и развитие детей.


Полный текст материала Урок обучения грамоте по теме «Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Голдина Л.В.  lilyarus
18.07.2010 2 7372 1219

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК