Статья "Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности в начальной школе"


(1слайд) Финансовая грамотность как компонент функциональной

грамотности в начальной школе


(2 слайд) Нельзя себе представить сегодня мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих.

(3 слайд)

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в интернете. Они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.


(4 слайд)

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.

Изучение финансовой грамотности с самого детства позволит ребенку иметь в будущем высокий финансовый IQ, а значит и легко привлекать деньги в свою жизнь.

Грамотное отношение к собственным деньгам открывает множество возможностей и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Так или иначе, большинство детей рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, посещают магазины с родителями или без них, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях. То есть постоянно сталкиваются с финансами на бытовом уровне.

(5 слайд)

Основные подходы к формированию финансовой грамотности являются

практико-ориентированный

системно-деятельностный

интегративный

творческий

( 6 слайд)

На занятиях внеурочной деятельности в начальной школе, в 3-4 классах с ребятами осваиваем курс «Финансовой грамотности». Мои ученики с удовольствием принимают участие в работе.

Я использую учебник Сергея Федина, тетрадь Юлии Корлюговой. В доступной и занимательной форме в пособии изложены начальные базовые понятия из мира финансов, рассказывается об истории денег и о современных деньгах. Дети также узнают, как формируются доходы семьи, на что в семье тратятся деньги и как с умом ими управлять. В пособие включены задания для текущего и итогового контроля знаний обучающихся по всем темам курса «Финансовая грамотность». Это проектные, исследовательские и тестовые задания, практические задачи и кроссворды.

(7 слайд)

Учебно-методический комплекс «Введение в финансовую грамотность» может быть встроен в образовательные программы учебно -методического комплекса «Школа России»

Изучение вопросов финансовой грамотности в начальной школе рассчитан на целую группу предметов: окружающий мир, математика, технология, литературное чтение.

( 8 слайд)


Включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Окружающий мир» возможно в следующие темы: 

        «Моя семья» (Что нужно семье) 

         «Зачем нужны автомобили» (Сколько стоит автомобиль)

         «Опасные незнакомцы» (Кто такие мошенники)

   ( 9 слайд)

           «Что такое экономика и для чего она нужна» (Как разумно делать покупки),  

        «Семейный бюджет» (Зачем семье сбережения) 


( 10 слайд)



        «Что такое деньги» (Из истории денег, денежные единицы, способы обмена товара)

        «Путешествия по городам и странам» (Деньги в разных странах)

        «Человек и информация» (Где можно делать покупки)

        «Путешествие по России» (Как пользоваться банковской картой) и другие темы.

( 11 слайд)

   Иная логика легла в основу встраивания элементов финансовой грамотности в предмет «Математика». Здесь в целях развития финансовой грамотности обучающихся целесообразно проводить сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий.

В 1-м классе ученики знакомятся с числами, цифрами, чтобы писать эти числа; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости – рублями, монетами достоинством 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети должны научиться считать и выбирать монеты для оплаты любого продукта в пределах 20.

( 12 слайд)

Во 2-м классе понятие денег вводит их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Младшие школьники продолжают расширять свои знания о банкнотах: монеты и банкноты появляются в пределах 100 рублей.

( 13 слайд)

В 3-м классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами в пределах 1000 рублей. Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена * количество = стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. Карманные деньги могут быть в пределах 1000 рублей. Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские товары и т. д.

В 4-м классе школьники продолжают учиться переводить рубли в копейки и наоборот. Используя формулу стоимости покупки, они решают различные типы задач, чтобы определить цену, количество и стоимость продукта. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько стоит одежда, обувь и т.д.

Можно утверждать, что финансовая грамотность в курсе математики дает положительные результаты, так как:

значительно увеличивает активность детей на уроке;

расширяет личный опыт учеников;

повышает качество и прочность знаний;

повышает роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);

приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.




( 14 слайд)



На уроках русского языка и литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Понятие расточительности и экономии можно формировать в ходе чтения специальных рассказов, сказок (например, «Приключения Буратино», «Мужик и медведь», «Жадный вельможа» и другие).

На уроках я использую задания с пословицами, анаграммами, ребусами и т. д. ( 15 слайд)



        Соедини линиями продолжение пословицы

Береги хлеб для еды,                    богатый вора боится.

Без денег торговать                      а деньги для Беды.

Богатому не спится,                       как без соли хлебать.

Когда деньги говорят,                   прокладывает.

Есть грош,                                      тогда правда молчит...

Денежка дорожку                          так будет и рожь.

( 16 слайд)



        Анаграммы. Расшифруйте слова.



СИПЕНЯ        (ПЕНСИЯ)

ЛАКМЕРА     (РЕКЛАМА)

ПАРТАЛАЗ   (ЗАРПЛАТА)

ОВОДРОГ     (ДОГОВОР)

КАНОЭКОМИ (ЭКОНОМИКА)

( 17 слайд)

Курсу «Технология» принадлежит особая роль, так как решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день. На уроках технологии, обучающиеся знакомятся с элементами финансовой грамотности. В темах «Работа с бумагой» (Что такое свое дело), «В мастерской кондитера. Как работает мастер» (Сколько стоит торт), «Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников» (Как правильно и экономно расходовать материал).

( 18 слайд)

На современном этапе знание финансовой грамотности необходимо также при выполнении ВПР.


( 19 слайд)

Формирование финансовой грамотности обучающихся невозможно без электронно-образовательных ресурсов, которые мы применяем при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям:

  1. Электронные приложения к учебникам.

( 20 слайд)

2.     Интернет – ресурсы:

  • Азбука финансов - универсальный портал о личных финансах и финансовой грамотности. Объединяет в себе информацию о финансовой грамотности населения, личном бюджете, личном финансовом плане; семинары и уроки финансовой грамотности

  • «Сеть творческих учителей» сообщество учителей экономики «Экономика в школе»  где можно найти разработки уроков, ученические проекты,  материалы по внеклассной работе, для олимпиад, викторин, конкурсов.

  • «Учительский портал»

Уроки, мультимедийные тесты, печатные тесты, планирование, контрольные работы, КВН по финансовой грамотности.

  • «Клуб умные родители»

Бесплатная презентация, рассказывающая детям об основах личных финансах. Бесплатный курс «Карманные деньги», который  расскажет ВСЁ про карманные деньги для  детей.

  • Книга «Денежные сказки. Уроки финансовой грамотности.»

Животные из сказочного леса совершают финансовые ошибки и помогают друг другу справиться с соблазнами. Дети читают сказки и учатся на ошибках сказочных персонажей.

  • Мультфильмы:

«Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности»

«Фиксики»:

( 21 слайд)



«Богатый бобрёнок»

«Азбука денег. Уроки тётушки Совы».

«Незнайка на Луне»

Наиболее эффективным методом обучения детей основам финансовой грамотности является игровой метод. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Достоинство игрового метода заключается в том, что он вызывает у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Игра способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную форму работы на уроке, занятии. Можно организовать, квесты, аукционы, игры по типу «Что, где, когда?», «Брейн-ринг», «Пятеро против одного», «Сто к одному» и т. д.

(22-44 слайд)



22 слайд 23 слайд 24 слайд 25 слайд




Моим детям нравятся занятия по финансовой грамотности, где я использую

сказки (привожу примеры по презентации).

26 слайд



27 слайд







28 слайд

29 слайд

30 слайд

31 слайд

32 слайд

33 слайд







34слайд

35 слайд

36 слайд



37 слайд

38 слайд

39слайд

40 слайд

41 слайд

42 слайд

43 слайд

44 слайд



(45 слайд)

46 слайд



       Обучение основам финансовой грамотности – это необходимый этап полноценного развития ребёнка. Знания о мире финансов помогут ему в дальнейшем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение.



«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость,

а умело расходовать – искусство»

Бертольд Авербах

(47 слайд)

Спасибо за внимание.


Полный текст материала Статья "Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности в начальной школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Андросова Галина Викторовна  Публикатор
12.09.2024 0 514 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК