Статья "Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в 3-4 классах"


Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в 3-4 классах.

Чурилина Р.В., учитель начальных классов

МАОУ Лицей № 6 «Перспектива»

(из опыта работы)

Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в 3-4 классах играет важную роль в развитии у обучающихся начальных классов навыков, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром. Этот предмет охватывает широкий спектр тем, связанных с природой, обществом, культурой и экологией, что предоставляет отличные возможности для интеграции различных аспектов функциональной грамотности.

Основные направления формирования функциональной грамотности:

  1. Экологическая грамотность:

    • Знакомство с основами экологии и охраны окружающей среды.

    • Понимание взаимосвязи человека и природы.

    • Развитие ответственного отношения к природным ресурсам.

  2. Социальная грамотность:

    • Осознание роли человека в обществе.

    • Изучение правил поведения в общественных местах.

    • Воспитание уважения к другим людям и культурным традициям.

  3. Информационная грамотность:

    • Навыки поиска, обработки и анализа информации.

    • Критическое осмысление полученной информации.

  4. Культурная грамотность:

    • Ознакомление с культурным наследием своей страны и других народов.

    • Формирование уважительного отношения к различным культурам и традициям.

Методы и подходы к формированию функциональной грамотности:

Игровые методы: Использование игр и игровых заданий делает процесс обучения более увлекательным и мотивирующим.

Проектная деятельность: Работа над проектами, связанными с применением практических знаний, помогает интегрировать теоретические знания с практическим опытом.

Интерактивные технологии: Применение цифровых ресурсов, таких как образовательные платформы и приложения, расширяет возможности для самостоятельной работы и развития творческих способностей.

Коллективная работа: Групповые задания способствуют развитию навыков сотрудничества и взаимопомощи.

Таким образом, формирование функциональной грамотности в процессе обучения окружающего мира требует комплексного подхода, включающего развитие различных когнитивных и социальных навыков.

На уроках окружающего мира в 3-4 классах можно использовать различные виды деятельности, которые будут способствовать развитию функциональной грамотности. Вот несколько примеров:

1. Экологическое исследование:

Тема: "Как мы можем помочь природе?"

Описание: Ученикам предлагается провести мини-исследование на тему сохранения природных ресурсов. Они могут выбрать одну из проблем, например, сокращение использования пластика, экономию воды или энергии. Задача заключается в том, чтобы предложить конкретные меры по решению выбранной проблемы и представить свои идеи классу.

Как это развивает функциональную грамотность:

  • Развивает исследовательские навыки.

  • Способствует пониманию важности экологической ответственности.

  • Тренирует навыки презентации и аргументации своих идей.

2. Социальный проект:

Тема: "Моя школа – мой дом"

Описание: Учащиеся работают в группах над созданием плана улучшения школьной территории. Они обсуждают, какие изменения могли бы сделать школу более комфортной и безопасной, а затем представляют свои предложения учителю и одноклассникам.

Как это развивает функциональную грамотность:

  • Способствует развитию социального сознания.

  • Развивает навыки командной работы и коллективного принятия решений.

  • Помогает осознать важность участия в общественной жизни.

3. Информационный поиск:

Тема: "Интересные факты о животных"

Описание: Каждому ученику дается задание найти интересные факты о каком-либо животном. Для этого они используют учебники, энциклопедии, интернет-ресурсы. Затем они готовят краткое сообщение и делятся своими находками с классом.

Как это развивает функциональную грамотность:

  • Тренируется навык поиска и обработки информации.

  • Улучшается умение структурировать материал и представлять его в доступной форме.

  • Повышается интерес к изучению природы.

4. Культурное наследие:

Тема: "Традиции моего народа"

Описание: Каждый ученик готовит презентацию о какой-либо традиции или обычае своего народа. Это может быть рассказ о национальных праздниках, народных играх, кухне и т.д. Презентации демонстрируются всему классу, после чего проводится обсуждение.

Как это развивает функциональную грамотность:

  • Укрепляет чувство национальной идентичности.

  • Воспитывает уважение к культурному разнообразию.

  • Развивает коммуникативные навыки и умение выступать перед аудиторией.

Таким образом, формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в 3-4 классах является важным этапом в общем образовательном процессе. Через разнообразные формы учебной деятельности ученики приобретают навыки, необходимые для успешной адаптации в современном обществе. Эти навыки включают в себя умение анализировать информацию, принимать осознанные решения, взаимодействовать с другими людьми и бережно относиться к окружающей среде.



Полный текст материала Статья "Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в 3-4 классах" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чурилина Раиса Викторовна  Публикатор
27.11.2024 0 56 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК