Статья "Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в 3-4 классах"
Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в 3-4 классах.
Чурилина Р.В., учитель начальных классов
МАОУ Лицей № 6 «Перспектива»
(из опыта работы)
Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в 3-4 классах играет важную роль в развитии у обучающихся начальных классов навыков, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром. Этот предмет охватывает широкий спектр тем, связанных с природой, обществом, культурой и экологией, что предоставляет отличные возможности для интеграции различных аспектов функциональной грамотности.
Основные направления формирования функциональной грамотности:
Экологическая грамотность:
Знакомство с основами экологии и охраны окружающей среды.
Понимание взаимосвязи человека и природы.
Развитие ответственного отношения к природным ресурсам.
Социальная грамотность:
Осознание роли человека в обществе.
Изучение правил поведения в общественных местах.
Воспитание уважения к другим людям и культурным традициям.
Информационная грамотность:
Навыки поиска, обработки и анализа информации.
Критическое осмысление полученной информации.
Культурная грамотность:
Ознакомление с культурным наследием своей страны и других народов.
Формирование уважительного отношения к различным культурам и традициям.
Методы и подходы к формированию функциональной грамотности:
Игровые методы: Использование игр и игровых заданий делает процесс обучения более увлекательным и мотивирующим.
Проектная деятельность: Работа над проектами, связанными с применением практических знаний, помогает интегрировать теоретические знания с практическим опытом.
Интерактивные технологии: Применение цифровых ресурсов, таких как образовательные платформы и приложения, расширяет возможности для самостоятельной работы и развития творческих способностей.
Коллективная работа: Групповые задания способствуют развитию навыков сотрудничества и взаимопомощи.
Таким образом, формирование функциональной грамотности в процессе обучения окружающего мира требует комплексного подхода, включающего развитие различных когнитивных и социальных навыков.
На уроках окружающего мира в 3-4 классах можно использовать различные виды деятельности, которые будут способствовать развитию функциональной грамотности. Вот несколько примеров:
1. Экологическое исследование:
Тема: "Как мы можем помочь природе?"
Описание: Ученикам предлагается провести мини-исследование на тему сохранения природных ресурсов. Они могут выбрать одну из проблем, например, сокращение использования пластика, экономию воды или энергии. Задача заключается в том, чтобы предложить конкретные меры по решению выбранной проблемы и представить свои идеи классу.
Как это развивает функциональную грамотность:
Развивает исследовательские навыки.
Способствует пониманию важности экологической ответственности.
Тренирует навыки презентации и аргументации своих идей.
2. Социальный проект:
Тема: "Моя школа – мой дом"
Описание: Учащиеся работают в группах над созданием плана улучшения школьной территории. Они обсуждают, какие изменения могли бы сделать школу более комфортной и безопасной, а затем представляют свои предложения учителю и одноклассникам.
Как это развивает функциональную грамотность:
Способствует развитию социального сознания.
Развивает навыки командной работы и коллективного принятия решений.
Помогает осознать важность участия в общественной жизни.
3. Информационный поиск:
Тема: "Интересные факты о животных"
Описание: Каждому ученику дается задание найти интересные факты о каком-либо животном. Для этого они используют учебники, энциклопедии, интернет-ресурсы. Затем они готовят краткое сообщение и делятся своими находками с классом.
Как это развивает функциональную грамотность:
Тренируется навык поиска и обработки информации.
Улучшается умение структурировать материал и представлять его в доступной форме.
Повышается интерес к изучению природы.
4. Культурное наследие:
Тема: "Традиции моего народа"
Описание: Каждый ученик готовит презентацию о какой-либо традиции или обычае своего народа. Это может быть рассказ о национальных праздниках, народных играх, кухне и т.д. Презентации демонстрируются всему классу, после чего проводится обсуждение.
Как это развивает функциональную грамотность:
Укрепляет чувство национальной идентичности.
Воспитывает уважение к культурному разнообразию.
Развивает коммуникативные навыки и умение выступать перед аудиторией.
Таким образом, формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в 3-4 классах является важным этапом в общем образовательном процессе. Через разнообразные формы учебной деятельности ученики приобретают навыки, необходимые для успешной адаптации в современном обществе. Эти навыки включают в себя умение анализировать информацию, принимать осознанные решения, взаимодействовать с другими людьми и бережно относиться к окружающей среде.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чурилина Раиса Викторовна
→ Публикатор 27.11.2024 0 56 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.