Конспект урока русского языка "Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения"; 2 класс


урок русского языка

26.09.2024

учитель:тАПЛЕНКИНА ОКСАНА ВАЛЕНТИНОВНА


Тема

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения

Цель урока

Способствовать ознакомлению с подлежащим и сказуемым; создать условия для развития умения находить в предложении главные члены, выделять их

Задачи урока

Обучающие: 1) познакомить с признаками главных членов предложения: подлежащего и сказуемого;

2) формировать умение различать подлежащее и сказуемое, соотносить подлежащее и сказуемое с основой предложения, находить подлежащее и сказуемое в предложении;

Развивающие: 1) развивать умение формулировать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя;

2)развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата;

3) развивать умение оценивать результаты своей деятельности

Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение друг к другу, навыки сотрудничества


Тип урока

Открытие новых знаний

Планируемые результаты (предметные)

Учатся опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка;
употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения

Личностные результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности
и осознают личностный смысл учения

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной
задачи;
логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

Метапредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение

Основное содержание
темы, понятия и термины

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения; грамматическая основа предложения

Образовательные ресурсы

Таблица «Члены предложения», карточки, Орфографический словарь


Ход урока


Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальный. Словесный.

Слово учителя

-Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

- Один мудрец однажды сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся!»

-Чему мы учимся на уроках русского языка?

- Для чего мы этому учимся?

Значит, мы на уроках русского языка учимся быть грамотными, а значит культурными.

  - Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями, которые будут встречаться у нас на уроке.

- Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением и с хорошими мыслями.

Проверим готовность к уроку

Тетрадки, учебники пенал на парте,вы улыбаетесь, а значит с хорошим настроением мы начинаем наш урок.

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

-грамотно и красиво писать; обогащаем свою речь;

-чтобы быть грамотными, уметь писать грамотно и красиво


















Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя


II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная.

Практический. Письмо

- Открываем тетрадку, кладем её правильно, на уголок, записываем число, классная работа. (на доске)

- Начнем урок с минутки чистописания.

Ребята, какую букву мы писали на чистописании на прошлом уроке?

- А какая буква следует за буквой К по алфавиту?


Давайте дадим характеристику звук (л) Запишем строчную букву -л- в паре с гласными буквами, которые придадут мягкость.

Сиди правильно при письме!

Слад1 Правильное написание буквы -Л.

Слайд 2. Проверка правильной записи слогов

Спинку ровно держим

Словарная работа: запишем слова по картинкам. Показываю картинки

Лимон, улица, народ, тетрадь, иней, класс.

Какие слова мы записали?

Что мы знаем о словарных словах?


Где можем проверить себя?


Проверьте себя по словарику

Выполняют задание




Писали букву К(ка)




Буква Л(эль).


(л)-согласный, звонкий, у него нет пары по звонкости и глухости, может быть твердым и мягким. Зависит от буквы, которая следует за (л).

Выполняют письмо

ля ле лё ли лю








Записывают слова.





-Словарные

-Написание нужно запомнить

-В орфографическом словаре

Самопроверка по словарику

Самооценка

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

III. Постановка учебной задачи

(учебник, с. 32)

Фронтальная. Словесный.

Сообщение
учителя, беседа, чтение

Сегодня вместе с нами на уроке герой из мультфильма, имя которого узнаете по первым буквам словарных слов.

Слайд3 фрагмент мультфильма

Про Лунтика уже выпустили не одну книжку. Авторы книжек Ирина Копылова и Татьяна Пименова. Советую прочитать, и вы узнаете много увлекательных приключений Лунтика и его друзей. (Демонстрация книг ученикам)

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Можно ли сказать, что на доске записано предложение?

Почему? Что такое предложение?

Слайд4.С, упал, Лунтик, луны.





Слайд5 Интересные факты о Луне

Составьте предложение

Лунтик упал с луны.

Запишите предложение

Все слова в предложении, как члены семьи, каждое на своём месте.

Представьте, что из предложения   выпало первое слово. Что получилось?

Про кого мы не смогли узнать?

- Нравится  вам  такое  предложение? Понятно оно Вам?



- А  теперь  из  предложения  выпало  второе  слово. Что  получилось?

О  чем  не  узнали?



- Как вы думаете, получилось бы у вас предложение без этих слов?

Какую роль выполняют эти слова в предложении

 - Как называются эти члены в предложении, которые нельзя убрать? Без них просто не может быть предложения. Слова, которые входят в это предложение, Лунтик и упал, называются главными.  Без них, как вы сейчас убедились, предложение не  получится.

Второе название у главных членов - грамматическая основа.

У каждого члена в семье есть имя. Так и у членов предложения есть имена. Подлежащее и сказуемое. Вот какие интересные имена у главных членов в предложении.

О чём мы будем говорить сегодня на уроке.

Откройте, пожалуйста, учебник на стр.34

Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать учебную задачу. Что нового узнаем на уроке, чему будем учиться?



























Лунтик










-Нет

-В предложении все слова связаны между собой по смыслу и имеют законченную мысль.


Лунтик упал с луны.











-упал с луны


-про Лунтика


-нет, нет законченной мысли, не понятно о ком идет речь.


Лунтик…с луны.



Что сделал Лунтик?




Нет



Главную


Главные члены предложения
















О главных членах предложения. О том, как называются главные члены предложения


Подлежащее и сказуемое-главные члены предложения

Познакомиться и запомнить, как называются главные члены предложения и научится их находить в предложении и выделять

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем


Открытие новых знаний

1. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Вопросы: кто? что? что делает? и т. д. (упр. 35; учебник, с. 32–33)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,

практический.

В учебнике на с.34 посмотрите упр.41

Слайд5 на доске записаны предложения и даны схемы:

Ветер дует. Дети играют.

Птицы летят. Дождь идет.

Кто? Что делают?

Что? Что делает?

Соотнесите схемы и предложения.

Как вы считаете, все ли верно?

Выскажите мнение, являются ли слова, из которых состоит каждое предложение, главными членами? Почему?

Молодцы!

О чем говорится в первом предложении?



На какой вопрос отвечает слово ветер?

Как подчеркивается?

Аналогичная работа проводится с каждым из четырех предложений.

Что вы заметили?

Прочитайте, что говорит нам умный Совёнок, как называется такой главный член? (с.34 в учебнике, выделено жёлтым цветом)

Что говорится о подлежащем в каждом предложении? На какие вопросы отвечают эти слова? Что вы заметили? Прочитайте на с.35, как называется такой главный член?



Теперь вы можете ответить, как называется каждый главный член предложения?

Почему они главные?



Прочитайте вывод на с.35

Молодцы!

Спишите любое предложение, подчеркните подлежащее одной чертой, сказуемое двумя чертами.


Читают предложения. Отвечают на вопросы. Читают правило,
рассказывают его.







Один учащийся соединяет предложения со схемами.





Эти слова являются главными членами предложения, т.к. составляют основу предложения.


О ветре







Слово ветер отвечает на вопрос что?

Одной чертой.






В каждом предложении есть главный член, который отвечает на вопрос кто? или что? и подчеркивается одной чертой.

В каждом предложении есть главный член, который отвечает на вопросы что делает? что делают? и подчеркивается двумя чертами.

Подлежащее и сказуемое.



Они составляют основу предложения?





Записывают предложение. При помощи линейки и карандаша подчёркивают.

Обосновывают правильность выделения подлежащего и сказуемого. Обозначают


Физкультминутка

Коллективная. Практический

Загадка от Лунтика

Они весёлые и игривые, обладают навыком акробатики, раздражают пиявку и других жителей пруда, но я очень люблю играть с ними?


Сложить вместе ладони рук – это «рыбка». Двигать «рыбку» в разных направлениях, имитируя плавание(вверх, вниз, влево, вправо….быстро)

Рыбка







Выполняют движения

по тексту под руководством учителя







Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни

Правильное выполнение движений

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6



Молодцы. Присаживайтесь пожалуйста.





V. Закрепление знаний и способов действий.










































1.Работа парами на карточках

Индивидуальная.

Практический

Работа в парах Письмо

Как рыбки плавали в пруду?

А помните ли вы, какое это слово БЫСТРО.

Слайд 5

Рыбки плавали быстро. Найдём главные члены предложения и подчеркнём их. Как мы будем это делать?

  1. Прочитаем предложение.

  2. Подумаем, о ком или о чём говорится в предложении. Зададим вопрос к этому слову –кто?

  3. Как подчеркнём подлежащее?

  4. Что говорится в предложении о подлежащем? Зададим вопрос?

  5. Как подчеркнём сказуемое?

На доске плакат « Алгоритм нахождения главных членов предложения(грамматической основы)»

Вот у нас с вами получился алгоритм, который поможет нам находить главные члены предложения, подлежащее и сказуемое, в предложении.

Откроем учебник на стр. 36 упр. 43 и посмотри схему определения главных членов предложения. Ответим на вопросы.

Подлежащее и сказуемое, ребята, это словарные слова. Запишем эти слова в тетрадку, поставим ударение и подчеркнем буквы, написание которых нужно запомнить.

Игра от Лунтика. У вас на столе лежат карточки с заданиями, которые принес Лунтик. Желтые карточки –если у вас еще есть сомнения, они с более лёгким заданием. Карточки зелёного цвета-повышенной сложности. Если вы уверены в себе-эти карточки для вас.(Приложение1)

Задание. Подчеркните главные члены предложения в предложениях.

СЛАЙД 6 проверка. Самооценка

Рыбки плавали быстро.

Это словарное слово



Ученик у доски





Говорится о рыбках,


Кто? Рыбки –это подлежащее


Одной чертой



Рыбки (что делали?) плавали. Это сказуемое


Подчеркнём двумя чертами









Отвечают на вопросы упражнения.







Записывают







По траве ползёт змея.

Змея ползёт.


Дует холодный ветерок.

Дует ветер.


Прогремел далёкий гром.

Прогремел гром.


Находят главные
члены предложения, выделяют с помощью условных обозначений. Объясняют значение выражения, высказывают свое мнение
.









Составляют предло-
жение
и находят главные члены предложения, подчёркивают

Беседа по вопросам, письмо

2. Работа со стихотворением. (упр. 42 на стр.35)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

В парах вы работаете замечательно. В учебнике на стр. 35, упр.42.

– Прочитайте стихотворение, давайте все вместе его озаглавим.

– Что означает выражение
банный день?


Самостоятельная работа

– Спишите два первых предложения,
подчеркните главные члены предложения подлежащее и сказуемое.(самостоятельно)

Кто справился с заданием легко? Кому нужна помощь?


Читают стихотворение, озаглавливают его. Отвечают на вопросы. Списывают предло-
жения



Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

Какая задача стояла перед
нами?

Удалось ли ее решить?

– Кто справился с задачей?
Кто испытывал затруднения?
Почему?

Самооценка (оцени себя с помощью сигнальных карточек):

- Красный цвет – без помощи учителя я не могу найти подлежащее и сказуемое в предложении.

- Жёлтый цвет – я ещё не совсем понял, как находить подлежащее и сказуемое.

- Зелёный цвет – я уже понял, как находить подлежащее и сказуемое.

Выставление отметок за работу на уроке

Отвечают на вопросы учителя

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

Домашнее задание


Слайд 7 Домашнее задание на доске: с. 36 упр. 44. Прочитать и запомнить правило с. 34-35.








Приложение 1



По траве ползёт змея.

Змея ползёт.


Дует холодный ветерок.

Дует ветер.


Прогремел далёкий гром.

Прогремел гром.










Полный текст материала Конспект урока русского языка "Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тапленкина Оксана Валентиновна  Публикатор
28.11.2024 0 130 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК