Статья "Развитие функциональной грамотности на уроках математики"


МОУ Нагорьевская СШ











Развитие функциональной грамотности на уроках математики

Банк заданий

по математической грамотности

для обучающихся начальных классов











Составитель:

учитель начальных классов

Кузнецова Т.А.















с.Нагорье, 2023г.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», основу которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять контроль и оценку.

Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий. На концепции функциональной грамотности основаны международные оценочные исследования – оценка математической и естественно-научной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (ТIMSS).

Одной из составляющей функциональной грамотности – это математическая грамотность учащихся. Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Предмет «Математика» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Математика является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития логического мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

Для развития функциональной грамотности у младших школьников важно, чтобы задачи соответствовали их практическому опыту. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе. Например, Близкая тема вдохновляет ребенка узнавать, потому что знания могут быть сразу применены в реальной жизни – в той же игре. Например, недавно, решая задачу про 3D-принтеры, мы с классом начали фантазировать: сколько пластика нужно для изготовления разных предметов. Ребята с интересом вычисляли.

Стараюсь систематически включать в урок компетентностные задачи или задания на применение предметных знаний для решения практической задачи, а также задачи на ориентацию в жизненной ситуации.

Приведу примеры таких задач.

Практические задачи.

  1. В шкафу было16 чашек с синими цветочками, чашек в горошек- на 2 меньше, чайных ложек – на 12 больше, чем чашек в горошек. Сколько одновременно человек смогут пить чай, если у каждого должна быть своя чашка и своя чайная ложка?

  2. Коля весит 45 кг, Дима – на 7 кг меньше, а Вася – на 5 кг больше Димы. Смогут ли эти ребята подняться одновременно на лифте, если этот лифт за один раз поднимает не больше 120 кг?

  3. Парикмахер за день постриг 5 человек, затратив на каждого по 30 минут, и трём девушкам он сделал праздничную причёску, затратив на каждую по 1ч30мин, ещё 30 мин у него ушло на обеденный перерыв. Сколько времени показывали часы, когда парикмахер освободился. Если его рабочий день начался в 8ч30мин.

  4. Для каждого ученика класса купили учебник по математике и учебник по русскому языку. Учебник по математике стоил 45о руб., а учебник по русскому языку – 550руб. За всю покупку заплатили 28 000руб. Сколько стоили все учебники по математике и все учебники по русскому языку?

  5. В магазине «Кулинария» в холодильник загрузили 6 коробок с пирожными по 8 пирожных в каждой коробке и столько же коробок по 5 пирожных в каждой. Сколько пирожных осталось, если было продано 52 пирожных?

  6. В кинотеатре 4 зала: 2 зала по 120 мест и 2 зала по 150 мест. После начала сеанса в кассе осталось 22 билета. Сколько билетов было продано?

  7. Друзья решили сделать Оле подарок ко дню рождения. Для этого они собрали деньги: пять из них дали по 80 руб., а остальные трое –по 90 руб. Этих денег как раз хватило, чтобы купить куклу за 450 руб. и бу-

Кет цветов. Сколько стоит букет цветов?

  1. Определи стоимость приготовления 1кг салата «Греческий», если для этого требуется:

Помидоры-4штуки

Огурец-3штуки

Перец-2штуки

Маслины-1банка

Сыр-1упаковка

Листья салата-1упаковка

Помидоры стоят 12 руб. за штуку, банка маслин стоит 55 руб.,огурцы-9 руб.за штуку, упаковка сыра стоит 87 руб.,перец-24 руб. за штуку, упаковка листьев салата стоит 35 руб.

  1. В хоккее команда получает за победу 3 очка, за ничью-1 очко, за поражение-0очков. Команда сыграла в чемпионате страны 30 матчей и набрала 75 очков. Какое наибольшее число ничейных матчей могло быть у этой команды?

  2. На катке катались девочки и мальчики: девочек было в 2 раза больше, чем мальчиков, а мальчиков -16. Через некоторое время 12 ребят ушли домой, но пришли ещё 8 девочек и 9 мальчиков. Сколько всего ребят стало на катке?

Нестандартные задачи

  1. У него есть четыре, но если их все отрезать, то у него станет целых восемь. О чём идёт речь?

  2. Термометр показывает плюс 20 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра?

  3. К тебе пришли гости, а в холодильнике бутылка лимонада, пакет с яблочным соком и бутылка минеральной воды. Что ты откроешь в первую очередь?

  4. Коле 5 лет, а Нине 9 лет. Какая разница в возрасте будет между ними через три года?

  5. Папа на рыбалке за 10 минут поймал 3-х рыбок. За какое время он поймает ещё 10 рыбок?

  6. Как число 66 увеличить в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий?

  7. Сколько у вас было всего прапрадедушек и прапрабабушек?

  8. Врач прописал больному три таблетки и велел принимать их через каждые полчаса. Сколько времени уйдёт на приём таблеток?

  9. Половина от половины числа равна половине. Какое это число?

  10. Сколько нулей получится в произведении всех натуральных чисел от 5 до 25?

Комбинаторные задачи

  1. Инопланетяне сообщили жителям Земли, что в системе их звёзд есть три планеты А, Б, В. они живут на второй планете. Далее передача ухудшилась из-за помех, но было принято ещё два сообщения, как установили учёные, оба неверные:

1) А – не третья от звёзд планета;

2) Б- вторая планета

На какой планете (А, Б, или В) живут инопланетяне?

  1. У Кати, Толи и Веры есть собаки: пудель, овчарка и кокер-спаниель. У Веры не кокер-спаниель и не овчарка. У Кати не овчарка. У кого какая собака?

  2. В соревнованиях по бегу Антон, Володя и Серёжа заняли три места. Какое место занял каждый из них, если Володя занял не второе место и не третье, а Серёжа – не третье?

  3. Мама решила сварить компот. У неё было четыре фрукта: яблоки, вишни, груши и персики. Какие могли получиться напитки, если брать только по два фрукта?

Задачи повышенной трудности

  1. Если Оля купит 3 альбома, то у неё останется 40 рублей. А если бы она захотела купить 5 альбомов, ей не хватило бы 200 рублей. Сколько денег у Оли?

  2. Витя, Коля, Саша и Дима играли с мячами: синим, зелёным, жёлтым и красным. Каким из мячей играл каждый из них, если мяч Вити не синий, у Коли не синий и не красный, а у Саши жёлтый мяч?

  3. В сказочной стране у волшебных человечков по 3 руки. Двадцать человечков построились в шеренгу, и каждый взял соседа за руку. Сколько рук остались свободными?

  4. Лена начертила 20 фигур: треугольников и квадратов. Всего она провела 72 отрезка. Сколько квадратов она начертила?

  5. 10 жуков построились в шеренгу, каждый взял за лапку каждого из своих соседей. Сколько всего лапок оказались свободными?

  6. Из 25 человек класса 17 изучают английский язык, а 15-французский, причём каждый ученик класса изучает один из языков. Сколько детей изучает оба языка?

  7. Буратино, Мальвина и Пьеро катались на велосипедах. У них были трёхколёсные и двухколёсные велосипеды, всего было 8 колёс. Сколько было трёхколёсных велосипедов?

  8. Стас по лесу шёл и колечко нашёл.

А с Леной пойдёт тогда сколько найдёт?

  1. В песочнице играли 6 мальчиков и 3 девочки. Четырёх детей позвали мамы. Ушёл хотя бы один мальчик?

  2. 5 ребят катались на велосипедах. Дима посчитал рули и колёса. Рулей оказалось 4, а колёс-10. Как это может быть?

  3. Книга и блокнот стоят 120 рублей. Книга и тетрадь – тоже 120 рублей, а тетрадь и блокнот – 40 рублей. Сколько стоит книга?

  4. Масса поросёнка и пса 64 кг, барана и поросёнка – тоже 64 кг, а пса и барана – 60кг. Какова масса поросёнка?


Полный текст материала Статья "Развитие функциональной грамотности на уроках математики" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузнецова Татьяна Александровна  kuzt1412
26.01.2025 0 201 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК