Конспект урока математики "Сложение и вычитание числа 5"; 1 класс


Тема: Сложение и вычитание числа 5.

Цели:

  • формировать у учащихся вычислительные умения и навыки, находить значения выражений на два действия; знакомить учащихся со способами сложения и вычитания числа 5 частями; закреплять умение решать простые задачи; записывать условие и составлять схемы к ним.

  • развивать логическое мышление во время выполнения заданий, память, внимание и самостоятельность в работе, умение работать в коллективе, в паре.

  • воспитывать познавательный интерес к предмету, используя нестандартные формы обучения.

Оборудование. Компьютер, карточки с выражениями, наборное полотно с составом числа 5, лепестки цветов для определения состава числа, названия остановок, задача – рисунок, тетради в клетку, учебники.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

Раздался и стих звонок

Начинается урок

Труд здесь идет упорный,

Умей лишь ловко считать,

Складывать, вычитать:

Умей сообразительно все сообразить,

Первым в ответе быть,

Лентяев у нас нет!

Кто руки не поднимает?

Отправляемся в путь!

Нас интересные вещи ждут.

- Сегодня у нас необычный урок, а урок – путешествие.

- А на чем мы отправимся в нее, отгадайте сами.

II. Работа над загадкой.

Пассажирский или товарный,

Металлический он и красивый.

Все прячет в вагонах

И становится лишь на перронах.

- Мы с вами будем путешествовать на поезде. Отправляемся в путь с остановки «Классная».

- В каждом вагоне и на остановках нас ждут приключения. Поезд готов, но без билетов мы не можем отправляться в путь. Чтобы их получить, нужно выполнить задание от Слона-проводника.

III. Актуализация знаний.

1. Задачи. Игра "Найди правильный вагон".

- Слон-проводник дал каждому из вас билет. Билет не простой, Он очаровательный. На нем написаны математические выражения. Чтобы знать, в какой вагон садиться, нужно найти значение выражения. Помогите соседу, проверьте, правильно ли он определил номер своего вагона.

3 + 3 2 + 4 5 + 0 7 + 3            

1 + 1                 2 + 2                     1 + 4                5 + 1

- Уселись все по своим местам? Поехали…

- Нет, не поехали. Потому что слон не знает как сказать машинисту, что надо все ехать. Хотел позвонить, но забыл его номер телефона. Поможем ему вспомнить номер.

2. Задание - игра в парах «Покажи число"

(У учеников на партах лежат числа от 1 до 10. Поочередно представители из пары поднимают число)

- Наибольшее однозначное число? (9)

- Какое число не является натуральным числом? (0)

- Какое число после числа 6? (7)

- Какие соседи у числа 3? (2,4)

- Покажи соседей числа 10. (9)

- Следующее число к числу 5? (6)

Отправляемся.

VI. Открытие новых знаний.

1. Остановка "Пятерочка".

- Продолжаем путешествие.  Мы умеем складывать и вычитать 1, 2, 3, 4 и сейчас останавливаемся на остановке, которая называется «Пятерочка». Посмотрите, какие необычные цветы. Нам надо сделать так, чтобы на каждом цветочке было по пять лепесточков.

(На доске четыре цветка с разным набором лепестков: с одним, с двумя, тремя и четырьмя лепестками. Дети дополняют недостающие лепестки)

5 – это 2 и … 5 – это 4 и … 5 – это 3 и …. 5 – это 1 и ….

- Что это мы повторили? (на доске появляется таблица состава числа 5).

- Отправляемся в путь нас интересные вещи ждут. Чтобы путешествие было полезным и интересным, мы поработаем в наших дорожных записных книжках. Каждый вагон получит свое задание.

2. Физкультминутка.

3. Каллиграфическая минутка. Письмо цифры 5.

Дети записывают строчку цифры 5.

4. «Устный опрос».

- Какое число вы записали?

- Как его добавляли и вычитали?

- Как это можно делать?

- Как удобнее складывать и вычитать число 5, сразу или частями?

- Как вы думаете, несколькими способами можно добавить и вычесть число 5?

5. Остановка "Музыкальная" (физкультминутка).

6. Остановка "Поляна решений". Первичное закрепление приема сложения и вычитания числа 5.

- Наша остановка «Поляна решений". На этой поляне много желтых цветов – это наши тетради.  Раскройте их.

- Что такое сумма?

- Упомяните названия компонентов при действии добавления.

- Известна ли вам такая задача? Выполните их и продолжим путешествие.

V. Закрепление знаний.

1) Коллективная работа.

Вспомни состав числа 5. Найди значение выражений удобным для тебя способом.

8 – 5 = 8 – 4 – 1 =                                      5 + 5 = 5 + 2 + 3 =

9 – 5 = 9 – 1 – 4 =                                       7 – 5 = 7 – 0 – 5 =

2) Остановка "Задачная".

- Проехав определенное расстояние, наш паровозик останавливается на станции «Задачная». (На доске большой рисунок с бабочками).

- Составьте задачу об этих бабочках, что видите на поляне.

(Над цветами летало две красных бабочки. К ним прилетели еще три синих. Сколько всего бабочек летало над цветами?)

- О ком задача?

- Что известно?

- Что нужно найти?

- Какое действие надо выполнить, чтобы ответить на вопросы задачи?

- Какую схему мы можем составить к этой задаче?

- Сколько было красных бабочек?

- Каким цветом это обозначим?

- Сколько было синих бабочек?

- Каким цветом это обозначим?

- Как покажем сколько их было вместе?

- Обратите внимание на монитор. Такие ли у вас записи? Проверьте.

VI. Рефлексия учебно-познавательной деятельности учащихся.

Остановка "Классная".

- Наш поезд прибывает на конечную станцию. Просьба ко всем пассажирам оставить свои места. Давайте вспомним, где мы побывали за время нашего путешествия, что делали и, что видели.

- Кому понравилось путешествовать?

- Что нового узнали? Сколько случаев сложения и вычитания числа 5 существует?

- Куда бы еще хотели отправиться?







































Ключи

Работа над загадкой

Поезд

Игра "Найди правильный вагон".

3 + 3 = 6 7 + 3 = 10                     

2 + 4 = 6 1 + 1 = 2                

5 + 0 = 5 2 + 2 = 4

1 + 4 = 5                5 + 1 = 6

Остановка "Пятерочка"

5 – это 2 и 3 5 – это 4 и 1 5 – это 3 и 2 5 – это 1 и 4

Остановка "Поляна решений". Первичное закрепление приема сложения и вычитания числа 5.

5 + 4 = 9 2 + 5 = 7 5 + 3 = 8

9 – 5 = 4 7 – 2 = 5 8 – 5 = 3

9 – 4 = 5 7 – 5 = 2 8 – 3 = 5

Коллективная работа

8 – 5 = 8 – 4 – 1 = 3                                      5 + 5 = 5 + 2 + 3 = 10

9 – 5 = 9 – 1 – 4 = 4                                      7 – 5 = 7 – 0 – 5 = 2


Остановка «Задачная».

2 + 3 = 5 (б.)

Ответ: 5 б.







Полный текст материала Конспект урока математики "Сложение и вычитание числа 5"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Евгущенко Наталья Леонидовна  Публикатор
09.09.2025 0 214 0

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.