Мастер – класс "Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах"


МБОУ «Школа №127» Приволжского района г. Казани





МАСТЕР – КЛАСС



на тему:

«Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах» 

Провела: Ахметова Г.И.,

учитель начальных классов















26 марта 2025 г



Цель мастер-класса: ознакомление с методическими приемами, обеспечивающими эффективную работу на уроках русского языка со словарными словами.

Задачи мастер-класса:

- познакомить с системой последовательности действий, приемов и форм педагогической деятельности при подготовке орфографических минуток на уроках русского языка, направленных на развитие орфографической зоркости учащихся;

Планируемые результаты мастер- класса:

Предметные : повышение собственного уровня теоретической и методической подготовки; овладение приёмами работы над словарными словами на уроках русского языка; формирование желания использовать эти элементы в своей работе.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять действия по заданному алгоритму; контролировать свою деятельность.

Познавательные: отбирать необходимую информацию по определённым критериям; устанавливать причинно- следственные связи; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, приходить к общему решению; участвовать в общей беседе и работе группы, соблюдая правила речевого этикета.

Личностные: осознавать необходимость  над данной проблемой; проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; дипломатично выражать своё мнение.

Методы: методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, практические и самостоятельная работа, методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса, методы контроля и самоконтроля (практическая работа, групповые задания, самооценка, образовательные технологии (групповая работа, сотрудничество, информационные технологии.



Ожидаемый результат: повышение профессиональной компетенции будущих учителей начальных классов в организации работы над словами из словаря на уроках русского языка

Формы организации работы в рамках мастер-класса: презентация опыта, беседа, работа в группах, межгрупповое взаимодействие.

Оборудование мастер-класса: презентация; раздаточный материал; методические рекомендации

1.Организационный момент. Приветствие.

Здравствуйте, дорогие студенты.

Я учитель начальных классов, Гульнара Ильсуровна, рада приветствовать Вас на своем мастер-классе. Желаю нам с вами плодотворной и продуктивной работы.

- Надеюсь, что сегодня у нас получится интересный и полезный разговор.

- Поговорим?

- О чём?

- О разном и о прочем.

- О том, что хорошо.

- И хорошо не очень.

- Что-то знаете вы.

- А что-то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим. Вдруг будет интересно…

2. Сообщение темы мастер класса

Слайд

Всему название дано – и зверю и предмету

Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нету.

Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно -

В огромном мире – море слов

Купайся ежечасно!

                     А. Шибаев

- О чем же мы сегодня будем говорить с вами? ( о словах)

- Я представляю вам сегодня мастер-класс на тему: «Приёмы работы над словарными словами  на уроках русского языка в начальных классах» 

- Чтобы писать словарные слова правильно, что нужно сделать?

- Выучить, запомнить.

-Действительно, в традиционной практике словарные слова подлежат механическому запоминанию, что является малоэффективным, и дети продолжают совершать ошибки в этих словах. Почему? Ответ прост. При знакомстве со «словарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать.

- Как при запоминании избежать простой зубрёжки?

- Как разнообразить это монотонное скучное дело?

3. Включение в деятельность

- Чтобы активизировать все мыслительные операции выполним «гимнастику для мозга», это нейроупражнение мы выполняем перед уроком русского языка. Называется «Алфавит Гриндера»

Игра "Алфавит" - одна из техник нейролингвистического программирования (НЛП), которая поможет вам войти в состояние высокой продуктивности.

Слайд



II . Основная часть

- Предлагаю несколько приёмов.

1. Первый приём « Словарная СТЕНКА»

Знакомимся с новым словарным словом. Вывешиваем его на стенку.

Стена постепенно покрывается словами. Неделю слова висят, а ребята их “обживают”, рассматривают, “иллюстрируют”. Наступает момент, который называется “Стенка”. Ребятам дается несколько минут для “фотографирования”. Затем снимаем слово со стены, все проговаривают его хором по слогам. Когда все слова сняты, проводим словарный диктант. Затем идёт проверка. Учитель показывает листы со словами, а дети сверяют написанное. Если ошибку в слове никто не сделал, слово отправляют “на пенсию”. Пусть отдохнёт. Если есть ошибка, хоть у одного ученика, несчастное слово возвращают на СТЕНКУ.

(При использовании этого приёма работает у детей зрительная память, формируется контрольно-оценочное действие, ребёнок контролирует сам себя).

2. Следующий приём «Одиночное плавание» под орфографическим парусом.

- Парус - это листы бумаги у вас на партах.

- «Одиночное плавание» - это словарный диктант.

Разговаривать нельзя - плавание одиночное, к соседу повернёшься плот перевернётся, а море и без того штормит.

- За работу.

- Я буду диктовать по одному слову.

Вы должны писать слова в столбик, и каждый раз сворачивать (загибать листок) ровно на одно слово.

- Готовы?

- Поплыли!

дЕжурный


инЕй


Язык


здраВствуй


извИните


до свИдания


фАмилИя


сЕнтябрь


тОварИщ


урОжай


Волны становятся меньше.

- Море стихает.

- «Поднять паруса!»

- Разворачиваем листки, открывая по слову.

- Начинаем с последнего.

- Проверка.

- Найдите букву -О- во 2 слоге, нашли обвели в кружок. Не нашли - придётся проделать в этом месте дырку. Ручкой. Настоящую, Насквозь.

Парус развернули. У кого сколько дырок? Расстроенных нет: одни дети рады, что ни одной, другие - что их вон сколько! А дома придётся парус “штопать” (делать работу над ошибками), и т. д.

Можно отправляться в плаванье по океану “Безударная гласная” (если слова только по этой теме).

Используя этот прием, дети неоднократно возвращаются к словарным словам, сложная работа над запоминанием словарных слов, превращается в увлекательную игру.

3. Мнемонические приемы «Графические ассоциации»

Хочу предложить вам нетрадиционный прием работы со словарными словами МЕТОД ГРАФИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ мнемотехника (по схожести изображения).

Мнемоника (греч.Mnemonika – искусство запоминания).

Мнемотехника – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций”

В своей работе использую замечательное пособие Ольги Борисовны Иншаковой «Словарные слова в образах и картинках». В данном пособии словарные слова представлены в виде картинных образов.(показ на слайде)

 

- А сейчас я предлагаю вам самим попробовать зашифровать букву с помощью графических ассоциаций, например в слове «морковь».

Проверка – посмотрите, как это слово представлено в пособии Ольги Борисовны.


4. Приём «Развиваем внимание»

- Выпишите из кроссворда словарные слова

й

Ц

к

у

к

е

н

н

о

г

Б

и

л

е

т

ш

щ

д

ф

Ы

л

а

п

р

о

л

и

я

Ч

о

с

г

м

и

т

н

к

О

м

б

а

й

н

г

н

й

Ц

е

у

з

к

е

н

а

ш

Щ

т

з

е

х

ъ

ф

д

ы

В

р

а

т

п

р

о

ц

л

Д

ж

р

а

к

е

т

а

э

Я

ч

с

м

и

т

ь

т

а

Г

р

о

н

о

м

б

ь


Билет, километр, комбайн, газета, агроном, ракета, одиннадцать

5. Следующий приём “Ботанический сад”. 

На уроке выращиваем деревья, проводим работу по правописанию однокоренных слов. Учитель вывешивает корень мороз, а дети придумывают однокоренные слова, записав их на листочках и прикрепляют к дереву, обязательно выделяя корень.

Дерево стоит неделю или две. Затем проводим небольшой словарный диктант из этих слов (слова с дерева снять). Учитель может добавить свои 2-3 слова. Затем прикрепляет новый корень. И проводим аналогичную работу. Используя этот приём через зрительную память, формируется у детей интерес, развивается орфографическая зоркость.

Давайте уважаемые студенты, проведём работу по правописанию однокоренных слов. У вас на партах есть карточки, составьте и запишите слова с данным корнем.



6. «Чепушина»

Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.

- Мы с вами отлично поработали, я предлагаю слово РАБОТА

Р рябина

А абрикос

Б берёза

О огурец

Т томат

А арбуз


Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Новые словарные слова воспринимаются и запоминаются легче, так как школьник производит с ними практические действия.


III. Рефлексия.

Спасибо, за плодотворную работу.

Думаю, что мой опыт работы поможет вам организовать работу детей на уроках русского языка при изучении словарных слов.


Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.



И хотелось бы закончить словами «Учитель - это ученик, навсегда вызванный к доске». (С. Соловейчик).

Обучая других – учись сам.

Всем огромное спасибо за работу!




Полный текст материала Мастер – класс "Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ахметова Гульнара Ильсуровна  Публикатор
14.10.2025 0 178 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК