Технологическая карта урока русского языка "Изменение имен существительных по падежам. Родительный падеж"; 3 класс


Дата: 04.02.2025 Учитель: Давыдова Елена Алексеевна

Класс: 3б УМК: «Перспектива»

Технологическая карта урока русского языка

Тема урока: Изменение имен существительных по падежам. Родительный падеж.

Цели деятельности учителя: знакомство с родительным падежом имени существительного; формирование умения задавать падежные вопросы Р.п., узнавать предлоги Р.п.

Задачи:

Образовательные: создание условий для знакомства детей со способом определения родительного падежа имен существительных; организация практической деятельности, в ходе которой дети могут научиться распознавать родительный падеж имен существительных, развивать орфографическую зоркость.

Развивающие: создание условий для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы; для развития речи в форме построения высказываний, логических рассуждений и доказательств.

Воспитательные: создание условий для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах

Планируемые результаты:

Предметные: умение определять родительный падеж имен существительных и применять изученные правила правописания.

Метапредметные

Личностные УУД

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные УУД

обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные УУД

принимать участие в работе парами, группой;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование для учителя: мультимедиапроектор, учебник русского языка для 3 класса, авт. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, мультимедиа презентация.

Оборудование для учащихся: учебники, тетради, рабочие листы для групповой работы, рабочие листы для работы в парах, ручки, линейки, цветные карандаши, простые карандаши, ластики, снежинки со словами для рассадки по группам.


Этап урока


Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности. Организационный момент


Доброе утро, ребята! Этот урок сегодня у вас проведу я, Давыдова Е.А. Уверена, что урок пройдет интересно, познавательно. Посмотрите, пожалуйста, на своего соседа по парте. Возьмите за руку своего соседа по парте. А теперь коснитесь своим большим пальцем этой же руки большого пальца соседа, скажите: «Желаю!»

-указательные пальчики встречаются: «Успеха!»

-Средние пальчики: «Большого!»

-Безымянные: «Во всем!»

-Мизинец: «И везде!»

-Вся ладошка: «Вперед!»

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к происходящему.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Л: понимание значения знаний для человека


II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии с выявлением места и причины затруднения


- Скажите, какое сейчас время года? А кто из вас любит зиму? А играть на улице все любят? Предлагаю нам с вами построить снежную крепость. Готовы?

- Я буду задавать вопросы по очереди каждой паре. Ваш верный ответ поможет нам в строительстве.

1. Как называется часть речи, которая обозначает предмет? (имя сущ.) (1 слайд)

2. На какие вопросы отвечает имя существительное? («Кто?», «Что?»)

3. На какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные? («Кто?»), неодушевленные? («Что?») (2 слайд)

4. Если предмет один, то это … (ед.ч.), если предметов два или много… (мн.ч.) (3 слайд)

5. Имена существительные ед.ч. можно подружить со словами-помощниками: он-мой, это…(м.р.), она-моя… (ж.р.), оно-мое… (ср.р.)

(4 слайд)

6. Вспомните, как сегодня вы рассаживались за парты. (по родам). Что объединяло слова м.р.? (слог «ПА»). Слова ж.р.? (слог «ДЕ») Слова ср.р.? (буквосочетание «жи-ши»).

7. Какое слово можно составить из данных слогов? (падежи) (5 слайд).

8. Перечислите падежи. (И.п., Р.п., Дп., В.п., Т.п., П.п.)

9. Какой падеж всегда употребляется без предлогов? (И.п.)

- Изначально этот падеж указывал на принадлежность к кому-то или чему-то. (Р.п.)

Затруднение. Конкретизирую вопрос: Название этого падежа связано со словом «родители, родственники». Теперь к нему относятся существительные, отвечающие на вопросы «Кого?, Чего?»

Внимательно слушают вопросы, дают на них полные ответы.


































Отвечают название: Р.п.


П: структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

III. Постановка учебной задачи.


Работа в парах.


Тема сегодняшнего урока?

Сформулируйте задачи урока:

1. Узнать …(новое о Р.п.)

2. Научиться … (определять Р. п. в предложениях у имен существительных)

3. Применить … (новые знания при выполнении заданий)

Сейчас мы выполним задание в парах. (Приложение 1) Но прежде давайте вспомним правила работы в парах.

(6 слайд)

Давайте проверим, что у вас получилось. Я ваши верные ответы помещу в нашу Книгу знаний на доске. У вас на партах есть голубые карточки. Давайте заполним те строки в таблице, которые нам уже известны. (На доске в Книге знаний появляются записи:

  1. Отв. на вопр. «Кто?» «Что?»

  2. Является второстепенным членом.

  3. В некоторых случаях употребляется с предлогом.)

Сообщают тему урока «Р.п. имен существительных»


Формулируют задачи урока с помощью опорных слов.



Читают правила работы в паре, выполняют задание №1 в рабочем листе в парах.


Дети читают закрашенные ими фразы.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. 

П: структурирование знаний.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-Откройте учебник на с. 25. Прочитайте сообщение И.И.Самоварова. Откройте тетради.

-Запишите число. Выполните упражнение 39.

-Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа по парте, сверяя ее с эталоном.

(ребенку с ОВЗ выдается инд.карточка) (Приложение 2)

(7 слайд).

-При оценке работы соседа по парте обратите внимание на оценивание. Если работа выполнена безошибочно, вы рисуете на полях в тетради снежинку голубого цвета, если есть 1-2 ошибки- синяя снежинка. Если более 2 ошибок- рисуете снежинку фиолетового цвета.

-1 уч-ся читает вслух сообщение Самоварова;

-1 уч-ся читает вслух задание упражнения, 1 уч-ся работает у доски.

-осуществляют взаимопроверку.

-знакомятся с системой оценивания.



V. Физкультминутка.

Встаньте из-за парт. Предлагаю сейчас немного отдохнуть. Поставьте руки на пояс. Если я буду произносить вопрос Р.п., мы дружно хлопаем в ладоши, а если прозвучит вопрос какого-то другого падежа, шагаем.

Выполняют физкультминутку.

Правильное выполнение движений

VI. Открытие нового знания. Формирование новых знаний и умений




Работа в группах.




















- Ребята, давайте вспомним, какое слово-подсказку имеет имя сущ. в Р.п.? (нет.)

(учитель заполняет Книгу знаний на доске:

4. Вспомогательное слово «нет»)



-Ребята, а теперь давайте поработаем в группах. Для этого вспомним правила работы в группах

(8 слайд).

-Вставьте в текст подходящие по смыслу предлоги. (Приложение 3)


- Каждая группа читает свой текст и называет, какие предлоги она вставили.

- Заполним нашу Книгу знаний. Я на доске, а вы в своих карточках. 5. Употребляется с предлогами «у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с».


Отвечают на поставленный вопрос. Записывают в лист слово- подсказку.



Работают в группах.






Устно отвечают на вопросы. Называют предлоги Р.п.


Заполняют карточку.







П: анализ, синтез, структурирование знаний.

Р: контроль

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. 

П: умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

К: умеют строить понятное монологическое высказывание;

активно слушать одноклассников и учителя;

вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила;

рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.

VII. Применение новых полученных знаний и умений (решение учебных задач).



Работа в парах.


- Давайте вернемся к нашим рабочим листам в парах. Выполните упражнения 2, 3.

- сравнение с эталоном. Рефлексия. (9 слайд)



Выполняют упражнение.

Осуществляют проверку- сравнение с эталоном.


П: структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.


VIII. Домашнее задание

Дома я попрошу вас выполнить №41 в учебнике, чтобы повторить употребление предлогов с сущ. Р.п. А тем, кому еще захотелось поработать над этой темой, предлагаю выполнить домашнее задание на платформе «Учи.ру».

Записывают д/з.


IХ. Рефлексия деятельности

-Ребята, давайте вернемся к нашей снежной крепости. Посмотрите, все ли кирпичики нашли свои знания? Конечно, нет. Имя существительное таит еще много секретов, которые вам предстоит разгадать. Но я уверена, что у вас получится сделать это на «отлично».

-Какой падеж мы сегодня учились определять?

-Как определить, что имена существительные стоят в Р.п.?

-Какие предлоги употребляются с именами сущ. в Р.п.?

- Мне бы хотелось сегодня отметить работу…. (оценивание ответов).

Посмотрите на экран. Давайте подведем итоги урока. (10 слайд)

-Продолжите фразы:

1. Сегодня на уроке я научился…

2. Сегодня на уроке мне понравилось..

3. Сегодня на уроке я повторил…

4. Сегодня мне было сложно…

5. Сегодня я поставил бы себе оценку…

А оценки мы выставим себе на окошке.

- Посмотрите, пожалуйста, в окошко. На улице зима, но снегом она нас не балует, да и мороз не так велик. Давайте поможем зиме, раскрасим наше окошко снежинками. Если у вас все получилось, вы приклеите голубую снежинку, если нужно еще что-то уточнить- синюю снежинку, если осталось много вопросов- фиолетовую. (Прикрепляют снежинки под музыку). Благодарю вас за работу. Урок окончен.

Отвечают на вопросы.















Проводят рефлексию.














Убирают свои рабочие места.

Р: контроль

Р: самооценка

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.


Полный текст материала Технологическая карта урока русского языка "Изменение имен существительных по падежам. Родительный падеж"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Давыдова Елена Алексеевна  Публикатор
31.10.2025 0 124 0

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК