Рабочая программа кружка "Зернышки"; 1-4 класс (кубановедение)
Автор: Матвиюк Анна Васильевна
Место работы: МБОУ СОШ №20
Кавказского района Краснодарского края
Должность: Учитель русского языка и литературы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Кружок «Зернышки»
срок реализации программы 4 года
возраст обучающихся 7-11 лет
1. Пояснительная записка.
Семейные традиции – бесценная часть нашего культурного наследия, живой исток, без которого у России нет и не может быть будущего.
Целью данной программы является возрождение и сохранение традиций кубанской семьи, воспитание на их основе личности, способной помогать ближнему и служить Отечеству.
Задачи.
Возрождение православных основ семьи;
Оказание помощи молодежи в успешной социализации в отечественной культуре;
Пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению культуры и истории Кубани;
Творческое развитие ребенка на основе знаний о Кубанской культуре и истории.
Содержание данной программы рассчитано на работу с учащимися 1-4 классов.
Программа направлена на знакомство с духовными ценностями кубанской казачьей семьи через изучение традиций, обрядов, быта жителей родного края.
Программа тесно связана с другими предметами средней общеобразовательной школы, семьёй, направлена на гуманистическое воспитание личности с опорой на общечеловеческие ценности.
Особенно актуальна данная программа в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей семейные, межнациональные, социальные конфликты.
Программа рассчитана на 4 года обучения (135 часов). Группа занимается один раз в неделю, в году – 34 занятия.
Наиболее подходящая форма для реализации данной программы – кружок.
2. Учебно-тематический план.
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
Первый год обучения. «В гостях у казаков» |
||||
|
Тема 1. Усадьбы и подворья. Традиционное убранство хаты. |
9 |
7 |
2 |
|
Тема 2. Блюда казачьей кухни. |
8 |
7 |
1 |
|
Тема 3. Костюм – документ эпохи. |
8 |
6 |
2 |
|
Тема 4. Занятия казаков. |
9 |
6 |
3 |
Второй год обучения. «Казачьи обычаи и традиции» |
||||
|
Тема 1. Этнические основы христианства – источник нравственности. |
7 |
6 |
1 |
|
Тема 2. Календарные праздники. |
9 |
6 |
3 |
|
Тема 3. Войсковые и престольные храмовые праздники. |
9 |
7 |
2 |
|
Тема 4. Семейные праздники. Казачья свадьба в эстетическом и нравственном аспектах. |
9 |
7 |
2 |
Третий год обучения. «Семья – идеал народной педагогики» |
||||
|
Тема 1. Кубанская семья. |
8 |
5 |
3 |
|
Тема 2. Воспитание девочек и мальчиков. |
9 |
6 |
3 |
|
Тема 3. Отношение к старшим. |
9 |
7 |
2 |
|
Тема 4. Заповеди воспитания. |
8 |
6 |
2 |
Четвертый год обучения. «Родовое предание» |
||||
|
Тема 1. Родословная. Моя родословная. |
8 |
5 |
3 |
|
Тема 2. Семейные реликвии. |
9 |
7 |
2 |
|
Тема 3. Значение имени и фамилии. |
8 |
6 |
2 |
|
Тема 4. «История воинской славы кубанского казачества». |
9 |
6 |
3 |
3. Содержание курса.
Первый год обучения. «В гостях у казаков». (34 ч.)
Тема 1. Усадьбы и подворья. Традиционное убранство хаты. (9 ч.)
Домостроение - важный элемент традиционной народной культуры. Как строились турлучные дома. Как возводились общественные здания: атаманское правление, школы. Специальные обряды при закладке дома. Обряд при строительстве жилья. Внутреннее убранство казачьей xaты. Интерьер кубанского жилища. Центральное место в доме - «Красный угол».
Тема 2. Блюда казачьей кухни.(8 ч.)
Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства. Наиболее популярные блюда: борщ, вареники, галушки. Простейшая утварь.
Тема 3. Костюм – документ эпохи.(8 ч.)
Казачий костюм. Влияние культуры кавказских народов. «Казачья справа»: форменная одежда, конь, оружие. Традиционный женский костюм. Значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи
Тема 4. Занятия казаков.(9ч.)
Главная обязанность казака - военная служба. Роль женщины в ведении домашнего хозяйства. Приобщение детей к труду. Полевые работы в страдную пору.
Второй год обучения. «Казачьи обычаи и традиции». (34 ч.)
Тема 1. Этнические основы христианства – источник нравственности.(7 ч.)
Что такое духовная жизнь человека. Православная вера кубанских казаков и ее роль в жизни человека. Обозначение святого, праведного и грешного.
Тема 2. Календарные праздники. (9 ч.)
На Кубани чтили и широко отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый Год, Масленицу, Пасху, Троицу. Великий пост. Светлое воскресение – «Вылык дэнь». Обрядовый хлеб – паска. Обрядовая пища.
Тема 3. Войсковые и престольные храмовые праздники. (9 ч.)
День вручения Георгиевского знамени. Дни годовщины Полтавской и Бородинской битв. Престольные храмовые праздники, посвященные Господу, Богородице, Святому, имя которого носила станичная церковь.
Тема 4. Семейные праздники. Казачья свадьба в эстетическом и нравственном аспектах. (9 ч.)
Различные обряды на Кубани: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, похороны. Свадьба - сложный и длительный обряд со своими строгими правилами.
Третий год обучения. «Семья – идеал народной педагогики». (34 ч.)
Тема 1. Кубанская семья. (8 ч.)
Семейный быт. Традиционно большие кубанские семьи. Роль главы семьи.
Тема 2. Воспитание девочек и мальчиков. (9 ч.)
Раннее приобщение детей к труду. Подготовка мальчиков к службе (детство, юность). Отец и дед традиционно обучали сыновей и внуков выживанию в опасных условиях. Матери и бабушки обучали дочек и внучек умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства.
Тема 3. Отношение к старшим. (9 ч.)
Особым уважением в семье пользовались старики, которые выступали хранителями обычаев. Отношение к предкам – показатель нравственного состояния общества. На Кубани к предкам всегда относились с особым почтением.
Тема 4. Заповеди воспитания. (8 ч.)
Крестьянско-казачья педагогика, в основе которой идеалы строгой доброты и послушания, доверия, справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду.
Четвертый год обучения. «Родовое предание». (34 ч.)
Тема 1. Родословная. Моя родословная. (8 ч.)
Родословное дерево семьи. О христианском понимании семьи. Как рождается семья. Родословие моей семьи.
Тема 2. Семейные реликвии. (9 ч.)
Что такое семейные реликвии. Передача семейных реликвий от родителей к детям – древняя традиция, сохраняющая память о предках. Для чего нужно беречь семейные реликвии.
Тема 3. Значение имени и фамилии. (8 ч.)
Что такое фамилия. Фамилия – наследственное имя семьи. Происхождение фамилий. Значение имени. Традиция давать имя по Святкам. Знаменитые однофамильцы.
Тема 4. «История воинской славы кубанского казачества».(9 ч.) Персидские походы. Русско-турецкая война 1828-1829 г.г. и участие в ней казаков. Участие казаков в обороне Севастополя. Оборона Тамани. Борьба за Северный Кавказ.
4. Предполагаемые результаты реализации программы.
Овладение теоретическим и практическим материалом о жизни, быте, традициях, семейном укладе кубанского казачества, развитие на этой основе духовных и культурных ценностей учащихся, воспитание патриотизма и гражданской позиции.
5. Формы и виды контроля
Беседа
Практическое занятие
Тестирование
Викторина
Индивидуальная работа с учащимися
6. Методические рекомендации
Содержание программы закладывает основы духовного развития на основе православных семейных ценностей кубанского казачества.
Младший школьный возраст характеризуется образным восприятием и мышлением, поэтому предполагается при обучении исходить от близкого, понятного ребенку: мира природы, сказки, объектов окружающего мира.
1. Общие требования к обстановке в кабинете:
- техническое обеспечение кабинета в соответствии с содержанием программы;
- чистота, проветриваемость помещения;
- физкультпаузы.
2. Техническое и материальное обеспечение:
- кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами;
- средства мультимедиа.
3. Кадровое обеспечение:
Руководитель, реализующий программу, должен владеть следующими профессиональными и личностными качествами:
- знание психологических возрастных особенностей учащихся;
- наличие общей культурологической подготовки;
- владение методиками духовно-нравственного и эстетического воспитания детей.
4. Методическое обеспечение программы:
- методические разработки и планы-конспекты занятий;
- методические рекомендации и указания к практическим занятиям.
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Количество |
1. Библиотечный фонд |
||
|
Методические пособия |
3 |
|
Справочные пособия |
4 |
|
Энциклопедии |
2 |
2. Экранно-звуковые пособия |
||
|
Аудиозаписи |
4 |
|
Видеофильмы |
3 |
|
Презентации |
9 |
3. Учебно-практическое оборудование |
||
|
Телевизор |
1 |
|
Компьютер |
1 |
|
Мультимедийное оборудование |
1 |
Использованная литература.
Б.А.Трехбратов «Новая история Кубани», 2001 г.
Б.А.Трехбратов, Ю.М.Бодяев «Новая история», 2005 г.
В.Н.Ратушняк «Кубанские исторические хроники», 2005 г.
В.С.Кукушин «Этнопедагогика»; изд., НПО «Модэк», 2002 г., Москва-Воронеж
Картины былого Тихого Дона: краткий очерк истории войска Донского, изд. «Граница», 1992 г.
П.Базикин «Памятка для казака», изд. Краснодар, 2003г.
Н.В.Ситдикова «Моя Кубань», изд. «Баро-Пресс», 2005 г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Матвиюк Анна Васильевна
→ anmatviyuk 01.01.2012 0 7331 1148 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.