Рабочая программа кружка "Зернышки"; 1-4 класс (кубановедение)


Автор: Матвиюк Анна Васильевна

Место работы: МБОУ СОШ №20

Кавказского района Краснодарского края

Должность: Учитель русского языка и литературы











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

Кружок «Зернышки»



срок реализации программы 4 года

возраст обучающихся 7-11 лет







1. Пояснительная записка.

Семейные традиции – бесценная часть нашего культурного наследия, живой исток, без которого у России нет и не может быть будущего.

Целью данной программы является возрождение и сохранение традиций кубанской семьи, воспитание на их основе личности, способной помогать ближнему и служить Отечеству.

Задачи.

  • Возрождение православных основ семьи;

  • Оказание помощи молодежи в успешной социализации в отечественной культуре;

  • Пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению культуры и истории Кубани;

  • Творческое развитие ребенка на основе знаний о Кубанской культуре и истории.

Содержание данной программы рассчитано на работу с учащимися 1-4 классов.

Программа направлена на знакомство с духовными ценностями кубанской казачьей семьи через изучение традиций, обрядов, быта жителей родного края.

Программа тесно связана с другими предметами средней общеобразовательной школы, семьёй, направлена на гуманистическое воспитание личности с опорой на общечеловеческие ценности.

Особенно актуальна данная программа в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей семейные, межнациональные, социальные конфликты.

Программа рассчитана на 4 года обучения (135 часов). Группа занимается один раз в неделю, в году – 34 занятия.

Наиболее подходящая форма для реализации данной программы – кружок.



2. Учебно-тематический план.

п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Первый год обучения. «В гостях у казаков»


Тема 1. Усадьбы и подворья. Традиционное убранство хаты.

9

7

2


Тема 2. Блюда казачьей кухни.

8

7

1


Тема 3. Костюм – документ эпохи.

8

6

2


Тема 4. Занятия казаков.

9

6

3

Второй год обучения. «Казачьи обычаи и традиции»


Тема 1. Этнические основы христианства – источник нравственности.

7

6

1


Тема 2. Календарные праздники.

9

6

3


Тема 3. Войсковые и престольные храмовые праздники.

9

7

2


Тема 4. Семейные праздники. Казачья свадьба в эстетическом и нравственном аспектах.

9

7

2

Третий год обучения. «Семья – идеал народной педагогики»


Тема 1. Кубанская семья.

8

5

3


Тема 2. Воспитание девочек и мальчиков.

9

6

3


Тема 3. Отношение к старшим.

9

7

2


Тема 4. Заповеди воспитания.

8

6

2

Четвертый год обучения. «Родовое предание»


Тема 1. Родословная. Моя родословная.

8

5

3


Тема 2. Семейные реликвии.

9

7

2


Тема 3. Значение имени и фамилии.

8

6

2


Тема 4. «История воинской славы кубанского казачества».

9

6

3



3. Содержание курса.

Первый год обучения. «В гостях у казаков». (34 ч.)

Тема 1. Усадьбы и подворья. Традиционное убранство хаты. (9 ч.)

Домостроение - важный элемент традиционной народной культуры. Как строились турлучные дома. Как возводились общественные здания: атаманское правление, школы. Специальные обряды при закладке дома. Обряд при строительстве жилья. Внутреннее убранство казачьей xaты. Интерьер кубанского жилища. Центральное место в доме - «Красный угол».

Тема 2. Блюда казачьей кухни.(8 ч.)

Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства. Наиболее популярные блюда: борщ, вареники, галушки. Простейшая утварь.

Тема 3. Костюм – документ эпохи.(8 ч.)

Казачий костюм. Влияние культуры кавказских народов. «Казачья справа»: форменная одежда, конь, оружие. Традиционный женский костюм. Значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи

Тема 4. Занятия казаков.(9ч.)

Главная обязанность казака - военная служба. Роль женщины в ведении домашнего хозяйства. Приобщение детей к труду. Полевые работы в страдную пору.

Второй год обучения. «Казачьи обычаи и традиции». (34 ч.)

Тема 1. Этнические основы христианства – источник нравственности.(7 ч.)

Что такое духовная жизнь человека. Православная вера кубанских казаков и ее роль в жизни человека. Обозначение святого, праведного и грешного.

Тема 2. Календарные праздники. (9 ч.)

На Кубани чтили и широко отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый Год, Масленицу, Пасху, Троицу. Великий пост. Светлое воскресение – «Вылык дэнь». Обрядовый хлеб – паска. Обрядовая пища.

Тема 3. Войсковые и престольные храмовые праздники. (9 ч.)

День вручения Георгиевского знамени. Дни годовщины Полтавской и Бородинской битв. Престольные храмовые праздники, посвященные Господу, Богородице, Святому, имя которого носила станичная церковь.

Тема 4. Семейные праздники. Казачья свадьба в эстетическом и нравственном аспектах. (9 ч.)

Различные обряды на Кубани: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, похороны. Свадьба - сложный и длительный обряд со своими строгими правилами.

Третий год обучения. «Семья – идеал народной педагогики». (34 ч.)

Тема 1. Кубанская семья. (8 ч.)

Семейный быт. Традиционно большие кубанские семьи. Роль главы семьи.

Тема 2. Воспитание девочек и мальчиков. (9 ч.)

Раннее приобщение детей к труду. Подготовка мальчиков к службе (детство, юность). Отец и дед традиционно обучали сыновей и внуков выживанию в опасных условиях. Матери и бабушки обучали дочек и внучек умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства.

Тема 3. Отношение к старшим. (9 ч.)

Особым уважением в семье пользовались старики, которые выступали хранителями обычаев. Отношение к предкам – показатель нравственного состояния общества. На Кубани к предкам всегда относились с особым почтением.

Тема 4. Заповеди воспитания. (8 ч.)

Крестьянско-казачья педагогика, в основе которой идеалы строгой доброты и послушания, доверия, справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду.

Четвертый год обучения. «Родовое предание». (34 ч.)

Тема 1. Родословная. Моя родословная. (8 ч.)

Родословное дерево семьи. О христианском понимании семьи. Как рождается семья. Родословие моей семьи.

Тема 2. Семейные реликвии. (9 ч.)

Что такое семейные реликвии. Передача семейных реликвий от родителей к детям – древняя традиция, сохраняющая память о предках. Для чего нужно беречь семейные реликвии.

Тема 3. Значение имени и фамилии. (8 ч.)

Что такое фамилия. Фамилия – наследственное имя семьи. Происхождение фамилий. Значение имени. Традиция давать имя по Святкам. Знаменитые однофамильцы.

Тема 4. «История воинской славы кубанского казачества».(9 ч.) Персидские походы. Русско-турецкая война 1828-1829 г.г. и участие в ней казаков. Участие казаков в обороне Севастополя. Оборона Тамани. Борьба за Северный Кавказ.

4. Предполагаемые результаты реализации программы.

Овладение теоретическим и практическим материалом о жизни, быте, традициях, семейном укладе кубанского казачества, развитие на этой основе духовных и культурных ценностей учащихся, воспитание патриотизма и гражданской позиции.

5. Формы и виды контроля

  1. Беседа

  2. Практическое занятие

  3. Тестирование

  4. Викторина

  5. Индивидуальная работа с учащимися

6. Методические рекомендации

Содержание программы закладывает основы духовного развития на основе православных семейных ценностей кубанского казачества.

Младший школьный возраст характеризуется образным восприятием и мышлением, поэтому предполагается при обучении исходить от близкого, понятного ребенку: мира природы, сказки, объектов окружающего мира.

1. Общие требования к обстановке в кабинете:

- техническое обеспечение кабинета в соответствии с содержанием программы;

- чистота, проветриваемость помещения;

- физкультпаузы.

2. Техническое и материальное обеспечение:

- кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами;

- средства мультимедиа.

3. Кадровое обеспечение:

Руководитель, реализующий программу, должен владеть следующими профессиональными и личностными качествами:

- знание психологических возрастных особенностей учащихся;

- наличие общей культурологической подготовки;

- владение методиками духовно-нравственного и эстетического воспитания детей.

4. Методическое обеспечение программы:

- методические разработки и планы-конспекты занятий;

- методические рекомендации и указания к практическим занятиям.



7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Библиотечный фонд

Методические пособия

3

Справочные пособия

4

Энциклопедии

2

2. Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи

4

Видеофильмы

3

Презентации

9

3. Учебно-практическое оборудование

Телевизор

1

Компьютер

1

Мультимедийное оборудование

1



Использованная литература.



  1. Б.А.Трехбратов «Новая история Кубани», 2001 г.

  2. Б.А.Трехбратов, Ю.М.Бодяев «Новая история», 2005 г.

  3. В.Н.Ратушняк «Кубанские исторические хроники», 2005 г.

  4. В.С.Кукушин «Этнопедагогика»; изд., НПО «Модэк», 2002 г., Москва-Воронеж

  5. Картины былого Тихого Дона: краткий очерк истории войска Донского, изд. «Граница», 1992 г.

  6. П.Базикин «Памятка для казака», изд. Краснодар, 2003г.

  7. Н.В.Ситдикова «Моя Кубань», изд. «Баро-Пресс», 2005 г.




Полный текст материала Рабочая программа кружка "Зернышки"; 1-4 класс (кубановедение) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Матвиюк Анна Васильевна  anmatviyuk
01.01.2012 0 7194 1148

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК