Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бисероплетение»; 1 - 4 класс
Низание - самый древний вид рукоделия. Ещё до того, как люди научились делать стеклянные бусинки, они использовали различный природный материал в виде камней, костей, семян, ракушек для украшения себя и своих жилищ. С появлением стеклянных бусин и бисера возросли творческие возможности, появились различные техники исполнения. Данная программа предназначена для обучения в учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных школах, адресована учащимся, не имеющим начальной художественной подготовки. Срок реализации 3 года. Знакомит воспитанников с одним из видов декоративно-прикладного искусства - бисерное рукоделие учит их различным приёмам низания, ткачества, вышивки, выкладке бисера по клейкой основе. Являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основных приёмов бисероплетения.
Пояснительная записка
Сущность и специфика дополнительного образования де¬тей отражена в «Концепции развития дополнительного образования детей». В ней указано, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бисероплетение» (далее программа), способствуют влиянию на становление личности ребенка через изучение традиционной культуры.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой: Федеральным законом об образовании, концепцией развития дополнительного образования детей, порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, СанПиНом. Предназначена для обучения в учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных школах. Программа адресована учащимся, не имеющим начальной художественной подготовки.
Низание – самый древний вид рукоделия. Ещё до того, как люди научились делать стеклянные бусинки, они использовали различный природный материал в виде камней, костей, семян, ракушек для украшения себя и своих жилищ. С появлением стеклянных бусин и бисера возросли творческие возможности, появились различные техники исполнения. У разных народов были свои отличные от других рисунки, цветовые решения. Бисерное рукоделие покорило все народы: от туземцев, живущих на островах, до европейских мастериц, и слои общества от цариц до простых крестьянок. Увлечены были бисерным рукоделием и многие мужчины. Бисером вышивали, оплетали, ткали, вязали, плели и выкладывали по клейкой основе. Существовали многочисленные мастерские и бисерные объединения.
Сегодня некогда забытое бисерное рукоделие обрело новую жизнь. Большой популярностью пользуются плетёные из бисера украшения, вышивка для отделки одежды и аксессуаров, украшение интерьера в виде салфеток, вазочек, цветов, картин и других сувениров из бисера.
Все эти красивейшие бисерные изделия можно увидеть и приобрести в специальных магазинах, ярмарках, выставках, но цена не всегда приемлема для любителей красоты. Программа, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основных приемов бисероплетения. Обучение, по данной программе, создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Знакомясь с бисероплетением, учащиеся приобщаются к народному творчеству. Получая знания и навыки на занятиях бисерного рукоделия, имеют возможность творить неповторимые, индивидуальные вещи, самовыражаться в своих работах. Занятия в студии декоративно-прикладного творчества дают возможность сотрудничества, развития коммуникативных способностей, межличностных отношений, помогают раскрывать внутренний мир красоты и гармонии. Знакомство с новыми приёмами бисероплетения вызывает у детей интерес, приносит радость и чувство удовлетворения от творческой работы.
Актуальность данного курса заключается в том, что сегодня бисерное рукоделие является весьма востребованным среди детей и подростков п.Ханымей, а так же знакомит с одним из видов искусства рукоделия.
Новизна программы состоит в том, что в ней систематизированы все приёмы учения бисероплетению от азов до выполнения сложных изделий, обоснованное распределение их в соответствии с возрастными особенностями детей, т.е. программа построена по принципу «от простого к сложному».
Цель: познакомить воспитанников с одним из видов декоративно-прикладного искусства - бисерное рукоделие и научить их различным приёмам низания, ткачества, вышивки, выкладке бисера по клейкой основе, сформировать уважительное отношение к народному творчеству.
Задачами курса являются:
Обучающие:
- формирование знаний по предмету (цветоведение, материалы, инструменты, термины);
- приобретение технических знаний, умений и навыков (различные техники, способы и приёмы низания);
- формирование умения самостоятельно работать по схеме, самим строить схемы.
Развивающие:
- расширение кругозора детей, знакомство с отличительными особенностями областной Российской культуры;
- развитие познавательной и творческой активности, основанной на культуре бисерного рукоделия;
- формирование художественного вкуса, фантазии, внимания, мышления, памяти, интереса;
- развитие мелкой моторики рук.
Воспитывающие:
- приобщение детей к народному декоративно – прикладному творчеству;
- воспитание уважения к труду, народному искусству, аккуратности в работе;
- формирование потребности в самообразовании и дальнейшем развитии умений и навыков в бисерном рукоделии.
По степени творческого участия программа модифицированная. По уровню освоения – развивающая, так как направлена на формирование общей культуры ребёнка, расширение его знаний, самостоятельного мышления, развития творческих способностей и эстетического вкуса.
Программа относится к художественно-эстетическому направлению.
По целевому обеспечению – развивающая художественную одарённость, творческую индивидуальность, воображение, наблюдательность, фантазию.
Принципы, на которых строится программа:
- Систематичность и последовательность обучения.
- Связь теории с практикой.
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.
Изучив и отработав данные приёмы низания, воспитанники студии, получают возможность самостоятельно создавать разнообразные интересные бисерные изделия, проявить свой вкус и оригинальность, порадовать себя и близких. В ходе занятия они знакомятся с профессией художников, дизайнеров, оформителей. Программа имеет межпредметную связь с такими предметами как ИЗО, технология, черчение, математика, история. Предполагает получение знаний по принципу от простого к сложному, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
В программе отводятся часы на индивидуальные занятия, которые необходимы для подготовки к конкурсам и мероприятиям или для занятий с воспитанниками, которые по каким-либо причинам отстали от программы, а также с высокомотивированными детьми.
По данной программе обучаются дети от 7до 12 лет, количество детей в группе 8-10 человек, т.к. требуется внимание и помощь со стороны педагога каждому воспитаннику. В одной группе могут быть дети разных возрастов с учётом подготовленности и способности к занятиям. На занятиях используется индивидуально-групповая форма работы.
Отличительной особенностью программы от уже существующих является применение на занятиях информационных технологий и проектной деятельности.
По результатам обучения по программе «Бисероплетение», ожидается, что дети научатся всем приёмам и методам низания, смогут самостоятельно изготавливать задуманные изделия, пользоваться готовыми схемами и создавать свои. Узнают историю бисерного рукоделия, которая связана с историей
нашего и других народов.
Контроль уровня усвоения пройденного материала осуществляется во время практических работ и выполнения проекта, а также в процессе подготовки и участия в конкурсах, выставках, фестивалях различного уровня.
Условия реализации программы
Используемые методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- практический;
- стимулирования мотивации;
- контроля и самоконтроля.
Формы занятий: занятие – объяснение нового материала, практическая работа, контрольно-тестовые занятия.
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в специально оборудованном, хорошо освящённом помещении.
Для реализации программы необходимо:
- Мебель: столы, стулья, шкафы, полки, ученическая доска.
- Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, колонки, принтер, сканер, телевизор.
- Материалы и инструменты: ножницы, иглы для бисероплетения, нитки, леска, бисер, бусины, стеклярус, рубка, тонкая проволока, карандаши, ручки, фломастеры, тетради, стиральные резинки, цветной мел, картон цветной, белый, баночки для оплетения, коробочки для хранения бисера, х/б салфетки, пластилин, клей, нитки мулине, станки для бисероплетения, копировальная бумага, пяльцы, пайетки, шнур, ткань для вышивки, флизелин, канва.
Методическое обеспечение
При реализации программы «Бисероплетение» используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: словесные, наглядные, практические методы, методы проблемного обучения, алгоритмический метод, проектный, метод взаимообучения, метод скоростного эскизирования, метод временных ограничений, метод запрещений (когда не разрешается использование в работе какого-либо цвета, способа, что побуждает ребенка искать новое решение поставленной задачи), метод информационной поддержки, дизайн-анализ. Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу.
В процессе обучения применяются такие формы занятий:
групповые занятия, индивидуальные, теоретические, практические, игровые, семинары, творческие мастерские, конкурсы, устный журнал, занятие-фантазия, занятия игровые - имитирующие общественную практику.
Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:
иллюстративный и демонстрационный материал:
- иллюстрации с изображением образцов изделий;
- иллюстративный материал к теме «История бисерного рукоделия»;
- макет разборной технологической карты изделия;
- иллюстрации, репродукции к темам по истории развития искусства;
- образцы изделий;
- таблицы, схемы;
- плакат «цвета и формы»;
- инструкционные карточки-схемы, включающие в себя изображение последовательности выполнения определённого метода низания, готовый образец;
- инструкционные карточки применяются в течение всего курса обучения «бисероплетению», особенно на этапе объяснения нового материала и на этапе практической работы.
раздаточный материал:
- схемы выполнения изделий;
- карточки с заданиями по всем годам обучения, шаблоны для первого года обучения;
- технологические карты изделий;
- коллекция образцов;
- альбом с иллюстрированными подборками и схемами из книг и журналов;
- книги и журналы по бисероплетению;
- выставочные работы воспитанников занимающихся в студии;
- фотографии работ участвовавших в конкурсах декоративно-прикладного творчества;
- диски;
- приложения, подготовленные преподавателем по темам программы;
- методические материалы, взятые из интернета;
- брошюры по дополнительному образованию с разработанными занятиями.
- материалы для проверки освоения программы:
- тесты по разделам программы;
- диагностические карты по темам образовательной программы;
- инструктажи по технике безопасности;
- перфорационные карты по разделам и по годам обучения;
- тесты;
- кроссворды, лото и др.
На занятиях необходимо использовать технологические карты изготовления изделий, что приучает
детей к самостоятельной работе, стимулирует познавательную активность воспитанников. Применение технологии создания успеха дает ребенку возможность осознать свою творческую ценность, продвигает к новым высотам творческих достижений.
Педагог должен создавать атмосферу радости, удовольствия, соучастия детей в процессе восприятия материала и потребность активной творческой отдачи при выполнении практических заданий. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
В образовательный процесс следует включать экскурсии в музей, встречи с мастерами декоративно-прикладного искусства, что развивает у детей умение отличать настоящее искусство от его суррогатов, приходить к правильному эстетическому суждению.
Формы подведения итогов и контроля
Для текущего и промежуточного контроля знаний обучающихся по итогам изучения каждой темы проводятся: тестирование, блиц-опросы, работа с перфокартами. Контроль знаний, умений, навыков также может проводиться и в занимательной форме: кроссворды, лото, ребусы, загадки.
Итоговый контроль приобретенных практических умений и навыков осуществляется по качеству изготовления зачетных работ, по результатам участия в выставках, творческих конкурсах, фестивалях, соревнованиях.
Успех работы по программе определяется следующими условиями:
- созданием благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях и в коллективе;
- учётом психологических и индивидуальных особенностей учащихся;
- проведением упражнений для снятия утомления;
- созданием ситуации успеха.
Формой подведения итогов по теме или разделу является практическая или самостоятельная работа, участие в конкурсах, выставках, фестивалях различного уровня.
Описание планируемых результатов.
По окончании курса дети должны знать:
- историю развития бисерного рукоделия;
- какие материалы и инструменты используются при работе;
- основы цветоведения;
- термины;
- существующие разновидности бисерного рукоделия и приёмы низания.
Должны уметь:
- подбирать нужные цвета;
- работать по схеме;
- наращивать в ходе работы нить или проволоку;
- освоить изучаемые техники низания вышивки и ткачества;
- самостоятельно создавать нужное изделие;
- самостоятельно создавать схемы и эскизы.
Степень освоения данной программы и её эффективность определяются по устным опросам, итоговым выставкам и выполнению работ к конкурсам.
Программа включает в себя систему воспитательной работы с детьми: проведение тематических бесед, привлечение воспитанников к выполнению ими коллективных и семейных работ, участие в мероприятиях, проводимых в Доме детского творчества. В студии составлен план воспитательной работы, который отражает специфику деятельности ДДТ, традиции, календарные мероприятия.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Плугару Татьяна Геннадьевна
→ Геннадьевна8635 08.11.2016 0 3178 241 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.