Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Дорога добра"; 2 - 4 классы


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления

«Дорога добра»

для 2–4 классов


1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорога Добра» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также Примерной основной образовательной программы начального общего образования.

Курс направлен на формирование у младших школьников нравственных представлений, доброжелательного отношения к людям, любви к семье, школе, Родине, уважения к традициям и культурным ценностям своего народа.

Программа реализуется в течение трёх лет (2–4 класс), по 1 часу в неделю, 34 часа в год.

2. Цель и задачи программы

Цель: формирование у младших школьников основ духовно-нравственных ценностей, гуманного отношения к окружающим и осознанного стремления поступать по совести.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с моральными нормами и общечеловеческими ценностями.

  2. Формировать навыки позитивного общения, доброжелательности, взаимопомощи.

  3. Воспитывать чувство уважения к родителям, старшим, сверстникам.

  4. Развивать умение оценивать собственные поступки и поступки других людей.

  5. Воспитывать чувство любви к Родине, уважения к её культурным и духовным традициям.

3. Формы организации занятий

  • беседы, обсуждения, дискуссии;

  • творческие мастерские;

  • проектная деятельность;

  • тематические игры и инсценировки;

  • экскурсии и встречи с интересными людьми;

  • работа с художественными текстами, притчами, пословицами, сказками.

4. Ожидаемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

  • проявление уважения и доброжелательности в общении;

  • формирование положительной самооценки и ответственности за свои поступки;

  • осознание значения духовных и моральных норм в жизни человека;

  • развитие чувства патриотизма, любви к малой Родине.

Метапредметные результаты:

  • развитие коммуникативных навыков;

  • умение анализировать и сравнивать жизненные ситуации;

  • формирование навыков сотрудничества в коллективе;

  • умение применять полученные знания в повседневной жизни.

5. Содержание курса

2 класс - «Учимся быть добрыми» (34 часа)

  1. Что такое добро и зло

  2. Вежливость - украшение человека

  3. Почему важно говорить правду

  4. Дружба и взаимопомощь

  5. Как преодолевать обиды

  6. Родители - главные люди в нашей жизни

  7. Труд и забота

  8. Милосердие и сочувствие

  9. Честность и справедливость

  10. Что значит быть благодарным

  11. Сказки, которые учат доброте

  12. Пословицы о добре

  13. Праздники добра в нашем классе

  14. Итоговое занятие «Добрые дела рядом»

3 класс - «Живём по совести» (34 часа)

  1. Что такое совесть

  2. Как поступать правильно

  3. Понимать других - значит быть добрым

  4. Зачем нужна ответственность

  5. Семейные традиции и обычаи

  6. Доброта в поступках

  7. Природа - наш дом: бережное отношение к миру

  8. Помощь старшим и младшим

  9. Терпение и умение прощать

  10. Вежливость в общении

  11. Учимся быть честными

  12. Мои жизненные правила

  13. Сочини доброе дело

  14. Итоговая конференция «Жить по совести - быть счастливым»

4 класс - «Ценности, с которыми живут люди» (34 часа)

  1. Что такое ценности

  2. Любовь к Родине

  3. Доброе слово лечит, злое калечит

  4. Милосердие и сострадание

  5. Дружба народов

  6. Семья - источник любви и поддержки

  7. Честь и достоинство

  8. Сила трудолюбия

  9. Красота души и поступков

  10. Традиции моего народа

  11. Культура общения

  12. Мои жизненные цели

  13. Проект «Мир, в котором я живу»

  14. Итоговое занятие «Дорога Добра продолжается»

6. Формы подведения итогов

  • творческие проекты и презентации;

  • выставки рисунков, коллажей, сочинений;

  • устные журналы и классные праздники;

  • участие в школьных и городских акциях добрых дел.

7. Учебно-методическое обеспечение

  1. Примерная программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности (Минобрнауки РФ).

  2. Хрестоматия нравственных рассказов и притч для начальной школы.

  3. Сборники пословиц, поговорок и народной мудрости.

  4. Электронные ресурсы по нравственному воспитанию младших школьников.

8. Планируемые результаты реализации программы

  • повышение уровня воспитанности и культуры поведения учащихся;

  • формирование устойчивого интереса к нравственным темам;

  • развитие доброжелательной атмосферы в классном коллективе;

  • активное участие детей в социальных и благотворительных проектах.


Тематическое планирование курса «Дорога Добра» (2 класс, 34 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

Основное содержание (кратко)

Формы и виды деятельности

Планируемые результаты

1

Что такое добро и зло

1

Понятия «добро» и «зло». Почему важно быть добрым.

Беседа, обсуждение, мини-игра «Добро вокруг нас»

Понимает значение слов «добро» и «зло», стремится поступать правильно.

2

Вежливость – украшение человека

1

Правила вежливого поведения. Вежливые слова.

Сюжетно-ролевая игра, конкурс пословиц

Умеет вежливо обращаться к людям.

3

Добрые слова лечат

1

Сила слова, влияние речи на настроение.

Игра «Комплименты», обсуждение

Осознаёт силу слова, старается говорить доброжелательно.

4

Почему важно говорить правду

1

Что такое ложь, правда, доверие.

Разбор ситуаций, притча «Мальчик и волки»

Формирует понимание честности.

5

Дружба и взаимопомощь

1

Что значит быть другом. Примеры дружбы.

Мозговой штурм, мини-инсценировка

Учится быть внимательным и отзывчивым.

6

Как преодолевать обиды

1

Что такое обида и прощение.

Беседа, рисование «Как я прощаю»

Развивает умение прощать и не обижаться.

7

Родители – главные люди в нашей жизни

1

Семейные ценности, уважение к родителям.

Рассказ, коллективная работа «Моя семья»

Осознаёт значение семьи.

8

Труд и забота

1

Трудолюбие и помощь близким.

Практическое задание «Доброе дело дома»

Формирует уважение к труду.

9

Милосердие и сочувствие

1

Помощь слабым, сострадание.

Обсуждение рассказа В. Осеева, мини-драматизация

Развивает эмпатию.

10

Честность и справедливость

1

Что значит быть справедливым.

Ситуации-диалоги, игра «Верно – неверно»

Понимает ценность честности.

11

Что значит быть благодарным

1

Умение благодарить и ценить.

Беседа, изготовление «Дерева благодарности»

Проявляет благодарность в жизни.

12

Наш класс – одна семья

1

Дружеские отношения, взаимопомощь.

Групповая работа, игра «Комплименты другу»

Развивает чувство единства класса.

13

Уважение к старшим

1

Традиции почитания старших.

Просмотр видео, обсуждение

Проявляет уважение к взрослым.

14

Учимся быть ответственными

1

Что такое ответственность.

Игра «Мой выбор», обсуждение примеров

Формирует ответственное отношение к делу.

15

Добрые дела каждый день

1

Маленькие добрые поступки.

Коллективный проект «Неделя добра»

Старается делать добрые дела.

16

Улыбка и доброе настроение

1

Значение улыбки и позитивного отношения.

Игра «Подарю улыбку другу»

Учится создавать хорошее настроение.

17

Что значит быть терпеливым

1

Терпение, самоконтроль.

Притча, обсуждение, рисование

Развивает выдержку.

18

Доброта к животным

1

Забота о братьях меньших.

Просмотр мультфильма, обсуждение

Формирует гуманное отношение к животным.

19

Доброта в сказках

1

Добро и зло в сказках.

Викторина «Герои добрых дел»

Понимает нравственный смысл сказок.

20

Пословицы о добре

1

Народная мудрость.

Конкурс пословиц, обсуждение

Знает пословицы, умеет объяснять их смысл.

21

Доброта и красота души

1

Что делает человека красивым.

Рассуждение, мини-сочинение

Осознаёт ценность внутренней красоты.

22

Умей прощать

1

Почему важно прощать.

Игра «Мирись, мирись», обсуждение

Учится прощать обиды.

23

Доброта и смелость

1

Смелость в защите добра.

Рассказ, работа в группах

Формирует чувство справедливости.

24

Мы разные – и это хорошо

1

Принятие различий людей.

Игра «Все мы разные», рисование

Развивает толерантность.

25

Как поступать в трудных ситуациях

1

Моральный выбор.

Анализ жизненных примеров

Учится принимать решения по совести.

26

Добрые поступки героев книг

1

Образцы поведения из литературы.

Чтение и обсуждение рассказов

Применяет нравственные знания.

27

Чудеса своими руками

1

Радость творчества и помощи.

Творческая мастерская

Проявляет инициативу и доброжелательность.

28

Моя школа – территория добра

1

Взаимоотношения в школьном сообществе.

Коллективное обсуждение

Формирует чувство принадлежности к школе.

29

Добро в природе

1

Забота об окружающем мире.

Экологическая акция

Развивает бережное отношение к природе.

30

Наши традиции и праздники

1

Знакомство с добрыми традициями народа.

Беседа, просмотр презентации

Проявляет уважение к культуре.

31

Секреты доброго общения

1

Конфликты и пути их решения.

Игра «Мирное решение»

Осваивает приёмы общения.

32

Добро объединяет всех

1

Что делает людей ближе.

Групповая работа, беседа

Понимает значение единства.

33

Мой вклад в доброе дело

1

Личное участие в помощи другим.

Проект, обсуждение

Планирует и выполняет добрые дела.

34

Итоговое занятие «Дорога Добра продолжается»

1

Подведение итогов, рефлексия.

Круглый стол, выставка рисунков

Осознаёт важность добрых поступков в жизни.



Тематическое планирование курса «Дорога Добра» (3 класс, 34 часа)

Раздел программы: «Живём по совести»
(1 час в неделю, всего 34 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

Основное содержание

Формы и виды деятельности

Планируемые результаты

1

Что такое совесть

1

Понятие совести, поступок по совести.

Беседа, анализ притчи, обсуждение

Осознаёт значение совести в жизни человека.

2

Как поступать правильно

1

Выбор в трудных ситуациях.

Ситуации-иллюстрации, ролевая игра

Учится оценивать поступки с точки зрения морали.

3

Что такое доброе сердце

1

Сострадание, отзывчивость.

Рассказ, рисование «Доброе сердце»

Развивает эмпатию и доброжелательность.

4

Откуда берётся дружба

1

Ценность дружбы, верность, честность.

Мозговой штурм, инсценировка

Укрепляет дружеские отношения.

5

Ответственность за свои поступки

1

Понятие ответственности.

Игра «Мой выбор», обсуждение

Формирует чувство ответственности.

6

Добро и равнодушие

1

Почему нельзя быть безразличным.

Разбор жизненных ситуаций

Учится сопереживать.

7

Терпение и труд

1

Трудолюбие, настойчивость, умение доводить дело до конца.

Коллективная работа «Мастерская добрых дел»

Воспитывает усидчивость и целеустремлённость.

8

Уважай труд других

1

Значение труда взрослых, профессии.

Мини-проект «Труд моих родителей»

Формирует уважение к людям труда.

9

Как понимать других людей

1

Взаимопонимание, сочувствие.

Игра «Поменяемся ролями», обсуждение

Развивает толерантность и эмпатию.

10

Вежливость - зеркало души

1

Культура речи и поведения.

Ситуационные игры, анализ рассказов

Совершенствует навыки общения.

11

Семья - моя опора

1

Ценность семьи, уважение к старшим.

Коллаж «Моя семья - мой дом»

Осознаёт роль семьи в жизни человека.

12

Родной дом, родной край

1

Любовь к Родине, традиции.

Просмотр видео, обсуждение

Развивает патриотические чувства.

13

Помощь старшим и младшим

1

Забота, взаимопомощь.

Игра, чтение рассказов В. Осеева

Проявляет заботу о других.

14

Честность и совесть

1

Почему честность - основа доверия.

Обсуждение, игра «Правда и ложь»

Понимает ценность правдивости.

15

Смелость и трусость

1

Настоящая смелость - поступок по совести.

Сравнение ситуаций, притча

Осознаёт моральную сторону смелости.

16

Зачем нужны правила

1

Правила поведения в школе и обществе.

Работа в группах, создание «Кодекса класса»

Понимает значение норм поведения.

17

Учимся преодолевать трудности

1

Сила воли, настойчивость.

Мозговой штурм, обсуждение

Развивает самостоятельность.

18

Милосердие и добрые дела

1

Помощь нуждающимся.

Обсуждение акций, проект «Подари добро»

Стремится участвовать в благотворительных делах.

19

Что такое ответственность за слова

1

Как слова влияют на людей.

Игра «Слово лечит, слово ранит»

Контролирует свою речь.

20

Прощение и примирение

1

Как научиться прощать.

Притча, круглый стол

Учится не держать обиду.

21

Щедрость души

1

Умение делиться, помогать.

Рисование, обсуждение

Развивает щедрость и открытость.

22

Скромность украшает человека

1

Что значит быть скромным.

Пример из жизни, инсценировка

Формирует уважительное отношение к другим.

23

Радость труда и творчества

1

Как труд делает человека счастливым.

Мастер-класс, выставка работ

Формирует уважение к результату труда.

24

Культура общения

1

Правила общения в классе и семье.

Игра «Вежливый разговор»

Совершенствует коммуникативные навыки.

25

Мир начинается с меня

1

Толерантность, доброта, взаимопонимание.

Групповая работа, притча

Осознаёт личную ответственность за добрые отношения.

26

Традиции моей семьи

1

Семейные праздники, ценности.

Рассказ, творческое задание

Поддерживает добрые традиции семьи.

27

Люди, которыми гордится Россия

1

Примеры благородных поступков.

Рассказ, просмотр видео

Развивает чувство гордости за Родину.

28

Доброе дело – каждому по силам

1

Маленькие дела - большое значение.

Проект «Мой добрый день»

Проявляет инициативу в помощи.

29

Что значит быть справедливым

1

Понятие справедливости, равенства.

Игра «Суд справедливости»

Учит различать добро и несправедливость.

30

Доброта в книгах и фильмах

1

Примеры из литературы и мультфильмов.

Обсуждение героев

Осознаёт нравственные уроки произведений.

31

Умей благодарить

1

Искренность благодарности.

Коллективная работа «Письмо благодарности»

Учится выражать признательность.

32

Секреты счастливой жизни

1

Что делает человека счастливым.

Беседа, создание плаката

Формирует позитивное мышление.

33

Проект «Мир, в котором я живу»

1

Итоговая проектная работа.

Творческая презентация

Участвует в проектной деятельности.

34

Итоговое занятие «Живём по совести»

1

Подведение итогов, самооценка.

Круглый стол, выставка

Осознаёт личный рост и значение нравственности.



Тематическое планирование курса «Дорога Добра» (4 класс, 34 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

Основное содержание

Формы и виды деятельности

Планируемые результаты

1

Что такое ценности

1

Понятие духовных и жизненных ценностей.

Беседа, работа с карточками «Что для меня главное»

Осознаёт, что у каждого человека есть свои жизненные ценности.

2

Любовь к Родине

1

Родина - наш общий дом.

Рассказ, просмотр видео, обсуждение

Формирует чувство патриотизма.

3

Доброе слово лечит, злое калечит

1

Влияние слова на человека.

Игра «Волшебные слова»

Контролирует свою речь, говорит доброжелательно.

4

Милосердие и сострадание

1

Помощь нуждающимся, сопереживание.

Притча, обсуждение

Развивает эмпатию и отзывчивость.

5

Семья - источник любви и поддержки

1

Семейные ценности, уважение, забота.

Коллаж «Моя семья - моя сила»

Осознаёт роль семьи в жизни человека.

6

Дружба народов

1

Разнообразие культур, уважение к людям разных национальностей.

Видеопрезентация, игра

Формирует толерантность.

7

Честь и достоинство

1

Что значит быть честным и порядочным.

Рассказ, обсуждение примеров

Осознаёт значение достоинства и самоуважения.

8

Труд и его ценность

1

Труд как путь к успеху.

Просмотр мультфильма, обсуждение

Воспитывает уважение к труду.

9

Красота души и поступков

1

Внутренняя и внешняя красота.

Рассуждение, рисунок

Понимает, что истинная красота - в доброте.

10

Уважение к старшим

1

Традиции почитания старших.

Беседа, сценка «Вежливый ученик»

Проявляет уважение и заботу о старших.

11

Честность и справедливость

1

Различие между честностью и хитростью.

Игра «Справедливое решение»

Учится быть честным в делах и словах.

12

Добро и зло в жизни человека

1

Борьба добра и зла, выбор пути.

Анализ рассказов и сказок

Осознаёт последствия выбора.

13

Воля и характер

1

Умение преодолевать трудности.

Мозговой штурм, притча

Развивает настойчивость и силу воли.

14

Щедрость и скупость

1

Радость от того, что делишься.

Обсуждение рассказов

Формирует доброжелательность.

15

Прощение и великодушие

1

Почему важно уметь прощать.

Притча, игра «Мирись!»

Учится не держать обиду.

16

Доброта в действии

1

Конкретные проявления добра.

Проект «Неделя добрых дел»

Участвует в социальных акциях.

17

Моя малая Родина

1

Любовь к родному краю.

Презентация, мини-проект

Развивает чувство гражданской принадлежности.

18

Моя школа – мой дом

1

Доброжелательная атмосфера, уважение к правилам.

Групповая работа «Правила нашего класса»

Формирует коллективную ответственность.

19

Умей слушать и понимать

1

Искусство общения, уважение к мнению другого.

Игра «Активное слушание»

Совершенствует коммуникативные умения.

20

Мир начинается с семьи

1

Как семья учит доброте и любви.

Рассказы, обсуждение

Осознаёт значимость семейных традиций.

21

Верность и преданность

1

Верность друзьям, Родине, делу.

Пример из жизни, дискуссия

Формирует устойчивые нравственные принципы.

22

Любовь к природе

1

Бережное отношение к окружающему миру.

Экологическая игра, проект

Развивает экологическое сознание.

23

Долг и ответственность

1

Что значит исполнять свой долг.

Пример, беседа

Формирует чувство долга и ответственности.

24

Мир без войны

1

Ценность мира, дружбы, согласия.

Просмотр видео, обсуждение

Осознаёт важность мирного сосуществования.

25

Культура общения

1

Речь, этикет, поведение.

Игра «Правильно – неправильно»

Развивает навыки культурного общения.

26

Ценность времени

1

Как важно беречь время.

Работа в группах, притча

Учится планировать своё время.

27

Сила доброго примера

1

Подражание хорошим поступкам.

Рассказы о знаменитых людях

Осознаёт роль примера в воспитании.

28

Умей быть благодарным

1

Благодарность словом и делом.

Коллективное сочинение «Спасибо жизни»

Проявляет благодарность в повседневности.

29

Мои жизненные цели

1

Мечта, цель, план действий.

Работа с таблицей «Мои шаги к цели»

Формирует личностные ориентиры.

30

Что делает человека счастливым

1

Настоящее счастье - в добре.

Беседа, притча

Формирует понимание духовного богатства.

31

Мой вклад в доброе дело

1

Инициатива и участие.

Проект «Помогаю людям»

Проявляет активную гражданскую позицию.

32

Ценности, с которыми живут люди

1

Обобщение ценностей человека.

Круглый стол, плакат

Укрепляет представления о духовных ценностях.

33

Проект «Мир, в котором я живу»

1

Итоговый коллективный проект.

Презентации, выставка работ

Демонстрирует приобретённые знания и навыки.

34

Итоговое занятие «Дорога добра продолжается»

1

Подведение итогов трёхлетнего курса.

Праздник, рефлексия, награждение

Осознаёт личный нравственный рост.




Полный текст материала Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Дорога добра"; 2 - 4 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пан Рая Рашидовна  vesn20
10.10.2025 0 132 0

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.