Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Дорога добра"; 2 - 4 классы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления
«Дорога добра»
для 2–4 классов
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорога Добра» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также Примерной основной образовательной программы начального общего образования.
Курс направлен на формирование у младших школьников нравственных представлений, доброжелательного отношения к людям, любви к семье, школе, Родине, уважения к традициям и культурным ценностям своего народа.
Программа реализуется в течение трёх лет (2–4 класс), по 1 часу в неделю, 34 часа в год.
2. Цель и задачи программы
Цель: формирование у младших школьников основ духовно-нравственных ценностей, гуманного отношения к окружающим и осознанного стремления поступать по совести.
Задачи:
Познакомить учащихся с моральными нормами и общечеловеческими ценностями.
Формировать навыки позитивного общения, доброжелательности, взаимопомощи.
Воспитывать чувство уважения к родителям, старшим, сверстникам.
Развивать умение оценивать собственные поступки и поступки других людей.
Воспитывать чувство любви к Родине, уважения к её культурным и духовным традициям.
3. Формы организации занятий
беседы, обсуждения, дискуссии;
творческие мастерские;
проектная деятельность;
тематические игры и инсценировки;
экскурсии и встречи с интересными людьми;
работа с художественными текстами, притчами, пословицами, сказками.
4. Ожидаемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
проявление уважения и доброжелательности в общении;
формирование положительной самооценки и ответственности за свои поступки;
осознание значения духовных и моральных норм в жизни человека;
развитие чувства патриотизма, любви к малой Родине.
Метапредметные результаты:
развитие коммуникативных навыков;
умение анализировать и сравнивать жизненные ситуации;
формирование навыков сотрудничества в коллективе;
умение применять полученные знания в повседневной жизни.
5. Содержание курса
2 класс - «Учимся быть добрыми» (34 часа)
Что такое добро и зло
Вежливость - украшение человека
Почему важно говорить правду
Дружба и взаимопомощь
Как преодолевать обиды
Родители - главные люди в нашей жизни
Труд и забота
Милосердие и сочувствие
Честность и справедливость
Что значит быть благодарным
Сказки, которые учат доброте
Пословицы о добре
Праздники добра в нашем классе
Итоговое занятие «Добрые дела рядом»
3 класс - «Живём по совести» (34 часа)
Что такое совесть
Как поступать правильно
Понимать других - значит быть добрым
Зачем нужна ответственность
Семейные традиции и обычаи
Доброта в поступках
Природа - наш дом: бережное отношение к миру
Помощь старшим и младшим
Терпение и умение прощать
Вежливость в общении
Учимся быть честными
Мои жизненные правила
Сочини доброе дело
Итоговая конференция «Жить по совести - быть счастливым»
4 класс - «Ценности, с которыми живут люди» (34 часа)
Что такое ценности
Любовь к Родине
Доброе слово лечит, злое калечит
Милосердие и сострадание
Дружба народов
Семья - источник любви и поддержки
Честь и достоинство
Сила трудолюбия
Красота души и поступков
Традиции моего народа
Культура общения
Мои жизненные цели
Проект «Мир, в котором я живу»
Итоговое занятие «Дорога Добра продолжается»
6. Формы подведения итогов
творческие проекты и презентации;
выставки рисунков, коллажей, сочинений;
устные журналы и классные праздники;
участие в школьных и городских акциях добрых дел.
7. Учебно-методическое обеспечение
Примерная программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности (Минобрнауки РФ).
Хрестоматия нравственных рассказов и притч для начальной школы.
Сборники пословиц, поговорок и народной мудрости.
Электронные ресурсы по нравственному воспитанию младших школьников.
8. Планируемые результаты реализации программы
повышение уровня воспитанности и культуры поведения учащихся;
формирование устойчивого интереса к нравственным темам;
развитие доброжелательной атмосферы в классном коллективе;
активное участие детей в социальных и благотворительных проектах.
Тематическое планирование курса «Дорога Добра» (2 класс, 34 часа)
|
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Основное содержание (кратко) |
Формы и виды деятельности |
Планируемые результаты |
|
1 |
Что такое добро и зло |
1 |
Понятия «добро» и «зло». Почему важно быть добрым. |
Беседа, обсуждение, мини-игра «Добро вокруг нас» |
Понимает значение слов «добро» и «зло», стремится поступать правильно. |
|
2 |
Вежливость – украшение человека |
1 |
Правила вежливого поведения. Вежливые слова. |
Сюжетно-ролевая игра, конкурс пословиц |
Умеет вежливо обращаться к людям. |
|
3 |
Добрые слова лечат |
1 |
Сила слова, влияние речи на настроение. |
Игра «Комплименты», обсуждение |
Осознаёт силу слова, старается говорить доброжелательно. |
|
4 |
Почему важно говорить правду |
1 |
Что такое ложь, правда, доверие. |
Разбор ситуаций, притча «Мальчик и волки» |
Формирует понимание честности. |
|
5 |
Дружба и взаимопомощь |
1 |
Что значит быть другом. Примеры дружбы. |
Мозговой штурм, мини-инсценировка |
Учится быть внимательным и отзывчивым. |
|
6 |
Как преодолевать обиды |
1 |
Что такое обида и прощение. |
Беседа, рисование «Как я прощаю» |
Развивает умение прощать и не обижаться. |
|
7 |
Родители – главные люди в нашей жизни |
1 |
Семейные ценности, уважение к родителям. |
Рассказ, коллективная работа «Моя семья» |
Осознаёт значение семьи. |
|
8 |
Труд и забота |
1 |
Трудолюбие и помощь близким. |
Практическое задание «Доброе дело дома» |
Формирует уважение к труду. |
|
9 |
Милосердие и сочувствие |
1 |
Помощь слабым, сострадание. |
Обсуждение рассказа В. Осеева, мини-драматизация |
Развивает эмпатию. |
|
10 |
Честность и справедливость |
1 |
Что значит быть справедливым. |
Ситуации-диалоги, игра «Верно – неверно» |
Понимает ценность честности. |
|
11 |
Что значит быть благодарным |
1 |
Умение благодарить и ценить. |
Беседа, изготовление «Дерева благодарности» |
Проявляет благодарность в жизни. |
|
12 |
Наш класс – одна семья |
1 |
Дружеские отношения, взаимопомощь. |
Групповая работа, игра «Комплименты другу» |
Развивает чувство единства класса. |
|
13 |
Уважение к старшим |
1 |
Традиции почитания старших. |
Просмотр видео, обсуждение |
Проявляет уважение к взрослым. |
|
14 |
Учимся быть ответственными |
1 |
Что такое ответственность. |
Игра «Мой выбор», обсуждение примеров |
Формирует ответственное отношение к делу. |
|
15 |
Добрые дела каждый день |
1 |
Маленькие добрые поступки. |
Коллективный проект «Неделя добра» |
Старается делать добрые дела. |
|
16 |
Улыбка и доброе настроение |
1 |
Значение улыбки и позитивного отношения. |
Игра «Подарю улыбку другу» |
Учится создавать хорошее настроение. |
|
17 |
Что значит быть терпеливым |
1 |
Терпение, самоконтроль. |
Притча, обсуждение, рисование |
Развивает выдержку. |
|
18 |
Доброта к животным |
1 |
Забота о братьях меньших. |
Просмотр мультфильма, обсуждение |
Формирует гуманное отношение к животным. |
|
19 |
Доброта в сказках |
1 |
Добро и зло в сказках. |
Викторина «Герои добрых дел» |
Понимает нравственный смысл сказок. |
|
20 |
Пословицы о добре |
1 |
Народная мудрость. |
Конкурс пословиц, обсуждение |
Знает пословицы, умеет объяснять их смысл. |
|
21 |
Доброта и красота души |
1 |
Что делает человека красивым. |
Рассуждение, мини-сочинение |
Осознаёт ценность внутренней красоты. |
|
22 |
Умей прощать |
1 |
Почему важно прощать. |
Игра «Мирись, мирись», обсуждение |
Учится прощать обиды. |
|
23 |
Доброта и смелость |
1 |
Смелость в защите добра. |
Рассказ, работа в группах |
Формирует чувство справедливости. |
|
24 |
Мы разные – и это хорошо |
1 |
Принятие различий людей. |
Игра «Все мы разные», рисование |
Развивает толерантность. |
|
25 |
Как поступать в трудных ситуациях |
1 |
Моральный выбор. |
Анализ жизненных примеров |
Учится принимать решения по совести. |
|
26 |
Добрые поступки героев книг |
1 |
Образцы поведения из литературы. |
Чтение и обсуждение рассказов |
Применяет нравственные знания. |
|
27 |
Чудеса своими руками |
1 |
Радость творчества и помощи. |
Творческая мастерская |
Проявляет инициативу и доброжелательность. |
|
28 |
Моя школа – территория добра |
1 |
Взаимоотношения в школьном сообществе. |
Коллективное обсуждение |
Формирует чувство принадлежности к школе. |
|
29 |
Добро в природе |
1 |
Забота об окружающем мире. |
Экологическая акция |
Развивает бережное отношение к природе. |
|
30 |
Наши традиции и праздники |
1 |
Знакомство с добрыми традициями народа. |
Беседа, просмотр презентации |
Проявляет уважение к культуре. |
|
31 |
Секреты доброго общения |
1 |
Конфликты и пути их решения. |
Игра «Мирное решение» |
Осваивает приёмы общения. |
|
32 |
Добро объединяет всех |
1 |
Что делает людей ближе. |
Групповая работа, беседа |
Понимает значение единства. |
|
33 |
Мой вклад в доброе дело |
1 |
Личное участие в помощи другим. |
Проект, обсуждение |
Планирует и выполняет добрые дела. |
|
34 |
Итоговое занятие «Дорога Добра продолжается» |
1 |
Подведение итогов, рефлексия. |
Круглый стол, выставка рисунков |
Осознаёт важность добрых поступков в жизни. |
Тематическое планирование курса «Дорога Добра» (3 класс, 34 часа)
Раздел
программы:
«Живём
по совести»
(1
час в неделю, всего 34 часа)
|
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Основное содержание |
Формы и виды деятельности |
Планируемые результаты |
|
1 |
Что такое совесть |
1 |
Понятие совести, поступок по совести. |
Беседа, анализ притчи, обсуждение |
Осознаёт значение совести в жизни человека. |
|
2 |
Как поступать правильно |
1 |
Выбор в трудных ситуациях. |
Ситуации-иллюстрации, ролевая игра |
Учится оценивать поступки с точки зрения морали. |
|
3 |
Что такое доброе сердце |
1 |
Сострадание, отзывчивость. |
Рассказ, рисование «Доброе сердце» |
Развивает эмпатию и доброжелательность. |
|
4 |
Откуда берётся дружба |
1 |
Ценность дружбы, верность, честность. |
Мозговой штурм, инсценировка |
Укрепляет дружеские отношения. |
|
5 |
Ответственность за свои поступки |
1 |
Понятие ответственности. |
Игра «Мой выбор», обсуждение |
Формирует чувство ответственности. |
|
6 |
Добро и равнодушие |
1 |
Почему нельзя быть безразличным. |
Разбор жизненных ситуаций |
Учится сопереживать. |
|
7 |
Терпение и труд |
1 |
Трудолюбие, настойчивость, умение доводить дело до конца. |
Коллективная работа «Мастерская добрых дел» |
Воспитывает усидчивость и целеустремлённость. |
|
8 |
Уважай труд других |
1 |
Значение труда взрослых, профессии. |
Мини-проект «Труд моих родителей» |
Формирует уважение к людям труда. |
|
9 |
Как понимать других людей |
1 |
Взаимопонимание, сочувствие. |
Игра «Поменяемся ролями», обсуждение |
Развивает толерантность и эмпатию. |
|
10 |
Вежливость - зеркало души |
1 |
Культура речи и поведения. |
Ситуационные игры, анализ рассказов |
Совершенствует навыки общения. |
|
11 |
Семья - моя опора |
1 |
Ценность семьи, уважение к старшим. |
Коллаж «Моя семья - мой дом» |
Осознаёт роль семьи в жизни человека. |
|
12 |
Родной дом, родной край |
1 |
Любовь к Родине, традиции. |
Просмотр видео, обсуждение |
Развивает патриотические чувства. |
|
13 |
Помощь старшим и младшим |
1 |
Забота, взаимопомощь. |
Игра, чтение рассказов В. Осеева |
Проявляет заботу о других. |
|
14 |
Честность и совесть |
1 |
Почему честность - основа доверия. |
Обсуждение, игра «Правда и ложь» |
Понимает ценность правдивости. |
|
15 |
Смелость и трусость |
1 |
Настоящая смелость - поступок по совести. |
Сравнение ситуаций, притча |
Осознаёт моральную сторону смелости. |
|
16 |
Зачем нужны правила |
1 |
Правила поведения в школе и обществе. |
Работа в группах, создание «Кодекса класса» |
Понимает значение норм поведения. |
|
17 |
Учимся преодолевать трудности |
1 |
Сила воли, настойчивость. |
Мозговой штурм, обсуждение |
Развивает самостоятельность. |
|
18 |
Милосердие и добрые дела |
1 |
Помощь нуждающимся. |
Обсуждение акций, проект «Подари добро» |
Стремится участвовать в благотворительных делах. |
|
19 |
Что такое ответственность за слова |
1 |
Как слова влияют на людей. |
Игра «Слово лечит, слово ранит» |
Контролирует свою речь. |
|
20 |
Прощение и примирение |
1 |
Как научиться прощать. |
Притча, круглый стол |
Учится не держать обиду. |
|
21 |
Щедрость души |
1 |
Умение делиться, помогать. |
Рисование, обсуждение |
Развивает щедрость и открытость. |
|
22 |
Скромность украшает человека |
1 |
Что значит быть скромным. |
Пример из жизни, инсценировка |
Формирует уважительное отношение к другим. |
|
23 |
Радость труда и творчества |
1 |
Как труд делает человека счастливым. |
Мастер-класс, выставка работ |
Формирует уважение к результату труда. |
|
24 |
Культура общения |
1 |
Правила общения в классе и семье. |
Игра «Вежливый разговор» |
Совершенствует коммуникативные навыки. |
|
25 |
Мир начинается с меня |
1 |
Толерантность, доброта, взаимопонимание. |
Групповая работа, притча |
Осознаёт личную ответственность за добрые отношения. |
|
26 |
Традиции моей семьи |
1 |
Семейные праздники, ценности. |
Рассказ, творческое задание |
Поддерживает добрые традиции семьи. |
|
27 |
Люди, которыми гордится Россия |
1 |
Примеры благородных поступков. |
Рассказ, просмотр видео |
Развивает чувство гордости за Родину. |
|
28 |
Доброе дело – каждому по силам |
1 |
Маленькие дела - большое значение. |
Проект «Мой добрый день» |
Проявляет инициативу в помощи. |
|
29 |
Что значит быть справедливым |
1 |
Понятие справедливости, равенства. |
Игра «Суд справедливости» |
Учит различать добро и несправедливость. |
|
30 |
Доброта в книгах и фильмах |
1 |
Примеры из литературы и мультфильмов. |
Обсуждение героев |
Осознаёт нравственные уроки произведений. |
|
31 |
Умей благодарить |
1 |
Искренность благодарности. |
Коллективная работа «Письмо благодарности» |
Учится выражать признательность. |
|
32 |
Секреты счастливой жизни |
1 |
Что делает человека счастливым. |
Беседа, создание плаката |
Формирует позитивное мышление. |
|
33 |
Проект «Мир, в котором я живу» |
1 |
Итоговая проектная работа. |
Творческая презентация |
Участвует в проектной деятельности. |
|
34 |
Итоговое занятие «Живём по совести» |
1 |
Подведение итогов, самооценка. |
Круглый стол, выставка |
Осознаёт личный рост и значение нравственности. |
Тематическое планирование курса «Дорога Добра» (4 класс, 34 часа)
|
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Основное содержание |
Формы и виды деятельности |
Планируемые результаты |
|
1 |
Что такое ценности |
1 |
Понятие духовных и жизненных ценностей. |
Беседа, работа с карточками «Что для меня главное» |
Осознаёт, что у каждого человека есть свои жизненные ценности. |
|
2 |
Любовь к Родине |
1 |
Родина - наш общий дом. |
Рассказ, просмотр видео, обсуждение |
Формирует чувство патриотизма. |
|
3 |
Доброе слово лечит, злое калечит |
1 |
Влияние слова на человека. |
Игра «Волшебные слова» |
Контролирует свою речь, говорит доброжелательно. |
|
4 |
Милосердие и сострадание |
1 |
Помощь нуждающимся, сопереживание. |
Притча, обсуждение |
Развивает эмпатию и отзывчивость. |
|
5 |
Семья - источник любви и поддержки |
1 |
Семейные ценности, уважение, забота. |
Коллаж «Моя семья - моя сила» |
Осознаёт роль семьи в жизни человека. |
|
6 |
Дружба народов |
1 |
Разнообразие культур, уважение к людям разных национальностей. |
Видеопрезентация, игра |
Формирует толерантность. |
|
7 |
Честь и достоинство |
1 |
Что значит быть честным и порядочным. |
Рассказ, обсуждение примеров |
Осознаёт значение достоинства и самоуважения. |
|
8 |
Труд и его ценность |
1 |
Труд как путь к успеху. |
Просмотр мультфильма, обсуждение |
Воспитывает уважение к труду. |
|
9 |
Красота души и поступков |
1 |
Внутренняя и внешняя красота. |
Рассуждение, рисунок |
Понимает, что истинная красота - в доброте. |
|
10 |
Уважение к старшим |
1 |
Традиции почитания старших. |
Беседа, сценка «Вежливый ученик» |
Проявляет уважение и заботу о старших. |
|
11 |
Честность и справедливость |
1 |
Различие между честностью и хитростью. |
Игра «Справедливое решение» |
Учится быть честным в делах и словах. |
|
12 |
Добро и зло в жизни человека |
1 |
Борьба добра и зла, выбор пути. |
Анализ рассказов и сказок |
Осознаёт последствия выбора. |
|
13 |
Воля и характер |
1 |
Умение преодолевать трудности. |
Мозговой штурм, притча |
Развивает настойчивость и силу воли. |
|
14 |
Щедрость и скупость |
1 |
Радость от того, что делишься. |
Обсуждение рассказов |
Формирует доброжелательность. |
|
15 |
Прощение и великодушие |
1 |
Почему важно уметь прощать. |
Притча, игра «Мирись!» |
Учится не держать обиду. |
|
16 |
Доброта в действии |
1 |
Конкретные проявления добра. |
Проект «Неделя добрых дел» |
Участвует в социальных акциях. |
|
17 |
Моя малая Родина |
1 |
Любовь к родному краю. |
Презентация, мини-проект |
Развивает чувство гражданской принадлежности. |
|
18 |
Моя школа – мой дом |
1 |
Доброжелательная атмосфера, уважение к правилам. |
Групповая работа «Правила нашего класса» |
Формирует коллективную ответственность. |
|
19 |
Умей слушать и понимать |
1 |
Искусство общения, уважение к мнению другого. |
Игра «Активное слушание» |
Совершенствует коммуникативные умения. |
|
20 |
Мир начинается с семьи |
1 |
Как семья учит доброте и любви. |
Рассказы, обсуждение |
Осознаёт значимость семейных традиций. |
|
21 |
Верность и преданность |
1 |
Верность друзьям, Родине, делу. |
Пример из жизни, дискуссия |
Формирует устойчивые нравственные принципы. |
|
22 |
Любовь к природе |
1 |
Бережное отношение к окружающему миру. |
Экологическая игра, проект |
Развивает экологическое сознание. |
|
23 |
Долг и ответственность |
1 |
Что значит исполнять свой долг. |
Пример, беседа |
Формирует чувство долга и ответственности. |
|
24 |
Мир без войны |
1 |
Ценность мира, дружбы, согласия. |
Просмотр видео, обсуждение |
Осознаёт важность мирного сосуществования. |
|
25 |
Культура общения |
1 |
Речь, этикет, поведение. |
Игра «Правильно – неправильно» |
Развивает навыки культурного общения. |
|
26 |
Ценность времени |
1 |
Как важно беречь время. |
Работа в группах, притча |
Учится планировать своё время. |
|
27 |
Сила доброго примера |
1 |
Подражание хорошим поступкам. |
Рассказы о знаменитых людях |
Осознаёт роль примера в воспитании. |
|
28 |
Умей быть благодарным |
1 |
Благодарность словом и делом. |
Коллективное сочинение «Спасибо жизни» |
Проявляет благодарность в повседневности. |
|
29 |
Мои жизненные цели |
1 |
Мечта, цель, план действий. |
Работа с таблицей «Мои шаги к цели» |
Формирует личностные ориентиры. |
|
30 |
Что делает человека счастливым |
1 |
Настоящее счастье - в добре. |
Беседа, притча |
Формирует понимание духовного богатства. |
|
31 |
Мой вклад в доброе дело |
1 |
Инициатива и участие. |
Проект «Помогаю людям» |
Проявляет активную гражданскую позицию. |
|
32 |
Ценности, с которыми живут люди |
1 |
Обобщение ценностей человека. |
Круглый стол, плакат |
Укрепляет представления о духовных ценностях. |
|
33 |
Проект «Мир, в котором я живу» |
1 |
Итоговый коллективный проект. |
Презентации, выставка работ |
Демонстрирует приобретённые знания и навыки. |
|
34 |
Итоговое занятие «Дорога добра продолжается» |
1 |
Подведение итогов трёхлетнего курса. |
Праздник, рефлексия, награждение |
Осознаёт личный нравственный рост. |
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Пан Рая Рашидовна
→ vesn20 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.