Планирование курса по выбору "Интеллектика" с 1 по 4 класс
Планирование составила:
Кабанова Евгения Степановна
Учитель начальных классов ГОУ СОШ № 152 г. Москвы
Пояснительная записка
курса по выбору «Интеллектика»
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка на более высоком уровне, чем в дошкольном детстве.
Источниками полноценного развития младших школьников выступают две деятельности:
- учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе, на освоение прошлого опыта человечества и приобщения к современной культуре;
- творческая деятельность, которая способствует формированию самостоятельности ребенка, реализации его собственных идей, направленных на создание нового.
Основная цель полного четырехлетнего курса развивающих занятий «Интеллектика» состоит в том, чтобы обеспечить достаточно высокую интеллектуальную готовность детей к обучению в средней и старшей школе. Это означает более широкие, чем обычно, возможности произвольного и смыслового восприятия, воображения, запоминания и воспроизведения и, главное, абстрактно - логического и творческого мышления.
Вместе с тем, данный курс развивающих занятий призван способствовать гуманизации процесса образования в начальной школе и разностороннему развитию интеллектуальной сферы младших школьников за счет гармоничного сочетания учебной деятельности с поисковой, творческой деятельностью.
Систематический курс, построенный на разнообразном - по содержанию и сложности поисковых задач – не учебном материале, создает благоприятные возможности для развития личности ребенка, его познавательной активности и инициативы, для формирования в мыслительной деятельности самостоятельности, сообразительности и находчивости. Стремление к размышлению и поиску вызывает у детей чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Курс развивающих занятий «Интеллектика» направлен на развитие познавательной сферы младших школьников (процессов восприятия, памяти, воображения и мышления) и совершенствование волевой регуляции поведения вообще и познавательных процессов в частности.
Программа.
Систематический курс развивающих занятий «Интеллектика» включает в себя 4 темы:
«Развитие способности анализировать»;
«Развитие способности комбинировать»;
«Развитие способности рассуждать»;
«Развитие способности планировать».
Выбор указанных способностей связан с их принципиально важной ролью в мыслительной деятельности человека.
Способность анализировать обеспечивает возможность точного разбора условий задач и совершенствуется в ходе решения задач «на сопоставление», в провидении интеллектуальных игр: «Одинаковое, разное у двух», «Одинаковое, разное у трех».
Способность комбинировать выступает условием использования разнообразных сочетаний поисковых действий при разработке способа решения и формируется в ходе решения задач «на преобразование», в интеллектуальных играх: «Перестановки», «Передвижения», «Обмены».
Способность рассуждать необходима для обоснования верности найденного способа решения при соотнесении его с условиями и требованиями задачи и обеспечивается за счет решения задач «на выведение» и интеллектуальных игр: «Что подходит?», «Раньше, позже», «У кого что», «Соседний, через один», «Так же, как …», «Сходство, отличие», «Совпадения», «Родственники», «Больше, чем», «Старше, моложе», «Ближе, левее», «То ли одно, то ли другое».
Способность планировать лежит в основе построения программы деятельности по достижению требуемого результата и формируется в ходе решения задач «на перемещение» и в проведении интеллектуальных игр: «Шаги», «Прыжки», «Шаги, прыжки».
Программа курса «Интеллектика» рассчитана на 33 занятия в первый год обучения и 34 занятия для каждого последующего учебного года (одно занятие в неделю).
В основу программы заложены два принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение. В соответствии с первым принципом соседние занятия относятся к разным тематическим циклам, чтобы поддерживать интерес детей и гармонично совершенствовать их познавательную сферу. Согласно второму принципу сначала осваиваются задания более простых видов, а затем – более сложные задания.
Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную интеллектуальную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Предполагаемые результаты:
развитие основных мыслительных способностей учащихся;
повышение уровня познавательных процессов и волевой регуляции у детей;
формирование у учеников развитых форм самосознания и самоконтроля;
совершенствование культуры мышления;
более высокий уровень интеллектуальной подготовки в конце каждого учебного года;
Форма оценивания знаний учащихся – безотметочная, с итоговым зачетом по четвертям.
Формы контроля ЗУН учащихся: выполнение тестовых заданий,
диагностика.
Используемая литература:
1. Зак А.З. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов. Книга для учителя. М.: Интеллект-Центр, 2008.
2. Зак А.З. Интеллектика. Рабочая тетрадь для развития мыслительных способностей (для каждого года обучения). М.: Интеллект-Центр, 2008.
«Интеллектика»
Планирование занятий (1 класс)
№ п/п |
Тема занятия |
|
Развитие способности комбинировать. «Перестановки» |
|
Развитие способности анализировать. «Одинаковое, разное у двух» |
|
Развитие способности комбинировать. «Передвижения» |
|
Развитие способности планировать. |
|
Развитие способности комбинировать. «Перестановки» |
|
Развитие способности анализировать. «Одинаковое, разное у двух» |
|
Развитие способности комбинировать. «Передвижения» |
|
Развитие способности планировать. |
|
Развитие способности комбинировать. «Перестановки» ЗАЧЕТ. |
|
Развитие способности анализировать. «Одинаковое, разное у двух» |
|
Развитие способности комбинировать. «Передвижения» |
|
Развитие способности планировать. |
|
Развитие способности комбинировать. «Обмены» |
|
Развитие способности анализировать. «Одинаковое, разное у трёх» |
|
Развитие способности комбинировать. «Обмены» |
|
Развитие способности планировать. ЗАЧЕТ. |
|
Развитие способности комбинировать. «Обмены» |
|
Развитие способности анализировать. «Одинаковое, разное у трёх» |
|
Развитие способности рассуждать. «Что подходит?» |
|
Развитие способности планировать. |
|
Развитие способности рассуждать. «У кого что» |
|
Развитие способности анализировать. «Одинаковое, разное у трёх» |
|
Развитие способности рассуждать. «Раньше, позже» |
|
Развитие способности планировать. |
|
Развитие способности рассуждать. «Ближе, левее» ЗАЧЕТ. |
|
Развитие способности планировать. |
|
Развитие способности рассуждать. «Родственники» |
|
Развитие способности планировать. |
|
Развитие способности рассуждать. «Больше, чем …» |
|
Развитие способности планировать. |
|
Развитие способности рассуждать. «Сходство, отличие» |
|
Развитие способности комбинировать. «Обмены» |
|
Развитие способности рассуждать. «Соседний, через один» ЗАЧЕТ. |
«Интеллектика»
Планирование занятий (2, 3, 4 класс)
№ п/п |
Тема занятия |
|
Развитие способности комбинировать. «Перестановки» |
|
Развитие способности анализировать. «Одинаковое, разное у двух» |
|
Развитие способности рассуждать. «Так же, как…» |
|
Развитие способности планировать. |
|
Развитие способности комбинировать. «Передвижения» |
|
Развитие способности анализировать. «Одинаковое, разное у двух» |
|
Развитие способности рассуждать. «Сходство-отличие» |
|
Развитие способности планировать. |
|
Развитие способности комбинировать. «Перестановки» ЗАЧЕТ. |
|
Развитие способности анализировать. «Одинаковое, разное у двух» |
|
Развитие способности рассуждать. «Совпадения» |
|
Развитие способности планировать. |
|
Развитие способности комбинировать. «Передвижения» |
|
Развитие способности планировать. |
|
Развитие способности рассуждать. «Родственники» |
|
Развитие способности планировать. ЗАЧЕТ. |
|
Развитие способности комбинировать. «Перестановки» |
|
Развитие способности анализировать. «Одинаковое, разное у трёх» |
|
Развитие способности рассуждать. «Больше, чем…» |
|
Развитие способности планировать. |
|
Развитие способности комбинировать. «Передвижения» |
|
Развитие способности анализировать. «Одинаковое, разное у трёх» |
|
Развитие способности рассуждать. «Старше, моложе» |
|
Развитие способности планировать. |
|
Развитие способности комбинировать. «Обмены» |
|
Развитие способности анализировать. «Одинаковое, разное у трёх» ЗАЧЕТ. |
|
Развитие способности рассуждать. «Ближе, левее» |
|
Развитие способности планировать. |
|
Развитие способности комбинировать. «Обмены» |
|
Развитие способности планировать. |
|
Развитие способности рассуждать. «То ли одно, то ли другое» |
|
Развитие способности комбинировать. «Обмены» |
|
Развитие способности анализировать. «Одинаковое, разное у трёх» |
|
Развитие способности планировать. ЗАЧЕТ. |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кабанова Евгения Степановна
→ абв 01.11.2010 3 8721 2575 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.