Планирование предмета по выбору "Речевое развитие младших школьников", 3-4 класс
Планирование индивидуальных занятий по выбору ученика на тему:
«Речевое развитие младших школьников»
Автор программы: Михеева Т.Б.
Москва, «Русское слово» 2008 год.
3 класс
1-2 |
|
Тема и основная мысль текста. |
3-4 |
|
Широкая тема текста. Узкая тема текста. |
5-6 |
|
Сочинение по картине И.И.Левитана ,, Золотая осень,, |
7-8 |
|
Текст-повествование. Зачет. |
9-10 |
|
Текст-описание сказочного персонажа. |
11-12 |
|
Текст-описание сюжетной иллюстрации к сказке. |
13-14 |
|
Сочинение по картине В.М.Васнецова ,,Аленушка,, |
15-16 |
|
Сочинение по картине В.М.Васнецова ,,Аленушка,, Зачет. |
17-18 |
|
Сочинение-описание предмета ,,Моя любимая игрушка ,, |
19-20 |
|
Описание игрушки в деловом стиле. |
21-22 |
|
Текст-рассуждение. |
23-24 |
|
Сочинение по картине В.М.Васнецова ,,Иван-царевич на Сером Волке,, |
25-26 |
|
Сочинение по картине В.М.Васнецова ,,Иван-царевич на Сером Волке,, Зачет. |
27-28 |
|
Сочинение по картине И.И.Левитана ,,Март,, |
29-30 |
|
Сочинение по картине И.И.Левитана ,,Март,,
|
31-32 |
|
Сочинение по картине И.И.Шишкина ,,Утро в сосновом |
33-34 |
|
Сочинение по картине И.И.Шишкина ,,Рожь,, Зачет. |
|
|
|
4 класс
№ урока |
сроки |
Тема |
1 |
|
Тема текста и микротемы его частей. |
2-3 |
|
Сочинение по картине В.Д.Поленова, «Золотая осень» |
4 |
|
Основная мысль и заголовок текста. |
5 |
|
Основная мысль в текстах, где она прямо автором не сформулирована. |
6 |
|
Беседа по картине А.Г.Венецианова ,,Вот те и батькин обед,, |
7-8 |
|
Сравнительное описание. Параллельное и последовательное сравнение. Зачет. |
9-10 |
|
Сравнительное описание на основе общих признаков. |
11-12 |
|
Сравнительное описание в художественной речи. |
13-14 |
|
Сочинение по картине В.М.Васнецова ,,Снегурочка,, |
15-16 |
|
Сочинение по картине К.Ф.Юона «Волшебница зима» Зачет. |
17 |
|
Письма знакомым и близким людям. Поздравительные письма. |
18-19 |
|
Сочинение по картине И.Э.Грабаря , «Февральская лазурь» |
20-21 |
|
Текст-рассуждение. Объяснение, доказательство. |
22-23 |
|
Сочинение по картине В.М.Васнецова ,,Богатыри,, |
24-25 |
|
Биография и автобиография. |
26 |
|
Биография и автобиография. Зачет. |
27-28 |
|
Сочинение по картине И.И.Шишкина ,,Сосны, освещенные солнцем,. |
29-30 |
|
Сочинение по картине А.А.Рылова ,.В голубом просторе,. |
31-32 |
|
Сочинение по картине В.Д.Поленова ,.Заросший пруд,, |
33-34 |
|
Картина И.А.Айвазовского ,,Девятый вал,. Изложение по тексту, посвященному картине. Зачет. |
Составила планирование
учитель начальных классов
ГОУ СОШ № 152 г. Москвы
Кабанова Евгения Степановна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсу «Речевое развитие младших школьников»
(индивидуальные занятия по выбору учащихся)
Языковое образование и речевое развитие младших школьников- одна из центральных задач в современной начальной школе. Изучение русского языка ориентировано на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие учащихся, Успех в речевом развитии определяет результативность усвоения других дисциплин, а также создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, вооружает необходимыми навыками речевого поведения, формирует культуру личности.
Коммуникативно-познавательная направленность обучения является основой новых программ в начальной школе: на первое место ставятся обучение русскому языку как средству общения, обучение речевой деятельности, языковой коммуникации. Коммуникативная ориентация курса родного языка дает школьникам практическое представление о языке как способе хранения и передачи информации, приучает внимательно слушать, адекватно воспринимать речь, корректировать свои высказывания с учетом ситуации и цели общения.
Представленная система работы в 3-4 классах основана на введении в определенной последовательности лингвистических и речеведческих понятий как основы для формирования навыков коммуникации школьников.
Центральным является понятие текст.
Цель курса: научить детей связно выражать свои мысли в устной и письменной форме, научить создавать высказывание и текст, то есть речевое произведение..
Особым направлением на занятиях развития речи является знакомство учащихся с произведениями изобразительного искусства- картинами известных русских художников. Анализ, беседа по осмыслению содержания картин, включение эмоциональной сферы в процесс обучения, работа с новыми понятиями и, как результат, создание письменной работы, посвященной картине, помогают достаточно эффективно развивать язык и речь учащихся, а также навыки и умения, важные в дальнейшем обучении и в повседневной жизни.
Задачи курса:
1.Содержательность.Рассказ или сочинение должны быть построены на хорошо известных ученику фактах, на его наблюдениях, жизненном опыте, на сведениях, почерпнутых из книг, картин, радиопередач.
2.Логика речи: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания.
3.Точность речи предполагает умение говорящего или пишущего не просто передавать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, выбрать для этой цели наиболее подходящие языковые средства.
4.Богатство языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения.
5.Ясность речи, т.е. доступность слушателю или читателю.
6.Выразительность речи. Речь лишь только тогда воздействует на слушателя или читателя, когда она выразительная, т.е. яркая, красивая.
7.Правильность речи- ее соответствие литературной речи.
Основными этапами организации и проведения каждого занятия являются: предварительная работа, готовящая к восприятию текста или картины, включающая их подробный анализ и отработку новых понятий и навыков; подготовка к сочинению или изложению (включает орфографические и пунктуационные упражнения непосредственно перед письменной работой); составление плана сочинения или изложения; а также подготовительные упражнения.
Предполагаемые результаты:
выделять главную мысль, пересказывать текст, искать информацию в учебной литературе, в словарях и справочниках;
-выполнять работу по несложному алгоритму; индивидуально, совместно (всем классом) ставить новую задачу, определять последовательность действи;
-описывать объект наблюдения, проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти их общие и специфические свойства, высказывать суждения по результатам сравнения;
-участвовать в обсуждениях, уметь организовывать работу в малых группах,
владеть приемами и навыками учебного сотрудничества(способность понять точку зрения другого, объективно оценить).
Чтобы поощрять творческое мышление учашихся необходимо руководствоваться следующими принципами:
-внимательное отношение к необычным вопросам;
-уважительное отношение к необычным идеям;
-показывать детям, что их идеи имеют ценность;
-предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это;
Зачетом является презентация сочинения по картине на выбор ребенка.
Используемая литература: ООО «Тид «Русское слово- РС», 2008 г.
«Речевое развитие младших школьников» Михеева Т.Б.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кабанова Евгения Степановна
→ абв 01.11.2010 1 4429 1171 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.