Планирование предмета по выбору. Детская риторика.
Многолетний опыт работы словесников убеждает, что развитие речи как один из многочисленных аспектов работы на уроках родного языка не решает важной задачи – обучения общению.
В наше время необходимо формирование такой личности, которая могла бы, владея определённым запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить своё высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом. Значит, этим умениям надо целенаправленно учить, что и является предметом курса детской риторики со своим содержанием и логикой построения.
Современная риторика учитывает достижения лингвистической науки, психологии восприятия и порождения речи, теории общения. Вместе с тем современная риторика – самостоятельная наука и самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – Обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре современной риторики – обучение эффективному общению, человек, который общается.
Эффективное общение – это общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача как практического, так и духовного плана.
Характеристика программы
В разработанной программе можно выделить два смысловых блока.
Первый – «ОБЩЕНИЕ»
Этот блок даёт представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения; о коммуникативных качествах речи – на основе чего у детей формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и намерение, оценивать степень их реализации в общении.
Второй блок – «РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ»
Этот блок даёт представление о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие речевой жанр, текст определённой коммуникативной направленности. Это не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, объявления, аннотации, хроники и т.д.
Методы и приёмы преподавания
Курс риторики – сугубо практический. Чтобы действительно научить эффективному общению, то на уроках риторики дети должны как можно
больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике. Особое место занимают специфические приёмы работы, а именно:
- риторический анализ устных и письменных текстов (формирует группу умений, он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации – где, что, зачем и т.д.);
-риторические задачи (эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации, в них обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далёкие – роль отца, матери, учителя, директора и т.д.);
- риторические игры (содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя – кто веселее, смешнее расскажет, произнесёт скороговорку и т.д.).
Для того чтобы программа могла быть успешно реализована, необходимо строить уроки риторики как уроки обучения речи, где каждый ученик вовлекается в процесс общения, говорит, слушает и т.д. Поэтому необходимо деление на подгруппы не более 14-15 человек; особая посадка (в круг, квадратом и т.д.), чтобы дети видели друг друга; общая доброжелательная атмосфера, поощряющая детей говорить, раскрываться, проявлять свою индивидуальность. И конечно стремление оценить словами любое продвижение ученика в умении говорить, слушать, писать и т.д.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Веретельник Марина Владимировна
→ Поляша 05.11.2010 4 6757 1477 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.