Разработка урока "Двоичное кодирование информации"
Учитель информатики 2 квалификационной категории
Шамсутдинова Рамиля Ильгизовна
МАОУ «Базарно-Матакская СОШ»
Тема: «Двоичное кодирование информации»
Цель: познакомить учащихся с двоичным кодированием;
добиться познавательных умений, умений выдвигать гипотезы и обосновывать их, делать выводы из ответов на частные вопросы;
добиться практических умений по решению задач на кол-во информации;
План урока:
1. Орг. момент
2. Вступительное слово учителя
3. Запись учениками в тетрадь основных понятий
4. Решение задач
5. Подведение итогов
Ход работы:
1. Приветствие учащихся, запись в журнал
2. Вступительное слово уч64 = 27
ителя
В окружающей действительности достаточно часто встречаются ситуации, когда может произойти некоторое количество равновероятных событий. Так, при бросании равносторонней четырехгранной пирамиды существуют 4 равновероятных события, а при бросании шестигранного игрального кубика — 6 равновероятных событий.
Чем больше количество возможных событий, тем больше начальная неопределенность и соответственно тем большее количество информации будет содержать сообщение о результатах опыта.
Единицы измерения количества информации.
Для количественного выражения любой величины необходимо определить единицу измерения. Так, для измерения длины в качестве единицы выбран метр, для измерения массы — килограмм и так далее. Аналогично, для определения количества информации необходимо ввести единицу измерения.
За единицу количества информации принимается такое количество информации, которое содержит сообщение, уменьшающее неопределенность в два раза. Такая единица названа «бит».
Если вернуться к опыту с бросанием монеты, то здесь неопределенность как раз уменьшается в два раза и, следовательно полученное количество информации равно 1 биту.
Минимальной единицей измерения количества информации является бит, а следующей по величине единицей является байт, причем
1 байт = 23 бит = 8 бит
В информатике
система образования кратных единиц
измерения
количества информации несколько
отличается от принятых
в большинстве наук. Традиционные
метрические системы единиц, например
Международная система единиц СИ, в
качестве множителей кратных единиц
используют коэффициент 10n,
где п =
3, 6, 9 и так далее, что соответствует
десятичным
приставкам Кило (103),
Мега (106 ),
Гига (109)
и т.д.
Компьютер оперирует числами не в десятичной, а в двоичной системе счисления, поэтому в кратных единицах измерения количества информации используется коэффициент 2n
Так, кратные байту единицы измерения количества информации вводятся следующим образом:
1 Кбайт - 210 байт = 1024 байт;
1 Мбайт = 210 Кбайт = 1024 Кбайт;
1 Гбайт = 210 Мбайт - 1024 Мбайт.
Количество возможных событий и количество информации.
Существует формула, которая связывает между собой количество возможных событий N и количество информации I
N=2I
По этой формуле можно легко определить количество возможных событий, если известно количество информации. Например, если мы получили 4 бита информации, то количество возможных событий составляло:
N = 24 = 16.
Наоборот, для определения количества информации, если известно количество событий, необходимо решить показательное уравнение относительно I. Например, в игре «Крести-нолики» на поле 8x8 перед первым ходом существует 64 возможных события (64 различных варианта расположения «крестика»), тогда уравнение принимает вид:
64 = 27
Так как 64 = 26, то получим:
26 = Z1.
Таким образом, 1 = 6 битов, то есть количество информации, полученное вторым игроком после первого хода первого игрока, составляет 6 битов.
Вопросы для размышления:
1. В чем состоит неопределенность знаний в опыте по бросанию монеты?
2.
Приведите примеры уменьшения
неопределенности знаний после
получения
информации о произошедшем событии.
3. Как зависит количество информации от количества возможных событий?
4. Почему человек использует десятичную систему счисления, а компьютер – двоичную?
Задачи:
1. Сколько страниц экрана одновременно разместится в видеопамяти?
16 = 27
Ответ: 4 бита
2. Какое количество битов потребуется для 256 цветов
256 = 2b
Ответ: 8 битов
Задание на дом:
1. Каково было количество возможных событий, если после реализации одного из них мы получили количество информации, равное 3 битам? 7 битам?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шамсутдинова Рамиля Ильгизовна
→ Мучилка-училка 08.04.2011 3 7787 941 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.