Слайд 1
5 класс
Выполнила презентацию
учитель информатики
МОУ «СОШ №20»
Поспелова Г. В.
г. Новомосковск Тульская область
Учитель информатики МОУ «СОШ №20» Поспелова Г. В. г. Новомосковск Тульская область
Класс 5. УМК Л. Л. Босовой
Тема: «Способы кодирования информации»
Цели
урока:
систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования;
развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
Задачи:
Обучающая:
- повторение и обобщение темы «кодирование информации»
- стимулирование интереса к теме.
Развивающая:
- развитие логического мышления, памяти, внимательности;
- развитие навыков индивидуальной практической деятельности.
Воспитывающая:
- формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.
Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний
Тип урока: комбинированный
Технология: личностно-ориентированная
Метод: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.
Оборудование:
Комплекс мультимедиа (ПК, интерактивная доска, проектор)
Презентация «Формы представления информации»
Основные
понятия:
код;
кодирование;
графический способ кодирования;
числовой способ кодирования;
символьный способ кодирования.
Ход урока
1)
Актуализация и проверка усвоения
изученного материала:
Ученики
отвечают на вопросы УЧ: §1.6 №1 - №4 с.28.
Что вы понимаете под кодированием информации? [Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.]
С какой целью люди кодируют информацию? [Сокращение записи, засекречивание (шифровка), удобство обработки и др.]
Что можно назвать кодом? [Код – это система условных знаков для представления информации.]
Ребус – это слово или фраза, закодированные с помощью комбинации фигур, букв и знаков. Попробуйте декодировать сообщение, т.е. разгадать следующий ребус:
Ответ: компьютер.
Составьте ребус для одного из следующих слов: информация, кодирование, хранение, передача, обработка. [Визуальная проверка выполнения задания.]
Визуальная проверка выполнения заданий РТ: №14 - №19 с.16-23 с последующим обсуждением вариантов их выполнения.
Ответы
Сфера применения кода |
Используемые знаки |
Запись арифметических выражений |
Цифры, знаки арифметических операций, скобки и др., например: +, ·, (), –, 25, :, = и др. |
Запись мелодий |
Нотные знаки, например:
|
Запись звуков речи |
Буквы алфавита, например: А, Б, В, Г, Д и др. |
Оформление календаря природы |
Знаки, например:
|
Управление движением транспорта |
Дорожные знаки, например:
|
1) КАМБУЗ; 2) КУБРИК; 3) СКЛЯНКИ; 4) ШВАРТОВЫ; 5)ЯКОРЬ.
ТОЛЬКО СМЕЛЫМ ПОКОРЯЮТСЯ МОРЯ
1) МЕЧТА; 2) НАДВИГАЕТСЯ ШТОРМ; 3) СЧАСТЛИВОГО ПЛАВАНИЯ.
1) ВИНЧЕСТЕР; 2) ДЖОЙСТИК; 3) ДИСКЕТА; 4) ДИСКОВОД; 5) КЛАВИАТУРА; 6) МОДЕМ; 7) МОНИТОР; 8) МЫШЬ; 9) ПРИНТЕР; 10) СКАНЕР.
2) Объяснение нового материала: Формы представления информации. §1.7.
Подчеркнуть, что за видимым многообразием форм представления информации скрыто три основных способов кодирования информации: графический, числовой и символьный. Выбор способа кодирования зависит от цели кодирования.
Одну и ту же информацию можно представить разными кодами, т.е. в разных формах. (Демонстрация презентации «Формы представления информации»).
Формы
представления (способы кодирования)
информации:
– разговорные языки
(более 2000);
– язык мимики и жестов;
–
язык рисунков и чертежей;
– научные
языки (математики, программирования);
–
языки искусства (музыка, живопись,
скульптура);
– специальные языки
(азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая
азбука).
Выбор форм представления (способа кодирования) зависит от цели, ради которой оно осуществляется.
Цели: сокращение записи; засекречивание (шифровка); удобство обработки и др.
Способы
кодирования информации:
1) графический
(с помощью рисунков, значков, схем,
чертежей, графиков);
2) числовой
(с помощью чисел);
3) символьный
(с помощью символов того же алфавита,
что и исходный текст).
Кодирование – переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки.
Декодирование – действия по восстановлению первоначальной формы представления информации.
Для
декодирования нужен код.
3) Физминутка
Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.
Продолжительность 1-2 минуты.
4)
Закрепление изученного материала.
Ученики отвечают на вопросы УЧ: §1.7
№3 - №6 с.30.
Выразите словами смысл следующего арифметического выражения:
Вариант ответа: если сумму чисел "один", "два", "три", "четыре" и "пять" разделить на разность чисел "десять" и "семь", то получится число "пять".
Вариант ответа: частное от деления суммы первых пяти натуральных чисел на разность чисел "десять" и "семь" равно "пяти".
Мальчик заменил каждую букву своего имени её номером в алфавите. Получилось 18 21 19 13 1 15. Как зовут мальчика?
Ответ: Руслан.
Зная,
что каждая буква исходного текста
заменяется третьей после неё буквой в
алфавите русского языка, который
считается записанным по кругу, декодируйте
следующие сообщения:
а) жуцёг
льл, г ргмжиыя – дзузёл;
б) фхгуюм
жуцё оцъыз рсеюш жецш.
Ответ:
а)
Друга ищи, а найдёшь – береги;
б)
Старый друг лучше новых двух.
Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, второе – номер строки следующей кодовой таблицы:
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
к |
л |
м |
н |
о |
ь |
ъ |
ы |
э |
ю |
я |
<пробел> |
2 |
п |
р |
с |
т |
у |
ф |
х |
ч |
ц |
ш |
щ |
, |
3 |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ё |
ж |
з |
и |
й |
. |
Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку: (1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (12,1), (4,2), (5,1), (4,2), (12,2), (12,1), (1,1), (4,2), (5,1), (12,1), (1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (5,1), (12,1), (1,2), (5,1), (3,2), (4,2), (5,2), (1,2), (1,3), (6,3), (4,2), (12,3).
Ответ:
Красив тот, кто красиво
поступает.
5)
Домашнее задание:
§1.7
(стр.29 – 30), вопросы.
РТ: №31, №32, №33
(с.30.)
Литература
Информатика и ИКТ : учебник для 5 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 192 с.:ил.- ISBN : 978-5-94774-835-2.
Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 5-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 87 с.: ил.
Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.
http://www.zaitseva-irina.ru/html/f1221748096.html Конспект урока
http://www.zaitseva-irina.ru/html/f1221748096.html Конспект урока
Материал размещен на сайтах: http://videouroki.net; http://jgk.ucoz.ru, http://www.it-n.ru, http://www.uchportal.ru.
Автор: Поспелова Галина Васильевна
→ Васильна0409 27.05.2011 8 14360 2373 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.