Слайд 1
ОСНОВЫ ЛОГИКИ
Кривенцов Леонид Александрович,
учитель информатики и ИКТ
МОУ-СОШ №4 г. Асино томской области
Сайт учителя информатики и ИКТ Кривенцова Л.А. - http://as-school4.edu.tomsk.ru/site/
Автор материала (ФИО)
|
Кривенцов Леонид Александрович |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) |
Учитель информатики и ИКТ |
Образовательное учреждение
|
МОУ-СОШ №4 г. Асино Томской области |
Название материала
|
Основы логики: построение таблиц истинности |
Класс (возраст)
|
9 |
Учебный предмет
|
Информатика |
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс |
|
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие)
|
Презентация + конспект урока |
Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)
|
Мультимедийная установка |
Цели, Задачи материала
|
Обмен опытом, в помощь учителям информатики |
Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора). |
Третий урок в рамках темы «Основы логики» |
Список использованной литературы. Ссылки на Интернет - источники
|
Светлов В.А. Современная логика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 400 с. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. – М.: Проспект, 2008. – 304 с. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник. –М.: Инфра-М, Форум, 2009. ЛОГИКА. Учебное пособие. Издание 2-е: Москва, Издательство «Знание», 1998 |
Кривенцов Л.А., учитель информатики и ИКТ _____ «Построение таблиц истинности»
Конспект урока по информатике
на тему:
«Основы логики:
построение таблиц истинности»
учитель информатики
Кривенцов Л.А.,
первая квалификационная категория
2011
Конспект урока на тему: «Основы логики: построение таблиц истинности».
Данный урок третий в рамках темы «Основы логики». Предполагается, что обучающиеся уже знакомы с основными определениями и логическими операциями.
Цели урока:
создание условий для формирования знаний по построению таблиц истинности для сложных выражений;
Задачи:
изучить принципы построения таблиц истинности для сложных выражений;
способствовать развитию логического мышления;
Тип урока:
урок совершенствования знаний, умений и навыков;
целевого применения усвоенного.
Вид урока: лекция.
Используемое оборудование:
компьютер;
приложение Microsoft Office PowerPoint 2003 и выше;
мультимедиа проектор.
План урока:
Организационный момент (2 мин)
Опрос по материалу прошлого урока (5 мин)
Представление нового материала (15 мин)
Выполнение практического задания (5 мин)
Подведение итогов урока. Задание на дом (3 мин)
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка присутствующих. Настрой на урок.
Опрос по материалу прошлого урока.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с основными логическими операциями. Обучающимся предлагается ответить на следующие вопросы:
Что такое сложное высказывание?
Сколько Вы знаете базовых логических операций? (5)
Перечислите названия базовых логических операций. (Коньюнкция, Дизъюнкция, Инверсия, Импликация, Эквивалентность)
Какими знаками обозначается логическое умножение? (& и )
Как называется логическое отрицание и что оно выполняет?
Представление нового материала.
На данном этапе используется презентация (слайды 2-6).
При изучении работы различных устройств компьютера приходится рассматривать такие его логические элементы, в которых реализуются сложные логические выражения. Поэтому необходимо научиться определять результат этих выражений, то есть строить для них таблицы истинности.
Таблица истинности – это таблица, в левой части которой записывается набор аргументов, а в правой части - соответствующие значения логической функции.
Таблица истинности – это таблица, определяющая значение сложного высказывания при всех возможных значениях простых высказываний.
Алгоритм построения таблиц истинности для сложных выражений следующий:
Определить количество переменных (простых выражений);
Определить количество логических операций и последовательность их выполнения.
Определить количество строк:
количество строк = 2ª + строка для заголовка,
где a – количество логических переменных.
Определить количество столбцов: количество столбцов = количество переменных + количество логических операций;
Заполнить столбцы результатами выполнения логических операций в обозначенной последовательности с учетом таблиц истинности основных логических операций.
Рассмотрим пример построения таблицы истинности для следующего сложного (составного) логического выражения:
А & (B V C)
Решение:
Простые выражения (логические переменные): А, В, С; (3)
Количество логических операций:
¬ А - инверсия;
B Ú C - операция дизъюнкции;
¬ А & (B Ú C). операция конъюнкции. Всего: 3
Количество строк: на входе три простых высказывания: А, В, С, поэтому a=3 и количество строк = 2³ +1 = 9.
Количество столбцов: 3+3=6
Заполняем столбцы с учетом таблиц истинности логических операций.
Выполнение практического задания.
П осле объяснения нового материала обучающимся предлагается самостоятельно построить таблицу истинности для логического выражения (слайды 7-8):
D = А V B & C
Подведение итогов урока. Задание на дом.
Ответы на вопросы учащихся. Подведение итога урока. Выставление оценок.
Домашнее задание (слайд 9).
Используемые учебники и учебные пособия:
Светлов В.А. Современная логика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 400 с.
Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. – М.: Проспект, 2008. – 304 с.
Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник. –М.: Инфра-М, Форум, 2009.
ЛОГИКА. Учебное пособие. Издание 2-е: Москва, Издательство «Знание», 1998
Автор: Кривенцов Леонид Александрович
→ Root_l 22.07.2011 3 12013 2520 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.