Урок-путешествие по информатике по теме "Множество" - 3 класс
Плешанова Татьяна Сергеевна
«Множество»
(Информатика, 3 класс)
2009 г.
Пояснительная записка.
Данный урок организован в нетрадиционной игровой форме – сказочное виртуальное путешествие. Целью урока, поставленной перед ребятами, является помощь мамонтенку в поиске его мамы, в контексте данной цели поставлен рад задач: образовательных, воспитательных и развивающих. Используя разработку данного урока в своей работе, я могу сделать вывод, что структура и содержание урока являются эффективными для решения данных задач. Уроки в нетрадиционной форме вообще очень эффективны. «События» урока производят сильное впечатление на ребят, и они еще долго вспоминают «как они путешествовали по острову, помогали мамонтенку» и, как следствие, помнят, что при этом они познакомились с понятием «множество». Особо это важно для данного урока, ведь на уроке ребята должны осознать и запомнить достаточно большой объем теоретических сведений, которые, к тому же, носят абстрактный характер. Велика вероятность, что при изучении данной темы на традиционном уроке ребята потеряют интерес к изучаемой теме, что приведет к неэффективности урока.
На данном уроке учащиеся получают не только теоретические знания по теме «Множество», но и развивают навыки пользователя ПК. Кроме знаний по информатике, на уроке предполагается получение знаний учащихся и по другим направлениям. Наиболее явно прослеживаются связи с предметами «окружающий мир» и «математика» (решение логических задач), карточки для индивидуальной работы включают задания по чтению, русскому языку, математике…
Дифференциация на уроке не носит ярко выраженный характер, но индивидуальный подход все же присутствует и заключается он в том, что карточки для индивидуальной работы имеют несколько уровней сложности.
На уроке присутствуют разнообразные формы познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
На уроке формируется умение отбирать и анализировать информацию. Положения изучаемой темы изначально не формулируются педагогом, а формируются в результате беседы.
На протяжении всего урока осуществляется промежуточный контроль учебных достижений школьников. Оценка на уроке не выставляется, так как данный урок является уроком изучения нового материала, первым в разделе «Множества», учащиеся должны познакомиться с понятиями данной темы, осознать и осмыслить их.
На уроке активно используются информационные технологии.
Как инструмент обучения информационные технологии выступают сразу в нескольких качествах: визуализация изучаемых явлений, техническая поддержка, создание яркой воспитательной ситуации.
Так как большая часть урока проходит в высоком темпе с активным использованием ИКТ, на уроке используются здоровьесберегающие технологии: проводится физкультминутка и гимнастика для глаз, регулярно осуществляется смена рода деятельности.
Практика показала, что структура и форма урока эффективна для решения поставленных задач, соответствует содержанию учебной программы.
Тема урока «Множество».
Тип урока: изучение нового материала (данный урок является первым вводным уроком в разделе «Множества», на котором учащиеся знакомятся с понятием множества и связанными с ним терминами).
Форма проведения урока: урок – игра (урок проводится в форме игры - виртуальное сказочное путешествие на «Остров загадок» с целью найти маму мамонтенка).
Цели урока:
а) образовательная: формировать представление о понятии «Множество» и сопутствующих понятиях.
б) воспитательная: напомнить о важности таких качеств, как помощь слабым, любовь к близким
в) развивающая: развитие речи, мышления, расширение кругозора
Оборудование урока:
- интерактивная доска;
- компьютеры для индивидуальной работы детей;
- магнитная доска и различные магниты (люди, звери, овощи…);
- карточки с заданиями и наглядными пособиями;
- опорный конспект.
План урока:
Постановка цели урока – 2 минуты
Интеллектуальная разминка -1 минута
Изучение нового материала – 15 минут
Физкультминутка – 1 минута
Закрепление полученных знаний – 15 минут
Гимнастика для глаз – 1 минута
Практическая работа на компьютере – 5 минут
Заключительный этап – 2 минуты.
Подведение итогов урока – 2 минуты
Домашнее задание -1 минута
Ход урока:
Постановка цели урока.
Учитель: Ребята, у нас сегодня гости – морские жители, но они приплыли к нам не просто так, у далеких берегов Африки случилась беда и им срочно нужна помощь. Хотите узнать, что произошло? (Сопровождается показом слайда 2)
Учащиеся: Да!
Учитель: Тогда слушайте. Однажды далеко-далеко на севере неизвестно откуда появился маленький Мамонтенок, но мамы не оказалось рядом. (Сопровождается показом слайда 3). Ребята, а почему его мамы не оказалось рядом?
Учащиеся: Потому что мамонтов сейчас нет, они вымерли. (Если учащиеся не могут дать такой ответ, то учитель задает наводящий вопрос: «А мамонты сейчас живут на нашей планете?» Если учащимся ничего не известно о мамонтах, то педагог поясняет, что это за животные.)
Учитель: Мамонтенку очень хотелось, чтобы у него была мама. Ему сказали, что в Африке живут звери похожие на него и там он найдет себе маму. Что это за звери?
Учащиеся: Слоны.
Учитель: Верно! Поэтому мамонтенок отправился в опасное путешествие в Африку на льдине. Но злой разбойник Бармалей, который очень не любит детей, спрятал ее на «Острове загадок». (Сопровождается показом слайда 4). Все жители Африки и морские жители пытались помочь мамонтенку спасти маму, но только очень смелые, умные и сообразительные смогут справиться с этой сложной задачей. Вы готовы помочь?
Учащиеся: Да!
Учитель: Тогда вперед! Смотрите, Компьюша просит взять его с собой, считая, что может нам пригодиться. Возьмем? (Сопровождается показом слайда 5).
Учащиеся: Да!
Учитель: Тогда в путь, нас ждет корабль. (Сопровождается показом слайда 6).
Интеллектуальная разминка.
Учитель: Вот мы и прибыли на остров, первая остановка «Причал сообразительных». (Сопровождается показом слайда 7, вопрос не выводится). Ребята, что такое причал?
Учащиеся пытаются дать ответ.
Учитель: Причал – это место, куда прибывают корабли и прочие суда. Ребята, чтобы путешественники не заблудились в незнакомом месте, что им необходимо?
Учащиеся: компас, карта.
Учитель: Верно! Нам необходима карта, но чтобы ее получить, вам необходимо решить задачи «Причала сообразительных». (Сопровождается показом слайда 7, выводится вопрос).
Задание 1. «Решите логические задачи».
Учащиеся коллективно выполняют первое задание – решение логических задач, направленных на развитие логического мышления, умение находить нестандартные подходы к решению учебных и жизненных задач. (Сопровождается показом слайда 8-9, содержимое слайдов выводится последовательно: сначала задача, учащиеся размышляют над ответом, когда ответ дан или ребята затрудняются ответить, выводятся иллюстрации в качестве подсказки или проверки).
Изучение нового материала.
Учитель: Молодцы ребята, теперь у нас есть карта и направление движения. Мы отправляемся в «Джунгли знаний» (Сопровождается показом слайда 10). …Вот мы и на месте. Посмотрите, какие высокие деревья. Ребята, а вы знаете, что такое джунгли? (Сопровождается показом слайда 11, вопрос не выводится).
Учащиеся: Лес.
Учитель: Действительно, джунгли - это влажный тропический лес. Из-за большой влажности в джунглях растут очень высокие деревья, множество других растений, например, лианы, что делает лес густым и практически непроходимым для человека. Готовы отвечать на вопросы джунглей? (Сопровождается показом слайда 11, выводится вопрос).
Вопрос: «Что такое множество?»
Учитель объясняет новый материал. (Для объяснения нового материала можно также использовать программу «Мир информатики»)
Учитель: Ребята, как вы думаете, что такое множество, на какое слово оно похоже?
Учащиеся: На слово много.
Учитель: Правильно, а что такое много?
Учащиеся: Много – это когда сколько-то вещей (предметов…) взяли вместе.
Учитель: Верно, можно сказать, что много, множество - это группа предметов, вещей, объектов… А по какому принципу объекты соединяют вместе в группу? Вы группа, почему вас объединили в группу (обращаясь к ученикам)?
Учащиеся: Одинаковый возраст, живем недалеко …(если ученики не могут дать ответ, то учитель задает наводящие вопросы)
Учитель: Действительно так, у вас есть много общего, то есть объекты в группе обладают какими-то общими свойствами.
Множество – это группа объектов, объединенных вместе на основании общих свойств или признаков. (Класс хором повторяет данное определение).
Множество определено, если про любой предмет мы можем сказать, принадлежит он этому множеству или нет.
Пример.
Учитель: Ответьте на вопрос, принадлежат ли картинки в верхнем ряду множеству? (Сопровождается показом слайда 12, надпись «движущиеся картинки» не выводится). (Учащиеся затрудняются ответить.) Ответить на данный вопрос пока нельзя, ведь не указаны признаки, по которым объекты объединили во множество, значит множество не определено. Давайте определим его, то есть укажем общий признак объектов, посмотрите на картинки внимательно, что вы можете про них сказать?
Учащиеся: они все движутся.
Учитель: Верно, общий признак – движущиеся картинки. Сопровождается показом слайда 12, выводится надпись «движущиеся картинки»). Теперь множество определено, и вы можете сказать, какие картинки принадлежат множеству, какие не принадлежат. (Учащиеся дают ответ).
Учитель: Мы дали ответ на вопрос «Джунглей знаний» и нам пора выбираться, смотрите, на карте появилось направление дальнейшего движения – «Мост загадок». (Сопровождается показом слайда 13). … Вот мы и пришли. Ребята, вы где-нибудь видели такой мост? (Сопровождается показом слайда 14, вопрос не выводится).
Учащиеся: Нет (возможны и другие варианты ответа).
Учитель: Такой мост называется подвесным, закрепляется только начало и конец моста. Строится такой мост, в основном, из веревок и древесины, размещается над рекой или пропастью. В наше время такие мосты редкость, перемещаться по ним очень опасно, сейчас строят более надежные мосты. Давайте скорее ответим на вопрос «Моста загадок» и аккуратно пройдем по нему. Сопровождается показом слайда 14, выводится вопрос).
Вопрос: «Что такое элементы множества?»
Учитель: Ответ на данный вопрос прост – объекты, входящие во множество называются элементами данного множества.
Задание 2: «Назовите элементы множества».
Учащиеся коллективно выполняют задание.
Множество «Оценки» (Сопровождается показом слайда 15).
Множество «Все цифры» (Сопровождается показом слайда 16).
Учитель: Ребята, вы справились с заданием и на карте появилось направление движения, осторожно проходим по мосту и направляемся на «Равнину любознательных». (Сопровождается показом слайда 17). … Вот мы и на месте. (Сопровождается показом слайда 18, вопрос не выводится). Кто ответит, что такое равнина?
Учащиеся пытаются дать ответ на вопрос.
Учитель: (Обобщает сказанное учащимися). Равнина – поверхность земли, на которой нет высоких гор и оврагов, могут быть только небольшие холмы и не глубокие ямы. Ну, что, готовы к задачам «Равнины любознательных?» (Сопровождается показом слайда 18, выводится вопрос).
Учащиеся: Да.
Вопрос: «Как называют и обозначают множества?»
Учитель: Для удобства множествам, как и всему другому, обычно дают названия. Названия лучше давать не какие попало, а отражающие признаки и свойства, по которым указанные объекты объединили во множество.
Далее учитель совместно с учащимися приводит несколько примеров.
Множество с элементами: конфета, мармелад, печенье, шоколад можно назвать «Сладости».
Множество с элементами: тетрадь, пенал, дневник, альбом, ручка… можно назвать «Школьные принадлежности».
Множество с элементами: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье можно назвать «Дни недели».
Учитель: Кроме того, для удобства множества иногда обозначают, обычно заглавными буквами или цифрами.
Учитель приводит несколько примеров.
Учитель показывает несколько игрушек, сообщает, что множество имеет название «Игрушки», обозначается, например, буквой А.
Физкультминутка.
Учитель: Смотрите, на нашей карте появилось дальнейшее направление движения, значит «Равнина любознательных» довольна нашим ответом. Идем дальше. (Сопровождается показом слайда 19). Ой, ребята, беда, у нас на пути разбойники. (Сопровождается показом слайда 20). Вы их бойтесь?
Учащиеся: Нет!
Учитель: Давайте покажем им, какие мы смелые и сильные!
Проводится физкультминутка. (Сопровождается показом слайда 21).
Физкультминутка представляет собой динамическую паузу для снятия умственного напряжения и физической усталости.
Примерные упражнения: ходьба на месте, наклоны в сторону и вперед, поворот туловища, вращение головой, приседания…
Учитель: Смотрите, разбойники сами вас испугались. Путь свободен. (Сопровождается показом слайда 22).
Закрепление полученных знаний.
Учитель: Мы пришли на «Мыс секретов». (Сопровождается показом слайда 23, вопрос не выводится). Кто ответит, что такое мыс?
Учащиеся пытаются ответить на вопрос.
Учитель: Мыс – это участок суши выдающийся в море, реку, озеро. Посмотрим, какое задание он нам приготовил. (Сопровождается показом слайда 23, выводится вопрос).
Задание 3: «Составь множества».
Для выполнения данной работы учащиеся работают в группах. На магнитной доске располагаются различные магниты (люди, животные, фрукты, ягоды… – «магниты на холодильник»). Учитель вызывает пару учащихся. Один учащийся придумывает название множества (фрукты, гладкие магниты, красного цвета…), второй перемещает подходящие магниты в фигуру, обозначающую это множество, затем учащиеся меняются ролями. Остальные учащиеся в это время наблюдают за правильностью выполнения задания и делают замечания. В данном задании поочередно принимают участие все дети. Если учеников в классе много, то можно одновременно вызывать две пары, а наблюдающий за процессом класс разделить на две команды: одна следит за одной парой, другая за второй.
(Если магнитов нет, то можно использовать любые другие предметы. Однако, за вертикально размещенными магнитами детям легче наблюдать.)
Учитель: Времени мало, пора отправлять дальше, посмотрим на нашу карту. Теперь мы идем к «Таинственному вулкану». (Сопровождается показом слайда 24) … Вот он, загадочный и могучий. (Сопровождается показом слайда 25, вопрос не выводится). Что такое вулкан?
Учащиеся пытаются дать ответ на вопрос.
Учитель: Вулкан похож на гору, когда он «спит», то не опасен, но когда «просыпается» из его кратера выливается раскаленная лава, пепел, сжигая все живое в округе. Сейчас наш вулкан спокоен, давайте узнаем, какую задачу он нам приготовил. (Сопровождается показом слайда 25, выводится вопрос)
Задание 4: «Дайте названия множествам».
Учащиеся выполняют индивидуальное задание по карточкам разного уровня сложности. (Смотрите «методические рекомендации к карточкам для самостоятельной работы учащихся»). По мере выполнения задания учащиеся возвращают карточки, учитель сразу их проверяет и делает замечания, если они есть.
Учитель: И здесь вы все справились, идем дальше. Направление движения смотрим на карте. (Сопровождается показом слайда 26). Мы пришли к «Дому чудес». (Сопровождается показом слайда 27, вопрос не выводится). Ребята у вас не возникает никакого вопроса?
Учащиеся: Где же дом? (Сопровождается показом слайда 27, выводится вопрос «Где же дом?»).
Учитель: Дом хитрый, он появится, только когда вы справитесь с заданием. (Сопровождается показом слайда 27, выводится вопрос). Смотрите, Компьюша хочет помочь нам выполнить задание, но сначала он просит сделать гимнастику для глаз. (Сопровождается показом слайда 28)
Гимнастика для глаз.
Примерный перечень упражнений:
Плотно сомкните веки на 5 сек., затем широко откройте их на такое же время, не морща при этом лоб. Повторите 3-4 раза.
Сосредоточьте взгляд на отдаленном предмете, затем переведите его на кончик носа. Повторите 4-6 раз.
Делайте медленные круговые движения глазами, будто следите за большим колесом, вращающимся 2 раза в одну и 2 раза в другую сторону. Повторите 2-4 раза.
Посмотрите на верхний левый угол стены вашей комнаты, переведите взгляд на кончик носа, а затем на верхний правый угол стены и снова на кончик носа. Повторите 5-6 раз.
Практическая работа.
Учитель: Раз Компьюша обещал вам помочь, то рассаживаемся за компьютеры, там для вас уже готово задание.
Практическая работа: «Распредели элементы по множествам».
Работа состоит из двух заданий. Учитель дает рекомендации по выполнению работы. (Смотри «методические рекомендации к практической работе»).
Заключительный этап.
Учитель: Смотрите, появился «Дом секретов», а в нем мама мамонтенка. (Сопровождается показом слайда 29). Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Теперь мамонтенок встретит свою маму. Морские жители благодарят вас за помощь. (Сопровождается показом слайда 30).
Подведение итогов.
Учитель просит ребят ответить на вопросы:
- Что новое узнали на уроке? (Множество, элементы множества, как называют и обозначают множества.)
- Что хорошее совершили? (Помогли мамонтенку найти маму.)
- Чему научились у мамонтенка и других персонажей? (Любить и уважать своих близких, защищать слабых.)
Домашнее задание
Учитель: Чтобы вы не забыли, то что сегодня узнали и смогли подготовиться к следующему уроку, я раздам вам «опорные конспекты», которые вы дома внимательно прочитаете и вклеите в свою тетрадь.
Методические рекомендации к практической работе.
Практическая работа реализована в программе Power Point. Заключается работа в выполнении учащимися двух заданий, каждое из которых размещается на отдельном слайде.
Для выполнения заданий презентацию необходимо открыть в обычном рабочем режиме (не запускать показ слайдов!)
Задание 1. «Перенеси элементы в подходящее множество».
С помощью мыши необходимо перенести изображение каждого животного во множество (прямоугольник), элементом которого оно является.
Задание 2. «Около каждого элемента напиши обозначение множества, к которому он относится».
С помощью мыши и клавиатуры около каждого объекта необходимо написать букву, обозначающую множество, к которому принадлежит данный объект.
После выполнения заданий осуществляется проверка правильности выполнения работы, для этого необходимо включить режим просмотра презентации (команда «Показ слайдов») и внимательно смотреть на экран. В первом задании изображения животных будут перемещаться: размещенные верно животные совсем «уйдут с экрана», размещенные не верно – переместятся в соответствующее множество. Во втором задании появятся правильные ответы, которые можно сравнить с записанными учеником.
Данная работа направлена на закрепление полученных знаний, а не на контроль, поэтому оценка не выставляется.
Подобный подход реализации практической работы может показаться не очень удачным (учащимся необходимы рекомендации по ее выполнению), но выбрана данная структура не случайно. Предложенная работа направлена не только на закрепление знаний по теме «Множество», но и на развитие пользовательских навыком учащегося: развитие навыков работы с мышью, клавиатурой; приобретение некоторых навыков работы в приложении Power Point.
Методические рекомендации к карточкам для самостоятельной работы учащихся.
Для выполнения самостоятельной работы представлено 5 вариантов карточек трех уровней сложности.
Распределяются карточки среди учащихся по рассмотрению педагога.
Задание во всех карточках одинаковое «Дайте название множествам», уровни сложности распределены по признаку размещенных в них элементах - насколько просто найти общий характерный признак элементов каждой группы.
Первый (низкий) уровень сложности – ответы достаточно очевидны и требуют лишь элементарных предварительных знаний.
В данную группу входит «Карточка 1».
Второй (средний) уровень сложности – ответы достаточно очевидны, но требуют более глубоких знаний по различным предметным областям.
В данную группу входят: «Карточка 2», «Карточка 3», «Карточка 4».
Третий (высокий) уровень сложности – ответы на данные задания требуют умение логически мыслить, умение на фоне простого видеть детали и нюансы.
В данную группу входит «Карточка 5» (Ответы: А – примеры, результат которых равен 9, Б – слова на букву «м», В – виды спорта).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Плешанова Татьяна Сергеевна
→ ple12331 27.03.2009 0 6149 2514 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.