Слайд 1
Электронный
калькулятор
Урок информатики в 10 классе
Автор: Макарова Наталия Анатольевна
Место работы: МОУ Сосновская СОШ №2
Должность: Учитель информатики
МБОУ Сосновская СОШ №2
Разработка урока
информатики
в 10 классе
Тема: «Электронные калькуляторы»
Составила:
учитель информатики
МБОУ ССОШ №2
Макарова Н.А.
Цель: сформировать навыки работы на научном, инженерном и обычном Калькуляторе.
Задачи:
Образовательные:
Формировать навыки работы с электронным калькулятором.
Показать назначение и возможности применения электронного калькулятора
Развивающие:
Развитие познавательного интереса.
Развитие у учащихся навыков самоконтроля.
Развитие у учащихся самостоятельности.
Воспитательные:
Содействовать эстетическому воспитанию школьников.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепление новых знаний
Методы обучения: иллюстративно-словесный, практический методы
Формы работы: индивидуальная, групповая формы работы
Литература:
Н.Д. Угринович, учебник "Информатика и информационные технологии", стр. 361
Н.Д. Угринович, практикум, стр. 54-56
Вид урока: комбинированный
Оборудование урока:
Проектор, подключенный к демонстрационному компьютеру;
Демонстрационный компьютер с загруженными презентациями
План урока:
Организационный момент
Подготовка учащихся к усвоению
Изучение нового материала с его пошаговым закреплением
Индивидуальная практическая работа
Подведение итогов
Информация о домашнем задании
Ход урока:
I. Организационный момент:
Приветствие учащихся.
II. Подготовка учащихся к усвоению
Постановка целей урока.
1. Найти сумму 10+11 в двоичной системе
2. Найти разность 1000-1 в двоичной системе
3. В коробке лежат 64 цветных карандаша. Сообщение о том, что достали белый карандаш, несёт 4 бита информации. Сколько белых карандашей было в корзине?
Как нам облегчить вычисления?
Для этих и других вычислений можно использовать программы, которые называются научными или инженерными калькуляторами.
Сформулируйте тему урока
Тема урока «Электронные калькуляторы»
III. Изучение нового материала с его пошаговым закреплением
Что вы знаете об электронных калькуляторах?
Познакомьтесь с информацией в параграфе 10.1 и выделите основные возможности электронных калькуляторов
Когда удобно использовать электронные калькуляторы?
Такой калькулятор входит в состав Стандартных приложений операционной системы Windows. Именно им вы будете пользоваться для выполнения расчетов в задачах.
Откройте программу Калькулятор и познакомимся с некоторыми приёмами работы с приложением Калькулятор.
Команда Вид позволяет выбрать один из режимов работы Обычный или Инженерный.
Рассмотрите эти режимы
Какой режим удобно использовать для выполнения Задания:
вычислить log2 2,5.
Калькулятор может вычислять непосредственно только натуральный и десятичный логарифм. Нам не нужен логарифм по основанию два. Поэтому можно использовать следующий приём для вычисления такой логарифмической функции: воспользоваться следующим равенством – log y x = ln x / ln y. Таким образом, замените логарифм частным натуральных логарифмов
Предложите алгоритм вычисления выражения
Алгоритм решения: (Составляется учениками на доске)
В вести в окно индикатора число 2;
Нажать кнопку (вычисление натурального логарифма);
Запомнить ответ в памяти, нажав кнопку (запись числа из окна индикатора в память);
Очистить окно индикатора (Esc);
Ввести в окно индикатора число 2,5;
Н ажать кнопку
Нажать кнопку (операция деления)
Н ажать кнопку (вывод числа из памяти в окно индикатора);
Нажать кнопку (получение ответа)
Решите задачу, используя данный алгоритм
Ответ: log2 2,5 = 1,3.
Задание: вычислите и сравните ответы.
Пример |
Ответ |
Log2 16 |
4 |
Log3 27 |
3 |
Log4 16 |
2 |
Log2 256 |
8 |
Log2 11 |
3,45 |
С помощью этой программы также можно переводить числа, записанные в двоичной, восьмеричной, десятичной и шестнадцатеричной системах счисления.
Исследуйте, что означают переключатели
Hex (Hexadecimal) - шестнадцатеричная
Dec (Decimal) - десятичная
Oct (Octal) - восьмеричная
Bin (Binary) – двоичная.
Выясните практически алгоритм перевода чисел из шестнадцатеричной системы в десятичную и составьте его на доске
Установить переключатель в положение Hex (щелкнув по нему левой кнопкой мыши).
Набрать число с помощью мышки или клавиатуры (латинские буквы).
Установить переключатель в положение Dec – получим ответ.
IV. Индивидуальная практическая работа
Задание 1.
Поставьте вместо знака ? знак <, > или =.
28510 ? 11D16 (Ответ: 28510 = 28510 )
1111112 ? 11118 (Ответ: 6310 < 58510 )
6С16 ? 1010012 (Ответ: 10810 > 4110 )
Задание 2
Рождение цветка.
П онаблюдаем за рождением цветка: сначала появился один листочек, затем второй … и вот распустился бутон. Постепенно подрастая, цветок показывает нам некоторое двоичное число. Если вы до конца проследите за ростом цветка, то узнаете, сколько дней ему понадобилось, чтобы вырасти.
(Ответ: 100100012=145 дней)
Задание 3
В коробке лежат 6 разноцветных фломастеров. Какое количество информации содержит сообщение, что из коробки достали синий фломастер?
Решение: N = 6, следовательно, I = log2 6. Вычисляем и имеем I = 2,58496 бит.
Ответ: 2,5 бит.
Задание 4.
В таблице приведены номер точки и ее координаты, записанные в различных системах счисления.
Для каждой точки выполните перевод ее координат в десятичную систему счисления и отметьте точку на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, вы получите некоторый рисунок.
№ точки |
х |
у |
1 |
138 |
Е16 |
2 |
1102 |
108 |
3 |
112 |
1002 |
4 |
В16 |
168 |
Десятичная система |
|
х |
у |
11 |
14 |
6 |
8 |
3 |
4 |
11 |
14 |
Задание 5
Творческое задание
Придумайте свой вариант рисунка на координатной плоскости и составьте для него таблицу координат, представленных в различных системах счисления
Взаимопроверка
Проверка выполнения практической работы и самооценка
V. Подведение итогов
Рефлексия:
- Какое задание было самым интересным?
- С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?
- Какие задания можете предложить по данной теме?
Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.
VI. Домашнее задание:
Подготовить задачи для калькулятора
§10.1
Тема рефератов «История калькуляторов»
«Виды калькуляторов»
Автор: Макарова Наталия Анатольевна
→ mna 14.11.2011 2 4815 864 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.