Практические работы по информатике по теме «Человек и информация»; 6 класс
Практическая работа
«Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение»
Анализ |
Признаки |
Синтез |
Машина |
кабина |
Самолет |
колеса |
||
мотор |
||
топливо |
||
Сравнение |
||
|
Сходство |
|
Перевозка пассажиров |
||
|
Различие |
|
По земле |
|
По воздуху |
Абстрагирование |
||
колеса |
|
крылья |
Обобщение |
||
Транспортные средства |
Задание: Составить подобную таблицу и провести Анализ, Синтез, Сравнение, Абстрагирование и Обобщение понятий: СТАЦИОННАРНЫЙ ТЕЛЕФОН — МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН (ХОЛОДИЛЬНИК — ПЕЧЬ)
Задачи на определение отношений между данным понятиями с помощью кругов Эйлера
(изобразить кругами отношения между понятиями)
Пример: Понятия: Автомобиль(A), Машина(B) Лимузин(C), Лада(D), Ситроен(E) Форд(F), Т ранспорт(G) |
Понятия: лето(A), весна(B), зима(C), осень(D), времена года(E), сезоны(F)
|
Понятия: космическая система(A), Земля(B), Марс(C), Солнце(D), Планета(E), Солнечная система(F)
|
Понятия: Тайга (A), Пихта (B), Кедр (C) Сосна (D), Хвойные деревья (E) Роща (F), Лес (G)
|
Индивидуальные сведения
Ситников Сергей Анатольевич, учитель информатики и ИКТ, Тяжинской средней общеобразовательной школы №1 Кемеровской области, стаж 20 лет, высшая квалификационная категория, классы 5-10
Аннотация к практическим работам по информатике и ИКТ, 6 класс, программа и учебник Л.Л. Босовой
Предоставлены практические работы по теме «Человек и информация».
Использованы учебник, рабочая тетрадь Л.Л. Босовой и ресурсы интернета
ФАЙЛЫ |
ИХ СОДЕРЖАНИЕ |
ФактыПравила.doc |
Написать известные вам факты и правила |
Ощущения.doc |
Описание свойств объекта через ощущения |
ОбщееЕдин.doc |
Определение общего или единичного понятия |
АССАО.doc |
Провести анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. |
ССАО.doc |
Основные логические приемы: синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение |
СиОП.doc |
Указать стрелками связь: объект - содержание понятия - объем понятия, и выделите слова в ячейках соответствующим цветом |
СоподчПротив.doc |
Для предложенных понятий напишите, к какому общему понятию они относятся (подчиняются). Затем напишите в столбце (противоположенность), то понятие, которое им противопоставляется. Удалите «лишнее» понятие, из столбца понятия. Запишите в столбце пересечение, что их объединяет |
СравПротив.doc |
Составьте пары сравнимых понятий и укажите их общий признак. Для каждого понятия запишите противоположенное и противоречивое понятия. |
ОпредОтнош.doc |
Задачи на определение отношений между данными понятиями, изображенных с помощью кругов Эйлера |
ИзоКруг.doc |
Задачи на определение отношений между данным понятиями с помощью кругов Эйлера (изобразить кругами отношения между понятиями) |
ОпредПонят.doc |
Определения понятия и его существенных признаков. Родовое и видовое понятия |
Классификация1.doc Классификация2.doc |
Классификация информации |
СКФМ.doc |
Суждение как форма мышления. Установить отношения между следующими понятиями, записывая в первый столбец таблицы слова «все», «некоторые», «каждый», «ни один». … |
УмоКФМ1.doc УмоКФМ2.doc |
Умозаключение как форма мышления. Постройте правильные заключения. В чем неправильность данных умозаключений? Напишите свои рассуждения |
Контрольная работа по теме "Человек и информация" 6 класс
Вариант 1 |
Вариант 2 |
В заданиях 1 - 3 выберите правильный ответ |
|
1.
Определите форму мышления: а) понятие б) суждение в) умозаключение |
1. Определите форму мышления: Презентация – это последовательность слайдов, содержащих мультимедийные объекты. а) понятие б) суждение в) умозаключение |
2. Определите вид отношения между понятиями: Принтер – это устройство, предназначенное для вывода информации на бумагу. а)
тождество б) пересечение |
2. Определите вид отношения между понятиями: А, В, С, и Р, если А= «DVD диск», В= «CД диск», С = «книга», Р= «носитель информации» а)
тождество б) пересечение |
3. Определите вид простого суждения: Ни один современный ученый не обходится без компьютера.
а) общеутвердительное
в)
частноутвердительное |
3. Определите вид простого суждения: Все современные компьютеры оснащаются операционной системой Windows XP
а) общеутвердительное
в)
частноутвердительное |
4.
Задача. В одном множестве 20 элементов,
в другом 25 элементов. Сколько элементов
может быть в их |
4. Задача. В классе 14 детей. Каждый из них любит математику или историю. Половина детей любит математику, а 5 человек – оба предмета. Сколько детей любит только историю? |
5. Логическая задача. Найдите закономерность и продолжите последовательность чисел: а) 1, 3, 5, 7, б) 7, 11, 8, 12, 9, |
5. Логическая задача. Найдите закономерность и продолжите последовательность чисел: а) 1, 2, 4, 8, 16, б) 3, 9 , 8, 24, 23, 69, |
6. Задача. Петя купил 6 дисков, причем СД дисков в 2 раза больше, чем ДVD дисков. Сколько Петя купил CD и DVD дисков? |
6. Задача на смекалку. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? |
7. Задача на смекалку. Четыре пассажира ждали поезд 2 часа. Сколько времени ждал поезд каждый пассажир? |
7. В классе 12 детей, причем мальчиков в 3 раза больше, чем девочек. Сколько девочек и мальчиков в классе? |
8. Постройте правильные умозаключения: а) Названия групп – имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Значит, … б) Все ученики 6 класса любят математику. Лена Павленко учится в 6 классе. Значит, … |
8. Постройте правильные умозаключения: а) Если числитель больше знаменателя, то дробь называется неправильной. У дроби 8/3 числитель больше знаменателя. Значит… б) Если ни один человек не может летать, а все птицы летают, то … |
Практическая работа «КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ»
ВАРИАНТ 1
Определите основание классификации для перечисленных объектов, сгруппированных по классам. Например: стол, компьютер, лук / корова, ручка, кастрюля / село, знамя, перо — существительные, классифицированы по родам.
Классы объектов |
Основание классификации |
лев, лиса, заяц, еж |
|
футбол, хоккей, биатлон, бег |
|
суп, щи, борщ, окрошка |
|
тарелка, нож, вилка, кастрюля |
|
ель, сосна, кедр, пихта |
|
рубашка, пиджак, платье, сарафан |
|
картофель, лук, огурцы, помидоры |
|
килограмм, метр, минута, вольт |
|
волк, медведь, лиса, лось |
|
рожь, тишь, ложь, рысь |
|
2. Выберите предложения для следующих категорий классификаций РУССКИЙ ЯЗЫК, ФИЗИКА, БИОЛОГИЯ, МЕДИЦИНА
3 + 2 = 5. |
|
«Жи» - «ши» пиши с буквой «и». |
Русский язык |
Сосна - хвойное дерево. |
|
Нил - это река. |
|
Первый полет человека в космос состоялся в 1961 г. |
|
Кит дышит легкими. |
Биология |
Многие болезни вызываются микробами. |
|
Тела легче воды плавают. |
|
Глагол выражает действие. |
|
Серная кислота активно взаимодействует с металлами. |
|
В банке можно получить кредит. |
|
Курица несет яйца. |
|
Остров Сицилия омывается Средиземным морем. |
|
Яблоки - съедобны. |
|
Экспорт - это вывоз товаров из страны. |
|
Одноименные полюса магнита отталкиваются, разноименные - притягиваются. |
Физика |
Реакция соединения с кислородом называется окислением. |
|
Высочайшая вершина мира - Эверест (Джомолунгма). |
|
Площадь прямоугольника равна произведению основания на высоту. |
|
В арбузе есть семечки. |
|
II Мировая война началась в 1939 г. |
|
«Мама» - существительное 1-го склонения. |
|
Антарктида покрыта вечным льдом. |
|
Чтобы предотвратить болезнь, делают прививки. |
Медицина |
Для того чтобы подсчитать пройденный путь, надо скорость умножить на время. |
|
Лев - хищник. |
|
Инфляция (т. е. обесценивание денег) ведет к росту цен. |
|
В одной молекуле бензола 6 атомов углерода и 6 атомов водорода. |
|
(a + b)(a - b) = a2 - b2. |
|
Апельсин покрыт коркой. |
|
Вода замерзает при температуре ноль градусов. |
? |
Из Тихого океана в Северный Ледовитый можно проплыть через Берингов пролив. |
|
При простуде помогает молоко с медом. |
|
Чем больше сжата пружина, тем сильнее она давит. |
|
Птицы летают. |
|
У розы есть шипы. |
|
Для остановки кровотечения накладывают жгут. |
|
Предприятие, которое не в состоянии заплатить свои долги, объявляется банкротом. |
|
Числа, кратные 5, кончаются либо цифрой 5, либо цифрой 0. |
? |
Во владениях императора Карла V никогда не заходило солнце. |
? |
Антибиотики - сильные лекарства, применять которые надо очень осторожно. |
|
Цена товара зависит от спроса и предложения. |
|
Столицей древнерусского государства был город Киев. |
|
В сложных словах используются соединительные гласные «о» и «е». |
|
Формула воды - Н20. |
? |
Сумма внутренних углов треугольника 180 градусов. |
|
В Грюнвальдской битве вместе сражались польские, литовские, русские, чешские и татарские полки. |
|
Прилагательные бывают трех родов: мужского, женского и среднего. |
|
Инертные газы не вступают в реакции с другими веществами. |
? |
У слона есть хобот. |
|
3. К какой категории можно отнести предложения помеченные знаком (?)Напиши её
4. Напиши те предметы, которые можно увидеть на празднике.
|
|
|
|
|
|
|
Практическая работа «КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ»
ВАРИАНТ 2
Определите основание классификации для перечисленных объектов, сгруппированных по классам.
Например: стол, компьютер, лук / корова, ручка, кастрюля / село, знамя, перо — существительные, классифицированы по родам.
Классы объектов |
Основание классификации |
дуб, береза, клен, сосна; |
|
шашки, шахматы, домино, нарды; |
|
котлеты, биточки, бифштекс, ростбиф; |
|
молоток, пила, гвоздь, плоскогубцы; |
|
береза, осина, липа, тополь |
|
сапоги, ботинки, калоши, валенки; |
|
яблоки, апельсины, груши, мандарины; |
|
вес, длина, время, напряжение. |
|
корова, собака, кошка, лошадь; |
|
пшеница, тишина, истина, кошка; |
|
2. Выберите предложения для следующих категорий классификаций МАТЕМАТИКА, ГЕОГРАФИЯ, ХИМИЯ, ЭКОНОМИКА
-
3 + 2 = 5.
Математика
«Жи» - «ши» пиши с буквой «и».
Сосна - хвойное дерево.
Нил - это река.
География
Первый полет человека в космос состоялся в 1961 г.
Кит дышит легкими.
Многие болезни вызываются микробами.
Тела легче воды плавают.
Глагол выражает действие.
Серная кислота активно взаимодействует с металлами.
Химия
В банке можно получить кредит.
Курица несет яйца.
Остров Сицилия омывается Средиземным морем.
Яблоки - съедобны.
Экспорт - это вывоз товаров из страны.
Экономика
Одноименные полюса магнита отталкиваются, разноименные - притягиваются.
Реакция соединения с кислородом называется окислением.
Высочайшая вершина мира - Эверест (Джомолунгма).
Площадь прямоугольника равна произведению основания на высоту.
В арбузе есть семечки.
II Мировая война началась в 1939 г.
?
«Мама» - существительное 1-го склонения.
Антарктида покрыта вечным льдом.
Чтобы предотвратить болезнь, делают прививки.
?
Для того чтобы подсчитать пройденный путь, надо скорость умножить на время.
Лев - хищник.
Инфляция (т. е. обесценивание денег) ведет к росту цен.
В одной молекуле бензола 6 атомов углерода и 6 атомов водорода.
(a + b)(a - b) = a2 - b2.
Апельсин покрыт коркой.
Вода замерзает при температуре ноль градусов.
Из Тихого океана в Северный Ледовитый можно проплыть через Берингов пролив.
При простуде помогает молоко с медом.
?
Чем больше сжата пружина, тем сильнее она давит.
Птицы летают.
У розы есть шипы.
Для остановки кровотечения накладывают жгут.
?
Предприятие, которое не в состоянии заплатить свои долги, объявляется банкротом.
Числа, кратные 5, кончаются либо цифрой 5, либо цифрой 0.
Во владениях императора Карла V никогда не заходило солнце.
Антибиотики - сильные лекарства, применять которые надо очень осторожно.
Цена товара зависит от спроса и предложения.
Столицей древнерусского государства был город Киев.
?
В сложных словах используются соединительные гласные «о» и «е».
Формула воды - Н20.
Сумма внутренних углов треугольника 180 градусов.
В Грюнвальдской битве вместе сражались польские, литовские, русские, чешские и татарские полки.
Прилагательные бывают трех родов: мужского, женского и среднего.
Инертные газы не вступают в реакции с другими веществами.
У слона есть хобот.
3. К какой категории можно отнести предложения помеченные знаком (?). Напиши её
4. Напиши те предметы, которые нужны учителю.
ОБЩЕЕ ИЛИ ЕДИНИЧНОЕ ПОНЯТИЕ
Задание 1. Определите для каждого из приведенных понятий, общее оно или единичное (соедините стрелками)
О
П |
|
Число |
|
Е
П |
Столица России |
||||
Учебник |
||||
Житель Москвы |
||||
Столица |
||||
Самая высокая гора |
||||
А.С. Пушкин |
||||
Сказочный персонаж |
||||
Баба Яга |
||||
Дневник |
||||
Пароход «Титаник» |
||||
Дневник ученика 6 класса Васечкина Пети |
||||
Персональный компьютер |
||||
Сегодняшняя дата |
Задание 2. Выделите попарно общие и единичные понятия и запишите их в соответствующие столбцы таблицы
Понятия: композитор, Пушкин, художник, Чайковский, озеро, горы, Репин, поэт, Байкал, Париж, Карпаты, философ, город, Сократ, полководец, Чита, Суворов, ученый, река, ньютон, Лена, город.
-
Общие понятия
Единичные понятия
Задачи на определение отношений между данными понятиями, изображенных с помощью кругов Эйлера.
(заполнить ячейки таблицы)
Понятия: Игрушка, заводная игрушка, кукла, заводной автомобиль, пистолет
|
ОТНОШЕНИЯ |
Есть или нет |
Между какими понятиями |
Тождество |
|
|
|
Пересечение |
|
|
|
Подчинение |
|
|
|
Соподчинение |
|
|
|
Противоречие |
|
|
|
Противоположенность |
|
|
Понятия: Стихийное бедствие, землетрясение, явление природы, наводнение, гроза
|
ОТНОШЕНИЯ |
Есть или нет |
Между какими понятиями |
Тождество |
|
|
|
Пересечение |
|
|
|
Подчинение |
|
|
|
Соподчинение |
|
|
|
Противоречие |
|
|
|
Противоположенность |
|
|
Понятия: Строение, Дом, Каменный дом, Недостроенный дом
|
ОТНОШЕНИЯ |
Есть или нет |
Между какими понятиями |
Тождество |
|
|
|
Пересечение |
|
|
|
Подчинение |
|
|
|
Соподчинение |
|
|
|
Противоречие |
|
|
|
Противоположенность |
|
|
ПРАКТИЧЕКАЯ РАБОТА №1
В определениях понятий выделите цветом Понятие и подчеркните Существенные признаки
Аттестат – официальный документ, о получении образования, присвоении воинского звания. |
Глагол – часть речи, обозначающее действие
|
Шкаф – предмет мебели – род большого стоячего ящика с дверцами для хранения вещей, одежды |
Анализ – мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта |
Клавиатура – это устройство для ввода информации в память компьютера |
ПРАКТИЧЕКАЯ РАБОТА № 2
Определение понятия |
Видовое |
Родовое понятие |
Видовое отличие |
Книга – произведение печати в виде переплетных листов с каким-нибудь текстом.
|
|
|
|
Колдун – человек, занимающийся колдовством.
|
|
|
|
Математика – наука, изучающая величины, количественные отношения и пространственные формы.
|
|
|
|
Аттестат – официальный документ, о получении образования, присвоении воинского звания.
|
|
|
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Отношение |
Пример |
Твои примеры |
||
Целое - часть |
Окунь - плавник |
Шкаф - |
|
|
Вид - род |
Ландыш - цветок |
Береза - |
|
|
Вид – вид |
Ромашка - василек |
Ручка - |
|
|
Последовательность |
Понедельник - вторник |
Три - |
|
|
Причина - следствие |
Жара – жажда |
Мороз - |
|
|
Чувственное познание окружающего мира
(опишите свойства объекта через ощущения)
Объект |
Глаза (форма, цвет) |
Нос (запах) |
Язык (вкус) |
Кожа (структура, материал) |
Апельсин |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кедр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Клюква |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фейхоа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Морошка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Виктория |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ананас |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Манго |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «СУЖДЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ»
Задание 1: Установите отношения между следующими понятиями, записывая в первый столбец таблицы слова «все», «некоторые», «каждый», «ни один»
|
прямоугольный треугольник |
равнобедренный треугольник |
|
равносторонний треугольник |
равнобедренный треугольник |
|
прямоугольник |
ромб |
|
прямоугольник |
квадрат |
|
квадрат |
прямоугольник |
|
ромб |
квадрат |
|
прямоугольник |
окружность |
|
квадрат |
ромб |
Задание 2: Запишите в свободных ячейках сокращения для общеутвердительных (ОУ), общеотрицательных (ОО), частноутвердительных (ЧУ) и частноотрицательные (ЧО) суждений.
Некоторые мальчики играют в компьютерные игры |
|
Ни один овощ не растет зимой на грядке |
|
Все дети любят сладости |
|
Некоторые учащиеся ходят в библиотеку |
|
Некоторые люди не любят ходить в поход |
|
Все воскресные дни - выходные |
|
Некоторые розы не имеют шипов |
|
Ни один день не похож на другой |
|
Задание 3: Дополните следующие суждения подходящими по смыслу логическими связками «необходимо», «достаточно», «необходимо и достаточно»
Чтобы сварить борщ |
|
Иметь воду |
Чтобы земля была мокрой |
|
Чтобы прошел дождь |
Чтобы купить в магазине книгу |
|
Иметь деньги |
Чтобы число делилось на 4 |
|
Чтобы оно было четным |
Чтобы быть чистым |
|
Часто мыться |
Чтобы животное было собакой |
|
Чтобы оно было овчаркой |
Чтобы утолить жажду |
|
Просто попить воды. |
Чтобы день был ясным |
|
Чистое небо |
|
|
|
ОСНОВНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
СИНТЕЗ |
|||||||||||||
Помоги мастеру найти нужную деталь и запиши словом её номер:
|
|
||||||||||||
СРАВНЕНИЕ |
|||||||||||||
|
Найди для каждой рыбки (А и В) из аквариума таких же среди обозначенных под номерами 1 – 8. Запиши словами их номера.
|
||||||||||||
Помоги мальчику найти два одинаковых шарика. Запиши словами их номера.
|
|
||||||||||||
|
Какие из предметов изображены на картинке дважды, т.е. нарисованы вокруг ведерка и в нем? Запиши их названия в таблицу.
|
Рассмотри изображения на картинке: сначала верхний рисунок, а потом нижний. Расскажи, что на них нарисовано. Найди различия между картинками. Запиши их в таблицу:
|
|
|||||||||||
АБСТРАГИРОВАНИЕ |
||||||||||||
Отвлекаясь от размера и цвета, выделите лишь форму рисунка, сосчитайте, сколько нарисовано сердец. Запиши словом их количество.
|
|
ОБОБЩЕНИЕ |
|
Найди одинаковых по цвету и форме цыплят. Укажи на них стрелками.
|
|
Найди два одинаковых вертолета. Укажи на них стрелками.
|
|
СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ
Содержание понятия — это то, что мыслится в понятии. Например, в понятии «сахар» мыслятся признаки: сладкий, белый, шероховатый, имеющий тяжесть и т. д.; эти признаки в совокупности и составляют содержание понятия «сахар». Содержание понятия – это сумма его признаков; поэтому каждое понятие можно разложить на ряд присущих ему признаков.
Объём понятия есть то, что мыслится посредством понятия, т. е. объём понятия есть сумма тех классов, групп, родов, видов и т.п., к которым данное понятие может быть приложено, присуще или они имеют это.
Таким образом, различие между объёмом понятия и содержанием понятия сводится к следующему: объём понятия означает ту совокупность предметов, к которым должно прилагаться данное понятие, а содержание обозначает те признаки, которые приписываются тому или другому понятию.
УКАЖИТЕ СТРЕЛКАМИ СВЯЗЬ: ОБЪЕКТ - СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ - ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ, и ВЫДЕЛИТЕ СЛОВА В ЯЧЕЙКАХ СООТВЕТСВУЮЩИМ ЦВЕТОМ!!!
-
ОБЪЕКТ
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ
ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ
ЖИВОТНОЕ
Береза
Дуб
Ясень
Кедр
Клен
Сосна
1. Отмычка
2. Гаечный
3. Ответ
4. Отгадка
5. Источник
СЕТЬ
Жидкая
Прозрачная
П ри нагревании превращается в пар
При сильном охлаждении превращается в лед
Употребляет пищу
Оставляет потомство
Перемещается в пространстве
Дышит
КЛЮЧ
Ключевая
Речная
Озерная
Морская
Из-под крана
Артезианская
Растение
Крона
Ствол
Корень
Ветви
Листья
ДЕРЕВО
Человек
Звери
Рыбы
Птицы
Насекомые
Рыболовная
Компьютерная
Социальная
магазинов
ВОДА
Соединять
Опутывать
Ловить
Связывать
1. Открывать замки, запоры
Отвинчивать, откручивать
3. Отгадывать
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «СОПОДЧИНЕНИЕ и ПРОТИВОПОЛОЖЕННОСТЬ»
Для предложенных понятий напишите, к какому общему понятию они относятся (подчиняются).
Затем напишите в столбце (противоположенность), то понятие, которое им противопоставляется
Удалите «лишнее» понятие, из столбца понятия
Запишите в столбце пересечение, что их объединяет
Понятия |
Соподчинение |
Противоположенность |
Пересечение |
1) щука, карась, окунь, |
Речные рыбы |
Рак – не рыба |
Живут под водой |
2) ромашка, ландыш, сирень, колокольчик; |
|
|
|
3) Саша, Лена, Коля, Маша, Егорова; |
|
|
|
4) ветка, листок, яблоко, цветок, птичка; |
|
|
|
5) заяц, волк, кабан, лось, овца; |
|
|
|
6) ухо, лицо, нос, язык, глаз; |
|
|
|
7) рысь, медведь, тигр, лев, кошка; |
|
|
|
8) шайба, коньки, качели, клюшка; |
|
|
|
9) гусь, лебедь, павлин, курица, кролик; |
|
|
|
10) пот, потолок, потливый, запотевший; |
|
|
|
11) горе, нагорный, горевать, горемыка; |
|
|
|
12) Тибет, Кавказ, Альпы, Байкал; |
|
|
|
13) Россия, Франция, Петербург, Китай; |
|
|
|
14) диван, кровать, тетрадь, шкаф, парта; |
|
|
|
15) дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий; |
|
|
|
16) молоко, сыр, сливки, сметана, сало; |
|
|
|
17) подлежащее, глагол, дополнение, определение; |
|
|
|
18) пять, пятерка, пятерня; |
|
|
|
19) носок, мозоль, георгин, помидор; |
|
|
|
20) магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь; |
|
|
|
21) текст, число, график, бумага; |
|
|
|
22) клавиатура, джойстик, сканер, принтер; |
|
|
|
23) монитор, графопостроитель, принтер, мышь; |
|
|
|
24) винчестер, дискета, компакт-диск, процессор; |
|
|
|
25) обработка, хранение, калькулятор, передача. |
|
|
|
Составьте
пары сравнимых понятий
и укажите их
общий признак
Понятия: веселье, весна, осень, монитор, клавиатура, грусть, стол, береза, автомобиль, диван, дерево, арбуз, гуляш, самолет
Сравнимые понятия |
Общий признак? |
|
Понятие 1 |
Понятие 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для каждого понятия запишите противоположенное и противоречивое понятия.
Понятие |
Противоположенное понятие |
Противоречивое
|
Большой дом |
Маленький дом |
Небольшой дом |
Громкая речь |
|
|
Высокий берег |
|
|
Старый человек |
|
|
Свежая информация |
|
|
Кислая ягода |
|
|
Темное платье |
|
|
Очень веселый человек |
|
|
X<5 |
|
|
СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ
|
Сходство есть у ели и сосны (деревья, вечнозеленые, хвойные). А различия? (Цвет ствола, форма кроны. У ели иголочки короткие, а шишки большие. У сосны иголочки длинные, а шишки маленькие.) |
|
|
Автобус и троллейбус. (Сходство: это транспорт, перевозит людей, у них похожая форма. Различие: у автобуса мотор работает на бензине, а у троллейбуса - на электричестве. Автобус может ехать по любому маршруту, а троллейбус по определенному.) |
|
|
Грибы. (Подосиновик и мухомор - грибы. У них красные шапочки.) Это сходство. А в чем различие? (Подосиновик - съедобный гриб, а мухомор - ядовитый.)
|
|
|
|
|
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ»
1. Выполните задания по картинкам. Впиши ответы в свободные ячейки
|
|
|
|
|
|
2. Постройте правильные заключения:
А) Все имена существительные изменяются по падежам и числам. Слово «урок» - имя существительное. Следовательно, …. |
|
Б) Все ученики, которые учатся в первую смену, приходят в школу в 8 часов. Саша учится в первую смену. Когда приходит Саша в школу? … |
|
В) Минеральные удобрения бывают азотными, фосфорными, калийными. Данное минеральное удобрение не принадлежит ни к азотному, ни к фосфорному. Следовательно … |
|
Г) Если числитель дроби меньше знаменателя, то дробь правильная. Дана дробь 3/8. Следовательно она …, потому что? … |
|
Д) Все растения на свету поглощают углекислый газ. Тополь – растение. Значит…. |
|
Е) Если число оканчивается цифрой 0, то оно делится на 5. Известно, что данное число не делится на 5. Следовательно …. |
|
3. В чем неправильность данных умозаключений? Напишите свои рассуждения
А) Если бухта замерзла, то суда не могут входить в бухту. Суда не могут входить в бухту, значит бухта замерзла. |
|
Б) Если данное тело — графит, то оно электропроводно. Данное тело электропроводно. Вероятно, данное тело — графит. |
|
В) Весной снег тает. Сегодня снег таял тоже. Значит пришла весна? |
|
Г) Если тело подвергнуть трению, то оно нагреется. Тело не подвергли трению. Тело не нагрелось. |
|
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ»
1. Выполните задания по картинкам. Впиши ответы в свободные ячейки
|
|
|
|
|
|
2. Постройте правильные заключения:
А) Все ученики 6 класса занимаются спортом. Маша учится в 6 классе. Значит, … |
|
Б) Если ни один слон не может летать, а все птицы летают, то… |
|
В) Год состоит из 365 или 366 дней. 1995 год не состоит из 366 дней. Сколько дней в 1995 году?.... |
|
Г) Если этот металл натрий, то он легче воды. Данный металл — натрий. Значит …. |
|
Д) Название городов – имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Значит, … |
|
Е) В комнату невозможно проникнуть ни через дверь, ни через окно. Но в полу есть лаз. Значит… |
|
Ж) Произошел пожар. Возможные причины: небрежное обращения с огнем, поджог, неисправность электропроводки. Причинами данного пожара не являлись люди. Следовательно… |
|
3. В чем неправильность данных умозаключений? Напишите свои рассуждения
А) Если человек знает геометрию, то он знает теорему Пифагора. Если он не знает теорему Пифагора, то он не знает геометрию. |
|
Б) Любое животное имеющее плавники, плавает в воде. Если оно плавает в воде, то это рыба. |
|
В) Только то слово, которое ставится в начале предложения, пишется с большой буквы |
|
Г) Если человек имеет повышенную температуру, то он болен. Данный человек не имеет повышенной температуры. Данный человек не болен. |
|
ФАКТЫ И ПРАВИЛА |
|
ФАКТЫ (я знаю что…) |
ПРАВИЛА (я знаю как …) |
Запиши два известных тебе факта, относящихся к природным явлениям |
Запиши несколько правил техники безопасности на уроке информатики |
1)
|
1) |
2)
|
2) |
Запиши два известных тебе факта, относящихся к историческим событиям |
3) |
1)
|
4) |
2)
|
Запиши правило включения компьютера |
Запиши два известных тебе факта, относящихся к свойствам объектов |
1) |
1)
|
Запиши несколько правил поведения учащегося в школе |
2)
|
1) |
Запиши два известных тебе факта, относящихся к зависимостям между объектами |
2) |
1)
|
3) |
2)
|
4) |
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ситников Сергей Анатольевич
→ Seansy 17.11.2011 4 3647 854 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.