Проектная деятельность на уроках информатики
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2 с УИОП п.Восточный
Омутнинского района Кировской области
Методические разработки компетентностно-ориентированных уроков для 5-11 классов общеобразовательных школ
Работу выполнила
Попыванова Ольга Александровна,
учитель информатики
2009
Пояснительная записка
В последнее время проектные технологии прочно вошли в учебный процесс и ассоциируются со смелыми и оригинальными начинаниями в области практической деятельности учащихся, с нестандартным и творческим подходом к решению поставленной проблемы или задачи.
Отличают проектный метод от других методов деятельности в учебном процессе:
Наличие значимой проблемы (задачи), требующей исследования для ее решения;
Наличие практической значимости и предполагаемого результата проектной деятельности;
Самостоятельность работы ;
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
Использование исследовательских методов в соответствии с этапами:
Определение проблемы, задач исследования;
Выдвижение гипотезы их решения;
Обсуждение методов исследования;
Выбор способа оформления конечных результатов;
Сбор, систематизация и анализ материала;
Подведение итогов, оформление результатов, презентация;
Выводы.
Проектная деятельность невозможна без планирования. Существуют стандартные этапы, которых нужно придерживаться при работе над проектом. Проекты принято классифицировать в зависимости от ряда типологических принципов. Существуют критерии оценки работы учащихся над проектом и правила оформления содержательной части проекта.
Использование в учебном процессе инновационных технологий ориентирует образование на формирование навыков саморазвития, самообразования, поисковой деятельности, коммуникативных умений. Эти технологии строятся на основе проблемного обучения, метода проектов, школьных исследований, деловых игр и другого.
Если рассматривать данные методы в единой цепи, то проектную деятельность на уроках информатики можно поставить во главу угла, а из нее уже вытекают другие методы работы.
Далее выстраивается логическая цепь от звена «Проектная деятельность» к следующим звеньям:
Организация межпредметных связей;
Трансформация понятия ошибки в учебном процессе. Исследование – это процесс анализа, сравнений, умозаключений, а не путь шаблонных шагов (отступление от которых – ошибки!). В педагогической практике, где используется исследовательский метод, ошибки – неизбежная ситуация на пути исследователя (в разделе курса «Алгоритмизация» ошибки целенаправленно «вводятся»).
В результате использования метода проектов на уроке информатики:
Учащиеся получают иной тип знаний. Меньше заученных определений, но более высокий уровень применения полученных знаний при решении практических задач ;
Ученики умеют добывать самостоятельно те знания в области информатики, которые актуальны на сегодняшний день;
Обучение каждого учащегося идет в оптимальном для него темпе в зависимости от его индивидуальных особенностей. Разрыв в знаниях уменьшается за счет того, что все учащиеся (независимо от способностей) овладевают базовым уровнем знаний.
Результатом использования метода проектов на уроке информатики является интеллектуальная раскрепощенность учащегося, как следствие – его успешность. Понимание роли компьютера как средства обработки информации снимает психологическую зависимость от компьютерных игр. Учащиеся овладевают информационной культурой и культурой здорового образа жизни, которые дают гарантию сохранения здоровья и в детском возрасте, и в будущем во взрослой жизни.
На уроках я часто использую краткосрочные проекты (на один - два урока). Это позволяет заинтересовать детей, максимум отследить знания и умения по теме, дать возможность раскрытию творческого потенциала ребенка.
Очень удобно использовать метод проектов в качестве проверочных и контрольных работ по различным темам.
Урок – проект
«Генеалогическое дерево моей семьи»
(проект выполняется в программе Word)
Цели:
Систематизировать знания текстового редактора Word
Собрать и систематизировать материал об истории своей семьи
Развивать умение анализировать, сравнивать, систематизировать.
Карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Подготовительный |
- Дает проектное задание: Собрать и систематизировать материал об истории своей семьи. Представить этот материал в удобном для восприятия виде - Выявляет проблемы проекта, помогает в постановке цели и задач проекта |
Слушают, записывают задание
Определяют проблемы, ставят цель и задачи |
2. Реализация проекта - проведение исследовательской работы
- Анализ материала
- Оформление материала в программе Word |
Дает задание - собрать материал: ФИО предков, годы их жизни; Место рождения, проживания; Профессия, род занятий; Если возможно – основные черты характера, таланты, наклонности, привязанности человека; Количество детей; Другое
Консультирует учащихся
Консультирует учащихся |
Исследуют, собирают, систематизируют материал
На листах бумаги отражают цепочку передачи информации из поколения в поколение - Выбирают удобное средство в программе Word для создания генеалогического дерева(таблицы, автофигуры, надпись и т.д) - Создают гипертекстовый документ «Мое семейное дерево» с переходом по ссылке от каждой фамилии в схеме дерева к подробному описанию условий жизни этого предка - Строят диаграмму «Годы жизни предков». Делают вывод по данному графику - Создают титульный лист своей работы
|
3.Демонстрация результатов проекта |
- Дает оценку работе учащихся по оформлению и применению средств текстового редактора |
- Представляют работы для проверки |
4.Защита проекта |
- Проводит рефлексию - Предъявляет требования к защите данного проекта |
- Самооценка проведенной работы - Оценка со стороны одноклассников - Выводы |
Урок – проект
«Строение компьютера»
Цели:
Систематизировать знания по строению компьютера
Отрабатывать навыки работы с интерактивной презентацией, гиперссылками, видеоматериалами
Развивать информационную, коммуникативную, рефлексивную компетентности
Карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Подготовительный |
- Дает проектное задание: Собрать и систематизировать материал по строению компьютера Представить этот материал в удобном для восприятия виде - Выявляет проблемы проекта, помогает в постановке цели и задач проекта |
Слушают, записывают задание
Определяют проблемы, ставят цель и задачи |
2. Реализация проекта - проведение исследовательской работы
- Анализ материала
- Оформление материала в программе Power Point |
Дает задание - собрать материал: Выбрать структурную часть проекта, которую интереснее всего будет учащемуся исследовать Найти материал Собрать материал в единую папку
Консультирует учащихся
Консультирует учащихся |
Исследуют, собирают, систематизируют материал
Разбивают материал на части, анализируют его, обрабатывают: делают более доступным для понимания, подбирают иллюстративный материал Подбирают фон и оформление слайдов, размещают материал, создают гиперссылки на видеоматериал и звуковые файлы
|
3.Демонстрация результатов проекта |
- Дает оценку работе учащихся по оформлению и применению средств интерактивной презентации, содержания работы |
- Представляют работы для проверки - Демонстрирует свою работу |
4.Защита проекта |
- Проводит рефлексию - Предъявляет требования к защите данного проекта |
- Самооценка проведенной работы - Оценка со стороны одноклассников - Выводы |
Урок – проект
«Биоритмы человека»
(проект проводится при изучении электронных таблиц EXCEL)
Цели:
Систематизировать знания по электронным таблицам EXCEL
Отрабатывать навыки работы с формулами, диаграммами, графиками, надписями в электронных таблицах
Развивать мышление, внимание, умозаключение.
Карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Подготовительный |
- Рассказывает легенду: «В Древнем Китае монахи день за днем вели наблюдение за человеком, записывая параметры его физической активности, умственных способностей и эмоционального состояния. В результате многолетних исследований они пришли к выводу, что эти три функции являются периодическими: с периодами для физической активности 23 дня, эмоциональной – 28 дней и интеллектуальной – 33 дня. Функции человека на момент рождения равны нулю» Дает проектное задание: просчитать периоды своего эмоционального, физического и интеллектуального циклов каждому. - Выявляет проблемы проекта, помогает в постановке цели и задач проекта |
Слушают, записывают задание
Определяют проблемы, ставят цель и задачи |
2. Реализация проекта - проведение исследовательской работы
- Анализ материала
- Создание графика биоритмов человека |
Дает формулу просчета биологических ритмов Sin(2∏(t-t0)/Tr), где t – время (настоящая дата), Tr - - периоды, r – номер периода
Консультирует учащихся
Консультирует учащихся по созданию графика по данным |
Записывают формулу, Прописывают формулы для нахождения каждого периода: Физический цикл Sin(2∏х/23), Эмоциональный цикл Sin(2∏х/28), Интеллектуальный цикл Sin(2∏х/33), Создают компьютерную модель в среде табличного процессора EXCEL
Вводят личные данные в таблицу, строят график биоритмов на месяц
|
3.Демонстрация результатов проекта |
- Дает оценку работе учащихся по оформлению и применению средств электронной таблицы EXCEL |
- Представляют работы для проверки - Делают выводы |
4.Защита проекта |
- Проводит рефлексию - Предъявляет требования к защите данного проекта |
- учащиеся выступают в роли психологов – интерпретаторов, анализируя графики биоритмов своих одноклассников.
|
Урок – проект
«Влияние компьютера на здоровье человека»
(проект проводится при изучении мультимедийных
интерактивных презентаций)
Цели:
Систематизировать знания по работе с интерактивной презентацией в программе Power Point
Применить все полученные знания по поиску информации в Интернете, обработке информации, созданию интерактивной презентации
Развивать творческое мышление учащихся, навыки работы с информацией
Карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Подготовительный |
- Нацеливает детей на работу: «В настоящее время почти в каждом доме есть компьютер, поэтому важной проблемой становится сохранение здоровья при работе за компьютером. А как же влияет компьютер на здоровье человека? Попробуйте ответить на этот вопрос сами, исследовав эту тему»
Дает проектное задание: Исследовать тему влияния компьютера на здоровье человека и создать интерактивную презентацию как результат исследования. - Выявляет проблемы проекта, помогает в постановке цели и задач проекта
|
Слушают, записывают задание
Определяют проблемы, ставят цель и задачи |
2. Реализация проекта - проведение исследовательской работы
- Анализ материала
- Создание проектной работы |
Сообщает адреса сайтов, где можно найти информацию по теме
Консультирует учащихся
Консультирует учащихся по созданию интерактивных презентаций |
Занимаются поиском информации, сбором, сортировкой
Определяются с планом презентации, ее структурой, подбирают иллюстрации.
Работают с эстетическим оформлением презентации, размещением информации и графических объектов
|
3.Демонстрация результатов проекта |
- Дает оценку работе учащихся по оформлению и применению средств интерактивных презентаций в программе Power Point
|
- Представляют работы для проверки - Демонстрация работ |
4.Защита проекта |
- Проводит рефлексию - Предъявляет требования к защите данного проекта |
- учащиеся выступают в роли экспертов – аналитиков по данной теме |
Урок – проект
«Электронный психологический тест»
(проводится при изучении темы «Программирование»)
Цель: организовать создание проекта «Электронный психологический тест»
Задачи:
Систематизировать знания по программированию в среде Паскаль
Отрабатывать навыки составления программ в Паскале
Собрать необходимый материал
Написать программу для подсчета данных по проведенному тесту
Написать программу «Психологический тест» средствами языка программирования Паскаль.
Карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Подготовительный |
- Дает проектное задание: Написать программу «Психологический тест» средствами языка программирования Паскаль. Предусмотреть в тестирующей программе заставку. В заставке вывести на экран все необходимые комментарии к выполнению теста - Указания к работе: 1. После каждого неправильного ответа выводится правильный ответ, а после каждого правильного выводится «МОЛОДЕЦ!» 2. Подсчет количества правильных ответов производится по формуле: К:=К+1 3.На экран выводить фразу, которая соответствует количеству очков |
Слушают, записывают задание
Определяют проблемы, ставят цель и задачи
Записывают требования к работе |
2. Реализация проекта - проведение исследовательской работы
- Анализ материала
- Создание проектной работы |
Предлагает тесты для выбора - Приятно ли с вами общаться и др.
Консультирует учащихся
Консультирует учащихся по созданию программы в среде Паскаль |
Выбирают тест для программирования, просчитывают результат теста, создают алгоритм для программирования данного задания
Консультируются с учителем по поводу составленного алгоритма
Пишут программу в тетради, записывают программу в среде программирования Паскаль, корректируют, добиваются работы программы.
|
3.Демонстрация результатов проекта |
- Дает оценку работе учащихся по оформлению и работе программы
|
- Представляют работы для проверки - Демонстрация работ |
4.Защита проекта |
- Проводит рефлексию - Предъявляет требования к защите данного проекта |
- учащиеся проводят тесты в параллельных классах - учащиеся пишут рецензию на программу одноклассника |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Попыванова Ольга Александровна
→ Helga6834 30.05.2009 0 4049 2009 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.