Разработка урока «Разветвляющиеся алгоритмы на языке Паскаль»; 9 класс



Тест по информатике
«Алгоритмизация и программирование»
Административная Контрольная работа по курсу:
«Информатика и ИКТ»
9 класс



Вариант 1.

Выполните задания № 1 и 2, по технологии решения задач с помощью компьютера. (6 этапов).
№1.
Дана сторона квадрата
a. Найти его площадь S= a2.

2
Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1; в противном случае не изменять его. Вывести полученное число.

3
Какое значение будет принимать переменная Х, после выполнения фрагмента программы:
f:=5; d:=7;
If   f>=d   then   x:=f   else  x:=d

a) 5;            b) 6;            c) 7;            d) 1

4
Алгоритмом является...

    1. последовательность команд, которую может выполнить исполнитель

    2. система команд исполнителя

    3. математическая модель

    4. информационная модель

5
Какая из команд принадлежит алгоритмическому языку?

    1. прг

    2. кц

    3. кд

    4. рц



Вариант 2.

Выполните задания № 1 и 2, по технологии решения задач с помощью компьютера. (6 этапов).
№1.
Даны катеты прямоугольного треугольника
a и b.
Найти его периметр P:
P = a + b + c.

2
Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1; в противном случае вычесть из него 2. Вывести полученное число.

3
Какое значение будет принимать переменная Х, после выполнения фрагмента программы:
f:=17; d:=5;
If   f>=d   then   x:=f   else  x:=d

A) 5;           Б) 12;          В) 2;           Г) 17

4
Какой из документов является алгоритмом?

    1. правила техники безопасности

    2. инструкция по получению денег в банкомате

    3. расписание уроков

    4. список класса

5
Расширение файла на языке программирования Паскаль имеет тип:

    1. *.COM

    2. *.JPG

    3. *.EXE

    4. *.PAS



Вариант 3.

Выполните задания № 1 и 2, по технологии решения задач с помощью компьютера. (6 этапов).
№1.
Даны стороны прямоугольника
a и b. Найти его периметр
P = 2•(a + b).

2.
Даны два числа. Вывести большее из них.

3
Какое значение будет принимать переменная Х, после выполнения фрагмента программы:
f:=10; d:=10;
If   f>=d   then   x:=f   else  x:=d

A) 10;         Б) 20;          В) 30;          Г) 1

4
Какой из объектов может являться исполнителем алгоритмов?

    1. ножницы

    2. карта

    3. принтер

    4. книга

5
Алгоритмом является:

  • книга

  • справочник

  • энциклопедия

  • инструкция

Критерии оценки знаний учащихся при выполнении административной 
контрольной работы
по теме:
«Алгоритмизация и программирование»

9 класс

% выполнения
задания

Оценка

98 - 100

5

76 - 97

4

50-75

3

< 50

2

 

Литература:
1. И.Г.Семакин, Т.Ю. Шеина «Преподавание базового курса информатики в средней школе»: Методическое пособие М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
2. А. Х. Шелепаева Поурочные разработки по информатике:8-9 кл., М.: ВАКО, 2006.
3. М. В. Кошелев Итоговые тесты по информатике. М.: ЭКЗАМЕН, 2006.
4. А. В. Горячев, Ю. А. Шафрин Практикум по информационным технологиям. М.: БИНОМ ЛЗ, 2002
5. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/ Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
6. Я. Н. Глинский Turbo Pascal 7.0 и Delpfi. Учебное пособие. ДиаСофтЮП, 2001.
7. М Э. Абрамян  Электронный задачник по программированию «Programming Taskbook», версия 4.6., Ростов-на-Дону 2007 г.

Урок информатики по теме: «Разветвляющиеся алгоритмы на языке Паскаль».

Ставская Валентина Владимировна, учитель информатики и математики.

Краткая аннотация урока:

Учебный предмет - информатика.

Уровень образования школьников: 9 класс общеобразовательной школы.

Раздел программы: Программное обеспечение информационных технологий. Алгоритмы. Место урока в изучении раздела: первый урок; до этого были рассмотрены понятие и свойства алгоритмов, формы представления алгоритмов, линейная алгоритмическая структура, понятия исполнителя алгоритмов, системы команд исполнителя алгоритмов, линейная алгоритмическая структура, понятия исполнителя алгоритмов, системы команд исполнителя; учащиеся получили первичные представления о тёх основных алгоритмических структурах (линейной, разветвляющейся и циклической), познакомились с операторами языка Паскаль, научились исполнять алгоритмы линейной структуры, составлять программу.

Форма учебной работы – классно-урочная.

Продолжительность урока: 40 минут.

Технологические особенности:

Дидактическое оснащение урока и ТСО: компьютер учителя, проектор, интерактивная доска, микрофон, колонки, web - камера, презентации учителя и учащихся к уроку, компьютеры учащихся для выполнения программы.

Основные понятия:

  1. разветвляющийся алгоритм;

  2. полное, неполное, многовариантное ветвление,

  3. словесное формулировка алгоритма,

  4. блок-схема алгоритма,

  5. программа,

  6. операторы.

  7. Условный оператор.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: традиционный урок.

Методы обучения: фронтальный, индивидуальный, наглядно-практический.

Приобретаемые навыки детей: применение знаний об алгоритмах к решению математических и других задач, создание программы решения задач м ветвлением, развитие способностей алгоритмически мыслить, совершенствование умений работать на компьютере и на доске.

Задачи урока:

Учебные:

  1. Обобщить понятия алгоритма, системы команд исполнителя, типы и способы представления алгоритмов.

  2. Рассмотреть полную, неполную и многовариантную формы ветвления.

  3. Закрепить знания учащихся о программе, операторах.

  4. Познакомить учащихся с условным оператором.

  5. Вырабатывать навыки учащихся по составлению и пониманию блок-схемы и программы алгоритмов.

Развивающие:

  1. Развивать способность учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы.

  2. Активизировать познавательную активность учащихся по составлению и пониманию блок-схемы и программы алгоритмов.

Воспитательные:

  1. Повышение мотивации учащихся на уроке.

  2. Достижение сознательного уровня усвоения материала учащимися.

  3. Формирование алгоритмического мышления.



План урока:



  1. Организационное начало урока. 2 мин

  2. Обобщение понятия линейного алгоритма. 3 мин

  3. Проверка усвоения изученного материала о программе, основных операторах на языке Паскаль. 5 мин

  4. Проверка составления программы линейного алгоритма. 3 мин

  5. Формулировка темы учащимися, сообщение – обобщение о разветвляющихся алгоритмах. 5 мин

  6. Введение условного оператора на языке Паскаль и составление программы для решения квадратного уравнения. 10 мин

  7. Просмотр фрагмента урока в соседнем кабинете с использованием камеры. 8 мин

  8. Итог урока, домашнее задание, оценивание. 4 мин

Ход урока

  • Организационный момент.9.50-9.52 Уточнение присутствующих. Выяснить у учащихся, какя работа осуществлялась на предыдущем уроке. Учащиеся отвечают, что составляли программы на языке Паскаль для линейного алгоритма, на дом было задание составить программу перевода байт в кб, в мб, в гб, в тб.

  • Обобщение понятия линейного алгоритма. 9.52-9.55 Сообщение подготовила ученица о линейной алгоритмической структуре, блок – схеме алгоритма ( Слайд 1 -5)

Для записи программы на языке Паскаль необходимо знать…

  • Проверка усвоения изученного материала о программе, основных операторах на языке Паскаль. 9.55-10.00 (Слайд 6-9)

  • Проверка составления программы линейного алгоритма. 10.00-10.03 (Слайд 11-12)



program perevod;

var a:integer;

k,m,g,t:real;

begin

writeln ('введите целое число');

read (a);

k:=a/1024;

m:=k/1024;

g:=m/1024;

t:=g/1024;

write ('k:=',k);

write ('m:=',m);

write ('g:=',g);

write ('t:=',t)

end.


  • Формулировка темы учащимися, сообщение – обобщение о разветвляющихся алгоритмах. 10.03-10.08

Учащимся было предложено назвать условный оператор. В каких алгоритмах, речь идёт об условном операторе? (разветвляющемся)

Учащиеся подготовили сообщение о полной, неполной и многовариантной формах ветвления.

(Слайд 14 – 17, 19)



Введение условного оператора на языке Паскаль и составление программы для решения квадратного уравнения. 10.08- 10.17 (слайд 20)

Примером полного ветвления является представленный алгоритм для нахождения корней квадратного уравнения (объяснение составления программы) (слайд 21)

Но можно решая квадратное уравнение, составив многовариантную форму ветвления.

(слайд 22-23)

program korni;

var a,b,c:integer;

d,x1,x2:real;

begin

write ('введите три целых числа');

readln (a,b,c);

d:=sqr(b)-4*a*c;

if d<0 then

write ('корней нет')

else begin

if d=0 then begin

x1:=-b/(2*a);

write ('x1:=',x1); end

else begin

x1:=(-b-sqrt(d))/(2*a);

x2:=(-b+sqrt(d))/(2*a);

write ('x1:=',x1);

write ('x2:=',x2);

end;

end;

end.


Просмотр фрагмента урока в 11в классе с использованием камеры. 10.17- 10.25

(Сейчас мы с вами с помощью web камеры увидим, что изучают на уроке информатики в 29 кабинете). Учащиеся объяснят, как выглядит программа для решения квадратного уравнения на языке VBA.

Итог урока, домашнее задание, оценивание.10.25- 10.30

Составить программу для вычисления абсолютной величины числа.

Ученица подготовила мини сообщение, ответ на вопрос. Для чего нужно учиться программировать?

С какими новыми понятиями сегодня познакомились?

Слайд 1
ЛИНЕЙНЫЕ АЛГОРИТМЫ
Слайд 2
Алгоритмизацияпроцесс разработки алгоритма (плана действий) для решения задачи
Слайд 3
начало ввод исходных данных действие С Е Р действие И Я вывод результата конец
Слайд 4
Даны длины сторон треугольника : а, в, с. Найдите площадь треугольника s. Составьте блоксхему алгоритма решения поставленной задачи. начало ввод: а, в, с а+в+с р= 2 S = р (р - а)(р – в)(р – с) вывод: S конец
Слайд 5
начало ввод: а к = а / 1024 м = к / 1024 G = м / 1024 Т = g / 1024 вывод: к, м, g, т конец
Слайд 6
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ПРОГРАММА? Константа – постоянная величина, имеющая имя. Переменная program >; величина, имеющая имя const …;{константы}константы}} памяти). var (ячейка …; {константы}переменны}е} Процедура – вспомогательный {константы} процедуры} и функции } алгоритм, описывающий begin некоторые действия … {константы}(рисование основная программа} окружности). end. Функция – вспомогательный алгоритм для выполнения вычислений (вычисление квадратного корня, sin).).
Слайд 7
КАКИЕ ВЫ ЗНАЕТЕ ТИПЫ ПЕРЕМЕННЫХ?  in).teger { целая }  real { вещественная }  char { один символ }  strin).g { символьная строка }  boolean). { логическая } может принимать два значения:  True (истина, «да»))  False (ложь, «нет»))
Слайд 8
КАК ЗАПИСАТЬ ОПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ? := ;  Что может включать арифметическое выражение? Арифметическое выражение может включать  константы  имена переменных  знаки арифметических операций: «+» «-» «*» «/» «div» «mod» «sqr» «sqrt»  вызовы функций  круглые скобки ( )
Слайд 9
НАЗОВИТЕ ОПЕРАТОР ВВОДА   read ( a ); { ввод значения переменной a} readln ( a, b ); { ввод значений переменных a и b, перевод курсора на новую строку} Как вводить два числа?   через пробел: 25 30 через Enter: 25 30
Слайд 10
НАЗОВИТЕ ОПЕРАТОР ВЫВОДА     write ( a ); { вывод значения переменной a} writeln ( a ); { вывод значения переменной a и переход на новую строчку} writeln ( 'Привет!' ); Привет!'Привет!' ); ); { вывод текста} writeln ( 'Привет!' ); Ответ: 'Привет!' ); , c ); { вывод текста и значения переменной c}
Слайд 11
начало ввод: а к = а / 1024 м = к / 1024 G = м / 1024 Т = g / 1024 вывод: к, м, g, т конец program perevod; var a:integer; k,m,g,t:real; begin writeln ('введите целое введите целое число'введите целое ); read (a); k:=a/1024; m:=k/1024; g:=m/1024; t:=g/1024; write ('введите целое k:='введите целое ,k); write ('введите целое m:='введите целое ,m); write ('введите целое g:='введите целое ,g); write ('введите целое t:='введите целое ,t) end.
Слайд 12
         program ploshad; var a,b,c,p,s:real; begin writeln(‘введите введите три числа'введите целое ); readln(a,b,c); p:=(a+b+c)/2; s:=sqrt(p*(p-a)*(pb)*(p-c)); writeln('введите целое s:='введите целое ,s); end. начало ввод: а, в, с а+в+с р= 2 S = р (р - а)(р – в)(р – с) вывод: S конец
Слайд 13
НАЗОВИТЕ УСЛОВНЫЙ ОПЕРАТОР
Слайд 14
РАЗВЕТВЛЯЮЩИЕСЯ АЛГОРИТМЫ
Слайд 15
ПОЛНАЯ КОМАНДА ВЕТВЛЕНИЯ Начало Ввод исходных данных да Условие1 Оператор1 нет Оператор2 Вывод результатов Конец
Слайд 16
НЕПОЛНАЯ КОМАНДА ВЕТВЛЕНИЯ Начало Ввод исходных данных да Условие1 нет Оператор1 Вывод результатов Конец
Слайд 17
МНОГОВАРИАНТНАЯ КОМАНДА ВЕТВЛЕНИЯ Начало Ввод исходных данных да Условие1 нет Условие2 да Оператор1 нет Оператор2 да Оператор3 Вывод результатов Конец нет Условие3 Оператор4
Слайд 18
ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Слайд 19
РЕШЕНИЕ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ начало Ввод a,b,c да D≥0 нет Вывод: «Действительн ых корней нет») Вывод: конец
Слайд 20
НАЗОВИТЕ УСЛОВНЫЙ ОПЕРАТОР  If(если) условие> then begin (тогда) {что делать, если условие верно} end  else begin (иначе) {что делать, если условие неверно} end; Особенности: • перед else НЕ ставится точка с запятой • вторая часть (else …) ) может отсутствовать (неполная форма) • если в блоке один оператор, можно убрать слова begin и end
Слайд 21
начал о Ввод a,b,c да нет D≥0 Вывод: «Действи тельных корней нет») Вывод: конец program korni; var a,b,c:integer; d,x1,x2:real; begin write ('введите целое введите три целых числа'); числа');); readln (a,b,c); d:=sqr(b)-4*a*c; if d>=0 then begin x1:=(-b-sqrt(d))/ (2*a); x2:=(-b+sqrt(d))/ (2*a); write ('введите целое x1:= 'введите целое ,x1); write ('введите целое x2:= 'введите целое ,x2); end else write ('введите целое корней нет'); нет');); end.
Слайд 22
начало Ввод a,b,c нет нет D=0 D
Слайд 23
program korni; var a,b,c:integer; d,x1,x2:real; begin write ('введите целое введите три целых числа'); начало Ввод a,b,c числа');); да нет нет D= 0 D
Слайд 24
СОСТАВИТЬ БЛОК-СХЕМУ АЛГОРИТМА ВЫЧИСЛЕНИЯ АБСОЛЮТНОЙ ВЕЛИЧИНЫ ЧИСЛА Начало Ввод: х х , при х>=0 у = |х| = -х, при х

Полный текст материала Разработка урока «Разветвляющиеся алгоритмы на языке Паскаль»; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ставская Валентина Владимировна  Вируса
21.01.2012 0 7643 962

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК