Слайд 1
ОТНОШЕНИЯ
МЕЖДУ
ПОНЯТИЯМИ
урок информатики 4 класс
подготовила
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 25 г.Тулуна
Иркутской области
Зайцева Ольга Михайловна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25
города Тулуна Иркутской области
Урок информатики по программе курса информатики для 2 – 4 классов начальной общеобразовательной школы Н.В.Матвеевой, Е.Н.Челак, Н.К. Конопатовой Л.П. Панкратовой.
4 класс
Тема: Отношение между понятиями
Учитель начальных классов Зайцева Ольга Михайловна
Урок информатики по программе курса информатики для 2 – 4 классов начальной общеобразовательной школы Н.В.Матвеевой, Е.Н.Челак, Н.К. Конопатовой Л.П. Панкратовой.
Тема: Отношения между понятиями
Цели:1.Дать представления учащимся об отношениях между понятиями.
2.Провести самостоятельную проверочную работу по данной теме.
Задачи:
Инициировать умственную деятельность учащихся при изучении новой темы, совершенствовать аналитические навыки при составлении схем, отношений между понятиями.
Воспитывать культуру речи, труда и общения при работе в группах и парах.
Развивать информационную культуру учащихся.
Требования к уровню усвоения учебного материала после завершения урока:
- иметь представления о понятии, о совершении с ним действий – деления и обобщения;
- иметь представления об отношении между понятиями;
- уметь приводить примеры видовых и родовых понятий,
- выполнять тесты в программе PowerPoint.
Ключевые понятия: понятие, деление и обобщение понятия, симметричные и несимметричные отношения
Вспомогательные (дополнительные) понятия: термин, видовое и родовое понятие.
Ход урока
1.Организационный момент
Сегодня у нас будет необычный урок. Каждый урок не только для учителя, но и для ученика должен быть произведением искусства, потому что на уроке мы не просто изучаем, знакомимся с новым, доказываем, даже может быть не всегда в чем –то соглашаемся с учителем, но все вместе приходим к истине ,к какому – то правилу, и тем самым создаем картину урока , произведение искусства. И мы с вами тоже на уроке попробуем создать такую картину. Для этого нам понадобится вот такая рамка.
2. Повторение изученного материала
А для того, чтобы создавать картину нам просто необходимо в первую очередь узнать тему нашего урока. Для этого я предлагаю узнать ключевое слово, решив кроссворд в группах.
Н
2
3
5
6
7
8
1.Это объект внутреннего, виртуального мира идей и мыслей человека.
2. Это слово или устойчивое словосочетание, обозначающее объект из мира искусства, науки и техники.
3.Это мысленное действие, смысл которого – в объединении нескольких видовых понятий в одном родовом.
4. «Мебель», «инструмент», «автомобиль» - это понятие родовое или видовое?
5. Манипулятор для управления экранными объектами.
6. Это мысленное действие, смысл которого – в выделении видовых понятий, входящих в родовое понятие.
7. «Конфета», «цифра», «ель» - это понятие родовое или видовое?
Обобщение этапа
Давайте проверим, какое слово у вас получилось?
Поднимите руки те группы, где получилось слово отношения?
Проверьте себя, сравнив ответы у меня на доске.(приложение1)
Итак, сегодня на уроке мы с вами будем говорить об отношениях между понятиями.
И за то, что группы сработали хорошо, у нас на картине появляется первый элемент.
(яблоко – взаимопомощь)
3.Изучение нового материала
Понятие всегда находятся в определенных между собой отношениях.
Рассмотрим это на примере (презентация – приложение 2)
А . «фрукт» «груша»
родовое видовое
понятие понятие
род вид род вид Несимметричные
отношения Однонаправленная
стрелка
Примеры: « знак» - «точка», «знак» - «буква», «мебель» - «стол»
Приведите свои примеры.
Б . «молоток» «пила»
видовое видовое
п онятие понятие
вид вид Двунаправленная
стрелка
К
Симметричные
отношения
«Компьютер» - «персональный компьютер», «цифра» - «буква».
В. Можно более наглядно и удобно представить эти схемы в виде кругов Эйлера – Венна.
«ЗНАК» «Компьютер»
ПК
«буква» «цифра»
Видовые понятия пересекаются, так как некоторые буквы используются в качестве цифр.
Например, римские числа записываются буквами латинского алфавита.(I V X L C M)
Размер кругов Эйлера-Венна не имеет значения. Круг, обозначающий видовое понятие, должен быть меньше и входить в круг, который больше и обозначает родовое понятие.
Обобщение этапа
Главное, что мы с вами должны понять и запомнить?
Открываем учебник на странице 67, вместе читаем выводы.
Скажите, кто понял тему урока? И я думаю , что за это мы получаем ещё один элемент картины.
(груша – понимание)
Физпауза под музыку дети просто отдыхают: кто-то желает лечь на парту, кто-то просто сидит.
Закрепление изученного материала
Сейчас мы будем с вами работать в тетрадях и посмотрим, как вы усвоили тему урока.
Открываем тетради на странице 48, будем выполнять задания №1,2,3,4,5,7.
Остальные задания в этом параграфе № 6,8,9 вы выполните дома.
Поднимите руку, кому понятно, что мы будем делать сейчас, и какие задания остаются на дом?
С работой в тетрадях вы справились неплохо. И получаете ещё один элемент картины.
(банан – дружба)
5.Самостоятельная работа (тесты в парах на компьютере) – приложение 3
1.Деление понятия - это
А) Это мысленное действие, смысл которого – в выделении видовых понятий, входящих в родовое понятие.
Б) Это мысленное действие, смысл которого – в объединении нескольких видовых понятий в одном родовом
2.Понятие обозначается
А) в единственном числе, в родительном падеже, пишется в кавычках
Б) в единственном числе, в именительном падеже, пишется в кавычках
3.Эта схема
«цветок»
«пион»
«роза» «тюльпан» «гвоздика»
А) обобщение понятия
Б) деление понятия
4
«автомобиль» «нива»
А) симметричные
Б) несимметричные
5.Это отношения
«карандаш» «ручка»
А) несимметричные
Б) симметричные
6.Найди родовые понятия
А) «компьютер»
Б) «гладиолус»
В) «дерево»
Г) «стул»
Д) «инструмент»
Е) «торт»
Обобщение этапа
Какие отметки у вас получились? Молодцы!
И я думаю, вы уже догадались, что получаете последний элемент нашей картины.
(виноград – доброта)
6.Итог урока
Посмотрите, ребята, наша картина закончена.
Как вы, думаете, мы достигли цели, которую поставили в начале урока – создать картину, ведь сам урок это произведение нашей с вами совместной работы.
Обратите внимание, на всех фруктах написаны слова. На уроке мы говорили об отношениях между понятиями.
А помочь это понять нам помогли вот эти отношения, которые существуют между людьми. Эти отношения и помогают людям создавать произведения искусства. Я желаю вам, чтоб вы всегда оставались добрыми, приходили на помощь к своим друзьям и близким, понимали друг друга.
Спасибо, вам за урок.
Литература:
1. Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К. Конопатова Л.П. Панкратова Информатика и ИКТ, 4 класс. Методическое пособие. Москва. Бином. Лаборатория знаний.
2. Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К. Конопатова Л.П. Панкратова Информатика и ИКТ, 4 класс
Рабочие тетради и учебник. Москва. Бином. Лаборатория знаний.
Автор: Зайцева Ольга Михайловна
→ ДанаМилена 15.08.2012 0 14917 1941 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.