Слайд 1
ИГРА ПО ТЕМЕ:
«СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ»
Архипова Нина Михайловна
Учитель информатики
МБОУ СОШ№31
ИГРА ПО ТЕМЕ: «СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ»
ЦЕЛЬ:
Сформировать у учащихся навыки и умения переводить числа из двоичной системы счисления , повышение интереса к учебным предметам информатика, математика;
Отработка навыков перевода чисел из одной системы счисления в другую, развитие творческих способностей обучающихся, продолжение знакомство с системами счисления, способами записи чисел в разных системах счисления.
Привлечение обучающихся к участию в конкурсной деятельности, умение работать коллективно, создание атмосферы взаимовыручки, товарищества.
ХОД И СОДЕРЖАНИЕ:
ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ: Роль ведущего берет на себя учитель. Он разбивает учеников на три команды, раздав предварительно карточки разных цветов. 2 мин
1 конкурс: как тебя зовут? 2 мин
Команды в течении 2 минут должны представить свое название и капитана (название должно быть связано с информатикой!
2 конкурс : «Считай, не зевай!» 2 мин
Выполнить следующие арифметические действия:
Количество базисных цифр в восьмеричной системе счисления сложить с количеством бит в одном байте.
Результат умножить на десятичное число, которое в восьмеричной системе счисления записывается: 100.
К полученному результату прибавить отличную школьную оценку.
Ответ перевести в шестнадцатеричную систему счисления и поднять карточку с правильным ответом.
Оценивается правильность
и скорость выполнения задания
Ответ:
1)
8+8=16 2)16*64=1024 3)1024+5=1029 4) 405
3 конкурс: «Двоичная математика» 5 мин
Команды получают карточки с задачами. Оценивается правильность и скорость выполнения задания.
Задача для команды 1.
Докажите тождества.
Докажите, что:
1)225338 = 100101010110112
2)10010101111002 = 12BC16
3)101010100111002 = 252348
4)1C6316 = 11100011000112
Задача для команды 2.
Решение неравенств.
Поставьте вместо знака ? знак <, > или =.
1)28510 ? 11D16 (Ответ: 28510 = 28510 )
2)1111112 ? 11118 (Ответ: 6310 < 58510 )
3)6С16 ? 1010012 (Ответ: 10810 > 4110 )
4)5516 ? 1258 (Ответ: 8510 = 8510 )
Задача для 3 команды.
Числовые последовательности.
Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания:
1)3510, 368, 3А16, 1001012 (Ответ: 368, 3510, 1001012, 3А16 )
2)1110012, 648, 9Е16, 2510 (Ответ: 2510, 648, 1110012, 9Е16 )
4 конкурс: КОНКУРС КАПИТАНОВ 5 мин
В старину на Руси широко применяли систему счисления, отдаленно напоминающую римскую. С ее помощью сборщики податей заполняли квитанции об уплате податей.
Для записи чисел употреблялись следующие знаки:
☼ - 1000 рублей,
◙ - 100 рублей,
□ - 10 рублей,
× - 1 рубль,
▌- 1 копеек.
Задание конкурса.
Какую сумму денег вы должны были бы заплатить сборщику податей, если получили бы следующую квитанцию:
Для капитана команды 1:
«Квитанция об уплате подати за движение по дороге.
Сумма: ☼ ◙ ☼ □ × × × × × ▌▌▌▌▌▌▌▌▌».
Ответ: 1915 рублей 9 копеек
Для капитана команды 2:
«Квитанция об уплате подати за пользование солью.
Сумма: ☼ ☼ □ □ □ □ × × × × ▌▌▌»
Ответ: 2044 рубля 3 копейки
Для капитана команды 3:
«Квитанция об уплате подати за пользование солью.
Сумма: ☼ ◙ □ □ □ × × × × × ▌▌▌»
Ответ: 1135 рублей 3 копейки
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:3 мин
Задание:
Построиться по возрастанию порядковых
номеров.
Карточки вытягивают дети в
закрытом виде. Переводят число в
десятичную систему счисления и
выстраиваются в порядке возрастания
чисел у доски.
100 |
101 |
110 |
111 |
1 |
10000 |
10011 |
10110 |
11001 |
1000 |
1001 |
1010 |
1011 |
10 |
10001 |
10100 |
10111 |
|
1100 |
1101 |
1111 |
1110 |
11 |
10010 |
10101 |
11000 |
|
/1-1, 2-10, 3-11, 4 – 100, 5 – 101, 6 – 110, 7 – 111, 8 – 1000 9-1001
10-1010 11-1011 12-1100 13-1101 14-1110 15-1111 16-10000 17-10001 18-10010 19-10011 20-10100 21-10101 22-10110 23-10111 24-11000 25-11001
5 конкурс: «Художники» 10 мин
Перед ребятами альбомные листы бумаги с номерами в десятичной системе счисления и цветные карандаши .
Задание: раскрасить рисунок соответствующим
цветом.
100 – ЗЕЛЕНЫЙ
4
101 – ГОЛУБОЙ 5
110 -
КРАСНЫЙ 6
111 – ЖЕЛТЫЙ
7
1000 – КОРИЧНЕВЫЙ
8
1001 – ЧЕРНЫЙ 9
6 конкурс «НЕРАЗБЕРИХА»
Определите, в чем заключается «неразбериха» стихотворения.
Ей было 1100 лет.
Она в 101 класс ходила.
В портфеле по 100 книг носила.
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге.
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий,
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И 10 загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И 10 темно – синих глаз
Оглядывали мир привычно.
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
Ребята переводят числа в десятичную
систему счисления и читают стихотворение:
Ей было 12 лет,
Она в 5 класс
ходила,
В портфеле по четыре книги
носила.
Все это правда, а не бред.
Она ловила каждый звук
Своими
двумя ушами,
И две загорелые руки
Портфель и поводок держали.
Когда, пыля двумя ногами,
Она
шагала по дороге,
За ней всегда
бежал щенок
С одним хвостом, зато
четырехногий.
И двое темно-синих
глаз
Рассматривали мир привычно
…
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
7 конкурс «Рождение цветка» .
Понаблюдаем за рождением цветка: сначала
появился один листочек, затем второй …
и вот распустился бутон. Постепенно
подрастая, цветок показывает нам
некоторое двоичное число. Если вы до
конца проследите за ростом цветка, то
узнаете, сколько дней ему понадобилось,
чтобы вырасти.
(Ответ:
100100012=145 дней)
Заключение. Помощник учителя
объявляет сумму баллов, набранную каждой
командой в ходе выполнения заданий, а
также название победившей команды.
Рефлексия:
— Какое задание
было самым интересным?
— Какое
задание, по вашему мнению, было самым
сложным?
— С какими трудностями
вы столкнулись, выполняя задания?
—
Какие задания вы считаете самыми
интересными и какие задания можете
предложить по данной теме?
Вы
сегодня работали хорошо, справились с
поставленной перед вами задачей, а также
показали хорошие знания по теме «Системы
счисления». За работу на уроке вы
получаете следующие оценки (объявляются
оценки каждого ученика за работу на
уроке).
Спасибо всем за хорошую
работу. Молодцы!
Задание на дом.
Придумайте свой вариант рисунка на
координатной плоскости и составьте для
него таблицу координат, представленных
в различных системах счисления.
Список использованной литературы
Горячев А.В. Волкова Т.О., Горина К.И.
«Информатика в играх и задачах» - М.,
2001
Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое
значение – М., 1975
Журин А. А., Милютина И. А. Технические
средства обучения в современной школе
/ Под ред. А.А. Журина. – М., 2004
Звонкин
А.В. Информатика: алгоритмика:
учебник для 6 класса общеобразовательных
учреждений - М., 2006.
Информатика в школе: Приложение к
журналу «Информатика и образование».
№ 5 - 2003
Первин Ю.А., Дуванов А.А., Зайдельман
Я.Н. и др. «Роботландия 96» Информация,
алгоритмы, компьютеры. Раздел 1. Пособие
для учителя. - Переславль - Залесский,
1996
Роберт И. Современные информационные
технологии в образовании. – М., 1994.
Симонова И.В., Макарова Н.В., Титова
Ю.Ф., Николайчук Г.С., Трофимец В.Я.
Информатика. 5-6 кл. – СПб., 2005
Титоренко Г. А. Автоматизированные
информационные технологии. – М., 2003.
Тихомирова А.Ф., Басов А.В. Развитие
логического мышления детей. Ярославль,
1995
Тур С.Н., Бокучава Т.П. Первые шаги в
мире информатики. - СПб., 2002
Тур С.Н., Бокучава Т.П. Учебник-тетрадь
по информатике для 6 класса + вкладыш
для контрольных и самостоятельных
работ. – СПб., 2005
Шмаков С.А. Ее величество игра.
Забавы, потехи, розыгрыши для детей,
родителей, воспитателей – М., 2000
Автор: Архипова Нина Михайловна
→ mops 28.09.2012 1 9252 1526 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.