Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД "Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов"; 5 класс
Адонина Оксана Валерьевна
учитель информатики
МБВСОУ «ОСОШ №19» города Губкина Белгородской области
Технологическая
карта урока, реализующего формирование
УУД
Предмет_______Информатика______________________________________________________________________
Класс___________5_________________________________________________________________________________
Автор
УМК______Босова
Л.Л._______________________________________________________________________
Тема
урока_____
Носители информации
. Клавиатурный
тренажер в режиме ввода
слов__________________
Тип
урока______изучения
и первичное закрепление новых знаний
и способов деятельности_________________
Планируемые результаты: а) формирование представления о древних и современных носителях информации (предметный результат)
б) развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления (метапредметный результат)
в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью (личностный результат)
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
|||||||||||||||||||||||
Этап 1 – Организационный этап |
||||||||||||||||||||||||||||||
- Ребята, начинаем урок. На вашем рабочем столе должны быть расположены карандаш, ручка, рабочая тетрадь. - Будьте старательными, активными, внимательными и у вас все получится. Каждый из вас получил звездочку, отложите их пока в сторону, они нам потребуются немного позже. После перемены вы немного взволнованы, нужно сосредоточиться перед началом занятия, давайте посмотрим на доску. Как вы думаете, сколько всего квадратов изображено на рисунке? Д авайте представим, что в центре квадрата сидит муха, которая может ползать вверх, вниз, влево, вправо. Я отдаю мухе команды, и как только она выйдет за пределы большого квадрата вы должны крикнуть «Стоп!». Давайте поиграем. (игра продолжается 2-3 минуты)
|
- Приветствие, фиксация отсутствующих; - проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию; - проверка подготовленности классного помещения к занятию; - организация внимания школьников
|
Ответ на приветствие учителя.
|
Выделение существенной информации из слов учителя.
|
Взаимодействие с учителем
|
Слушание учителя
|
Целеполагание
|
Умение настраиваться на занятие
.
|
|||||||||||||||||||||||
Этап 2 - Актуализация знаний |
||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация опыта обучающихся. Диалог-опрос о памяти. Как человек хранит информацию? ( В собственной памяти или во внешних хранилищах информации) Какими свойствами обладает память человека? (Память человека не может долго хранить большие объемы информации, со временем часть информации забывается) Почему информацию, которую мы помним наизусть можно назвать оперативной? (Потому, что мы можем быстро ей воспользоваться) Перечислите достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти. (Достоинство внутренней памяти - быстрота воспроизведения информации, а недостаток - со временем часть информации забывается. Достоинство внешней памяти - большие объемы информации хранится долго, а недостаток - для доступа к определенной информации требуется время (например, чтобы подготовить реферат по предмету необходимо найти, проанализировать и выбрать подходящий материал) Отгадайте ребусы:
(носитель)
( информация) (слайд 2) Отгадав ребусы, расшифруем тему сегодняшнего урока. Какой будет тема нашего сегодняшнего урока? (Носители информации) Итак, запишите в тетради число и тему урока «Носители информации».
|
Задаёт вопросы. |
Ответы на вопросы.
|
Компетенция обучающихся в повседневной жизни
|
Взаимодействуют с учителем
|
Слушание учителя
|
Развитие регуляции учебной деятельности.
|
Регуляция учебной деятельности.
|
|||||||||||||||||||||||
Этап 3 - Изучение новых знаний и способов деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||
Получение обучающимися новых знаний. Давайте начнем изучение темы «Носители информации» просмотром видеоролика. Вопрос: - Как вы понимаете понятие «Носитель информации»? Ответы учеников: Носителем информации может быть любой объект, на котором можно оставить следы или знаки. Носители информации предназначены для ее хранения и передачи. (В процессе обсуждения выводится определение носителя информации и затем записывается в тетради) Определение: Носитель информации - это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации. Запишем в тетрадь. - Самостоятельно прочитайте §1.4 учебника и ответьте на вопрос: На какие виды разделяют носители информации? Ответы учеников: Древние и современные. Итак, вы познакомились с древними носителями информации и выяснили: 1) Песок, земля, камень – это первые носители информации, они являются естественными; 2) Папирус, пергамент и бумага – основные древние носители информации, они являются искусственными, так как их создал человек. Сейчас мы более подробно остановимся на современных искусственных носителях информации. В современном обществе можно выделить четыре основных вида носителей информации: 1) бумажный; 2) магнитный; 3) оптический; 4) на микросхемах. 1) Бумажные носители информации Одним из самых распространенных носителей информации является бумага. В школе мы записываем информацию в тетради, теоретический материал изучаем по учебникам, при разработке доклада, реферата или другого сообщения необходимые сведения мы находим в других источниках (книгах, энциклопедиях, словарях и т.д), которые в свою очередь являются бумажными носителями информации Первые вычислительные машины работали на перфокартах. Перфокарты делали из плотной бумаги - картона, на которые по определенному правилу с помощью специального «станка» - перфоратора наносили отверстия в виде небольших дырочек. Перфолента впервые появилась в 1846 году и использовалась для того, чтобы посылать телеграммы. 2) Магнитные носители информации . В 1928 году была изготовлена первая магнитная лента. Магнитная лента оказалась достаточно надежным, долговечным и доступным каждому носителем информации. Далее магнитная лента получила огромное признание и распространённость в форме компакт-кассет (стриммеров). Стриммеры (стрим - картриджи)- устройства, обеспечивающие запись или считывание звуковой информации. Внутри данного носителя находится магнитная лента. В первых ЭВМ (электронно - вычислительных машинах) информация хранилась на магнитных лентах и магнитных дисках. (Объяснение учителя сопровождается демонстрацией магнитных дисков. На каждую парту раздается одна дискета для « исследования» ее учащимися. В современных компьютерах в качестве носителя информации используются следующие магнитные носители: 1) дискета (на которую можно поместить данные 3000 перфокарт). Внутри пластмассового корпуса расположен гибким магнитный диск, поверхность которого покрыта специальным магнитным веществом. Информация записывается на обе его поверхности. Чтобы при работе с дискетой ее не надо было переворачивать, внутри флоппи-дисковода (устройства, которое записывает или считывает информацию с дискеты) имеется две магнитные головки, каждая для своей стороны дискеты. Такой диск требует особого обращения, магниты, повышенная температура и влажность разрушают хранящуюся на нем информацию. На сегодняшний день этот носитель информации почти вытеснен более удобными и надежными. 2) жесткий магнитный диск (винчестер) (хранит 100 000 и более дискет). Интересна история названия «винчестер». Один из первых жестких дисков имел маркировку 30/30.Так когда-то маркировался калибр охотничьего ружья марки» винчестер». Вот отсюда получил свое название жесткий диск, которое закрепилось за ним до сегодняшнего времени. Винчестер находится в системном блоке компьютера. Он состоит из несколько десятков магнитных дисков, размещенных на одной оси, которые помещены внутрь жесткого металлического корпуса. Запись или считывание информации обеспечивается несколькими магнитными головками. В целях сохранения информации и работоспособности жесткие магнитные диски необходимо оберегать от ударов и резких изменений положений системного блока (нельзя наклонять и переворачивать в процессе работы). 3) Оптические носители информации . Самым распространенными носителями информации являются оптические или лазерные диски Лазерные диски изготавливают из пластмассы, сверху покрывают тонким слоем из металла и прозрачным лаком, защищающим от незначительных царапин или загрязнений. Запись или считывание информации в CD-дисководе осуществляется с помощью света лазера. При записи лазерный луч выжигает на поверхности диска микроскопические углубления, кодируя тем самым информацию (при считывании - лазерный луч отражается от поверхности вращающегося диска). Такие диски следует оберегать от пыли и царапин. Различают CD и DVD диски. Вопрос: - Какую информацию можно записать на CD и DVD- диски? Ответы учеников: DVD называют цифровым видеодиском, следовательно на него можно записать видео- и звуковую информацию, на CD-диск можно записать текстовую, графическую, звуковую информацию. По способу записи, лазерные диски делятся на следующие виды: CD-ROM, DVD-ROM- предназначены только для чтения. Записать или удалить информацию с такого диска нельзя. К таким дискам относятся обучающие, игровые программы, электронные учебники и т.д CD-R, DVD-R-записать информацию на диск можно только один раз. После записи удалить данные нельзя. CD-RW, DVD-RW- записать информацию на такой диск можно несколько раз. Флэш-диски Flash-память это энергозависимый тип памяти, позволяющий записывать и хранить данные в микросхемах. Обеспечивают высокую сохранность данных, а также очень удобны и просты в использовании. Flash-память представляет собой микросхему, помещенную в миниатюрный плоский корпус. Для считывания или записи информации карта памяти вставляется в специальные накопители через USB-порт.
|
Объясняет новый материа. Демонстрация ЭОР. Даёт задание прочитать параграф.. Даёт задание составить конспект параграфа. |
Слушание учителя.
Наблюдение за материалом ЭОР.
Читают параграф, выделяют существенную информацию. |
Формирование умения наблюдать, делать выводы. Выделение существенной информации из слов учителя.
Умение строить речевое высказывание. Анализ содержания параграфа. Поиск и выделение информации. Умение структурировать знания. Смысловое чтение.
|
Обсуждают выводы. |
Слушание. Говорение.
Умение слушать и вступать в диалог.
|
Контроль правильности ответов обучающихся.
|
Умение слушать в соответствие с целевой установкой.
. |
|||||||||||||||||||||||
Этап 4 - Первичная проверка понимания изученного |
||||||||||||||||||||||||||||||
Задания на проверку понимания изученного материала.
1). Фронтальный опрос теории Вопросы: - Что такое носитель информации? - Какой носитель информации чаще всего использует человек? - Приведите примеры искусственных носителей информации. - Приведите примеры естественных носителей информации. 2) Задания на интерактивной доске. Задание 1: Тренажёр "Определение носителя информации" (вариант ученика).swf. Используя функцию Drag and Drop (Тащи и бросай) интерактивной доски, учащимся необходимо заполнить схему. Задание 2 . Определите вид носителя информации . На доске записаны виды носителей информации в виде прямоугольников. Ниже в произвольном порядке расположены рисунки или фотографии различных носителей: перфокарта, магнитные диски, дискета, книга, пергамент, оптические диски, винчестер, флэш-память и др. Дети должны соединить стрелками вид носителя с его изображением.
|
Задаёт вопросы. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы. Даёт учащимся задания на интерактивной доске
|
Ответы на вопросы
Выполнение задания на интерактивной доске
|
Поиск и выделение информации. Умение структурировать знания. Умение строить речевое высказывание. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Контроль и оценка процесса и рез-тов действия. Классификация объектов. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений .
|
Участие в обсуждении во фронтальном режиме. |
Понимание на слух вопросов и ответов обучающихся, умение использовать речь для регулирования своего действия Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. |
Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов. |
Умение слушать. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. . Прогнозирование. Коррекция. Оценка. Саморегуляция. Постановка вопросов.
|
|||||||||||||||||||||||
Этап 5 - Домашнее задание |
||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание Запишите домашнее задание: 1.§1.4,с.17-19,§3.2,3.3, с.113-116, РТ:№5 с. 6 (начать заполнять).
|
Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению |
Слушание учителя и запись домашнего задания в тетради. |
Выделение существенной информации из слов учителя. |
Взаимодействие с учителем |
Слушание учителя |
Развитие регуляции учебной деятельности. |
Регуляция учебной деятельности. |
|||||||||||||||||||||||
Этап 6 - Закрепление изученного |
||||||||||||||||||||||||||||||
Для предстоящий работы нам нужно разбиться на четыре группы. Это можно быстро сделать по цвету звездочек, которые вы получили. Сядьте, пожалуйста, по группам, выберите капитана, обратите внимание, что у каждой группы есть сигнальный флажок. Вы получаете карточки, на которых записаны разнообразные объекты, ваша задача подчеркнуть только носители информации.(kart_2doc)
Обменяйтесь карточками первая группа с третьей, а вторая с четвертой. Проверим это задание. Выставите баллы за задание. Если задание выполнено верно, поставьте три балла, если есть одна ошибка – два балла, если 2 ошибки – один балл, и не одного балла, если ошибок больше, чем две. Давайте подведем итоги, какая команда набрала больше всех баллов. Все участники команды – победителя получают сегодня отличные оценки. У остальных ребят еще будет возможность заработать свои пятерки, для этого необходимо будет выполнить верно тест - сейчас каждый индивидуально выполнит интерактивный тест по нашей теме, и узнает, как он усвоил эту тему. На каждом ПК на рабочем столе есть файл «Тест Носители информации», открываем его и начинаем выполнять тест. |
контроль за выполнением интерактивного теста |
Выполнение теста
|
Контроль и оценка процесса и результатов действия.
|
Взаимодействие с учителем.
В группах объединяют усилия на решение поставленного вопроса Обсуждают ответы
|
Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
|
Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. |
Осуществление самоконтроля. |
|||||||||||||||||||||||
Этап 7 - Обобщение и систематизация |
||||||||||||||||||||||||||||||
Заполнение таблиц. Ученики отвечают на вопросы УЧ: №1-№3 с.19 §1.4. 1. Объясните своими словами, что такое носитель информации. 2. Какие носители информации вам известны? 3. Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего? Ученикам предлагается заполнить таблицу: - В следующих примерах укажите информационный носитель и форму представления информации:
- У нас осталось немного времени, давайте используем его для того, чтобы потренироваться вводить текст в компьютер. Каждый из вас получает карточку с текстом. Данную текстовую информацию нужно ввести в компьютер. |
Формулировка вопросов, заданий, задач. Дача таблиц для заполнения. |
Ответы на вопросы. Заполнение таблиц.
|
Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. Умение структурировать знания. Умение строить речевое высказывание. Анализ объектов с целью выделения признаков. Классификация объектов.
|
Взаимодействие с учителем и с одноклассниками
|
Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. Слушание. Чтение. Говорение. Письмо. . Умение слушать и вступать в диалог. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. |
Контроль правильности ответов обучающихся Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в группах. |
Умение настраиваться на занятие Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся Коррекция. Оценка. Саморегуляция. Постановка вопросов.
|
|||||||||||||||||||||||
Этап 8 - Подведение итогов занятия |
||||||||||||||||||||||||||||||
«Что нового вы узнали сегодня на уроке?» Молодцы ребята, мы сегодня хорошо поработали. Давайте подведем итог урока. Сегодня мы с вами совершили путешествие во времени: узнали, как хранили информацию ранее, получили много сведений о развитии письменности у разных народов. Познакомились с современными носителями информации и их основными характеристиками. Мы закрепили умение набирать текст на компьютере.
|
Формулирует вопрос |
Отвечают на вопрос учителя |
Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. |
Участие в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме |
Понимание на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. |
Контроль правильности ответов обучающихся |
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
|||||||||||||||||||||||
Этап 9 - Рефлексия |
||||||||||||||||||||||||||||||
- «Выберете ту «мордашку», которая соответствует вашему настроению (Учитель просматривает самооценку учеников). Теперь я оценю вашу работу на уроке. Мне было очень интересно и приятно с вами работать. Спасибо за продуктивную работу.
|
Проводит рефлексию, анализирует выбранные «мордашки» |
Р ефлексирую т. |
Умение делать выводы. Рефлексия способов и условий действий.
|
Взаимодействие с учителем. |
Умение формулировать собственное мнение. |
Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. |
Саморегуляция. Рефлексия. |
Список использованных источников, в том числе интернет-ресурсы:
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса/М.:Бином. Лаборатория знаний, 2010
Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса /М.:Бином. Лаборатория знаний, 2010
Босова Л.Л. Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах. Методическое пособие /М.:Бином. Лаборатория знаний, 2010
Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов /М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009
Югова Н.Л., Камалов Р.Р. – Поурочные разработки по информатике: 5 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 128с. – (В помощь школьному учителю).
Видеоролик о носителях информации .swf – Единая коллекция цифровых ресурсов. Ссылка на ресурс: http://school-сollection.edu.ru/catalog/res/4988fcaa-5067-44a9-bf95-61faf0e2905a/?interface=catalog
http://ru.wikipedia.org – Википедия
На странице приведен фрагмент.
Автор: Адонина Оксана Валерьевна
→ Adonina 14.05.2013 0 7579 1534 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.