Слайд 1
«СЧИСЛАНДИЯ»
Ильина Кристина Вячеславовна,
учитель информатики МБОУ «СОШ №8»
г.Краснокамск Пермский край
Ильина Кристина Вячеславовна , учитель информатики МБОУ «СОШ №8» г.Краснокамск Пермский край
Автор: Ильина Кристина Вячеславовна
Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» г.Краснокамска Пермского края
Класс: 6
Раздел программы: Компьютер и информация.
Тема урока: «Растровое кодирование графической информации»
Тип урока: Повторение и изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательные:
дать учащимся общее представление о растровом кодировании графической информации;
актуализировать ранее полученные знания о кодировании числовой и текстовой информации.
Развивающие:
развивать внимание, логическое мышление, умения анализировать и делать выводы;
способствовать развитию творческой активности учащихся, интереса к предмету.
Средства обучения:
авторская презентация (Приложение 1.pptx);
рабочая тетрадь (Приложение 2.docx);
рисунок для практической работы (Приложение 3.bmp)
Список литературы
Босова Л. Л. Информатика: учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л. Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Ход урока:
Учитель: В одной стране Счисландии, а эта страна не выдумана, она и на самом деле существует, жили обыкновенные люди, такие, как мы с вами. На рассвете – они встают. Взрослые – отправляются на работу, дети – в детские сады, а ученики – в школы.
Как Вы думаете, почему так называется страна – Счисландия??? (ответы детей)
В этой стране есть города – и называются они, не как у нас с вами – Краснокамск, Пермь, а каждому городу присвоен номер: Может назовете сами? ( город 2, город 10 и римский город. )
И вот какая была особенность – жители города 2 – знали и использовали в своей жизни только две цифры. Какие???
Учащиеся: 0 и 1.
Учитель: Жители города 10 – знали и использовали в своей жизни сколько цифр?
Учащиеся: девять цифр от 0 до 9. Жители римского города использовали свои цифры.
Учитель: Но каждый житель города знал цифры своих соседей. Страной Счисландией управляет Президент. Однако, согласно Конституции Счисландии, чтобы стать президентом - нужно пожить в каждом городе страны – и, следовательно, знать все системы счисления, которые есть в Счисландии.
Были и в этой стране УЧЕНЫЕ (подразумеваю учащихся). Они были очень умны, сообразительны и настойчивы. И самостоятельно осваивали грамоту счета каждого города.
Ежегодно, 16 октября, происходил СЪЕЗД УЧЕНЫХ, на котором они обменивались своими познаниями, и учили друг друга.
Президент часто пользовался услугами УЧЕНЫХ. И в каждый октябрьский съезд он обменивался с ними своими познаниями.
Ну что ж начнем и мы с Вами свой съезд ученых. А начнем мы именно с повторения темы прошлого заседания.
Учащиеся: Мы на прошлом уроке познакомились с различными система счисления, правилами перевода из одной системы в другую и обратно. Какие виды информации по форме представления вы знаете?
Учащиеся: числовая, текстовая, звуковая, графическая, видеоинформация.
Учитель: Двоичное кодирование, какой информации мы с Вами уже рассмотрели??
Учащиеся: Текстовая и числовая.
Учитель: Все верно. Вы знаете, как представлена числовая и текстовая информация в памяти ПК?
Учащиеся: ДА!
Учитель: Давайте проверим. Для проверки ваших знаний прошу выполнить задание в рабочей тетради. (Слайд 2). Выполняют задание на перевод из двоичной СС в десятичную.
Проверка задания (Слайд 3).
Учитель: Нам необходимо двигаться дальше. Прошу выполнить задание в вашей тетради: Вам необходимо выполнить арифметические действия в римской СС, сопоставить результат с кодировочной таблицей и найти зашифрованные слова. В результате у вас должны получиться слова, которые являются ключевыми для нашего заседания. Проверка. (Слайд 4)
Учитель: Итак, при выполнении задания мы получили слова – растр и пиксель.
Проведем эксперимент. Я попробую приблизить изображение графического редактора Paint, изменив масштаб просмотра. Какой инструмент нам поможет?
Учащиеся: Масштаб (лупа).
Учитель: Правильно. Как изменилось изображение? Что Вы увидели при приближении изображения? Как вы думаете, почему происходят такие изменения?
Учащиеся: Отмечают, что изображение искажается, а в его составе просматриваются отдельные элементы в виде маленьких квадратиков (могут сразу определить их как ПИКСЕЛИ).
Учитель: Приходилось ли вам в жизни сталкиваться с таким построением изображения? Предлагает привести примеры из жизни, когда целое изображение складывается из отдельных маленьких элементов. (Учащиеся приводят примеры: мозаика, схемы вышивки, рисование на тетрадном листе в клетку и т.п.). Если внимательно присмотреться к рисунку, то вы увидите, что изображение состоит из рядов клеток, у каждой из которых свой цвет. Цвет каждой клетки кодируется двоичным числом.
Учитель: Запишем определения ПИКСЕЛЯ И РАСТРА (Рабочая тетрадь), (Слайд 5)
Пиксель – это наименьший элемент изображения. У каждого пикселя свой цвет. Цвет каждого пикселя кодируется двоичным числом.
Растр – это совокупность пикселей изображения. Растровое изображение представляет собой мозаику из очень мелких элементов – пикселей. Такое кодирование называется растровым.
Учитель: Прошу Вас сформулировать тему заседания.
Учащиеся: «Растровое кодирование графической информации» (Слайд 6)
Перед вами задача. Восстановите рисунок по его десятичному коду. (Слайд 7)
00011000 |
24 |
00010000 |
16 |
01111110 |
126 |
11111111 |
255 |
11110011 |
243 |
11110011 |
243 |
01111110 |
126 |
00111100 |
60 |
У вас возникли трудности? Сформулируйте цель нашего заседания.
Учащиеся: Научиться кодировать графическую информацию.
Учитель: Рассмотрим простую черно-белую картинку. Если изображение черно-белое, то каждую белую клетку рисунка, заключенного в рамку, мы закодируем нулем, а закрашенную, т.е. черную – единицей. Даю время на решение (Задание №3 и задание №4 в ГР Paint). Проверка решения. (Слайд 8)
Учитель: Каковы будут Ваши действия, если необходимо будет восстановить рисунок по его коду, причем, если его код будет десятичным?
Учащиеся: Перевести десятичный код в двоичный и закрасить клеточки.
Учитель: Правильно. Молодцы. Сделаем небольшую паузу – физкультминутку. (Слайд 9)
Учитель: Прошу вернуться Вас на свои места. А как вы, думаете, возможно ли произвести кодирование цветного изображения? Да. Вы совершенно правы. Цветовая палитра современных ПК получается путем смешиванием трех основных цветов RGB красного, зеленого и синего. Каждый цвет может быть закодирован от 0 до 255 оттенков. Как же получить тот или иной цвет? Посмотрим. (Слайд 10)
Учитель: А вот теперь проведем небольшой эксперимент: установим, какие цвета получаются при смешивании основных цветов. (Слайд 11)
Выполнение эксперимента: Запустить ГР Paint, выполнить команду Палитра - Изменить палитру. По кнопке «Определить цвет», установить какие цвета получаются. Заполнить таблицу. (Слайд 12)
В начале сегодняшнего заседания нами была поставлена цель. Какая? Как вы считаете, она была достигнута? Кодирование, какой информации вам понравилось больше всего?
Нам пора возвращаться в свои города. В каком городе вы хотели бы жить (2, 10 или римском)?
«Будем знакомы»
Мы ученики 110 класса школы №1000. В нашем классе обучается 11101 учеников. Мы учимся во 10 смену. Наш учебный день начинается в 1100 часов.
С нетерпением ждем 10010 часов. Ура, домой!!!
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Будем знакомы»
Мы ученики ____ класса школы №____. В нашем классе обучается _____ учеников. Мы учимся во ___ смену. Наш учебный день начинается в ____ часов.
С нетерпением ждем _____ часов. Ура, домой!!!
Выполните арифметические действия:
( VII + VIII ) * V + XXIV =
XL + LII =
M : X – II =
III * XXX + VII =
LXX + XXIII =
M – CMX =
XLV * II + IV =
C – IX =
XIX * V =
C – IV =
Кодировочная таблица:
90 |
91 |
92 |
93 |
94 |
95 |
96 |
97 |
98 |
99 |
Р |
П |
Л |
А |
И |
С |
Ь |
Т |
Е |
К |
Найдите 1 зашифрованное слово:
91 |
94 |
99 |
95 |
98 |
92 |
96 |
|
|
|
|
|
|
|
Найдите 2 зашифрованное слово:
90 |
93 |
95 |
97 |
90 |
|
|
|
|
|
ТЕМА: __________________________________________
_________________________________________________
Определения:
___________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кодирование изображения:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нарисуйте черно-белые изображения, которым будут соответствовать двоичные коды
Двоичный код |
Рисунок |
|||||||||
0000110000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0101111010 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0001001000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0111001110 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1100110011 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1100110011 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0111001110 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0001001000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0101111010 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0000110000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
От десятичных кодов перейдите к двоичным и нарисуйте соответствующие им черно-белые изображения
Десятичный код |
Двоичный код |
Рисунок |
|||||||
32 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
224 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
224 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
225 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
63 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
63 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
33 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
99 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эксперимент. Установите, какие цвета получатся при следующих значениях основных цветов
Красный |
Зеленый |
Синий |
Цвет |
0 |
0 |
0 |
|
0 |
0 |
255 |
|
0 |
255 |
0 |
|
190 |
190 |
190 |
|
255 |
0 |
0 |
|
0 |
255 |
255 |
|
255 |
0 |
255 |
|
255 |
255 |
0 |
|
255 |
255 |
255 |
|
Автор: Ильина Кристина Вячеславовна
→ ИЛЬИНА 11.11.2013 0 5253 810 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.