Конспект урока по информатике на тему "Алгоритмы"; 6 класс
Григорьева Ольга Николаевна
Тема урока: Алгоритм.
Предмет: Информатика.
Класс: 6.
Цели урока:
Познакомить с понятиями алгоритма, с формами записи алгоритмов;
Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека алгоритмов и их ролью в жизни людей;
Скорректировать гибкость мышления на основе упражнений на составление алгоритмов.
Воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: урок- знакомство, изучение нового материала.
Методы обучения: беседа с применением игровой технологии.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая
Приборы и оборудования: ПК, проектор, презентация, карточки с заданиями для составления алгоритмов.
План урока:
Организационный момент (3 мин).
Определение темы урока.(3 мин).
Изложение нового материала. (10 мин).
Закрепление материала. (15 мин)
Подведение итогов урока. (5 мин)
Д/З. (4 мин)
Ход урока
Организационный момент.
С лайд 1.Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел. Чтобы нам было удобно изучать новый материал, давайте разобьемся на группы. Вы вдвоем будете работать ваш цвет зеленый, вы также работаете парой - ваш цвет желтый, а ваш цвет синий.
Определение темы урока.
Слайд 2. У вас на столах лежат салфетки, сложите их так, как показано на рисунке. Получается? Можете помогать друг другу.
А что вам нужно для того, чтобы получилось? (инструкция, алгоритм)
У меня есть инструкция. Давайте попробуем вместе.
Сложим салфетку по диагонали для получения треугольника
Совместим левый угол с правым
Повторим действие 2
Придаем вертикальное положение
А как называют инструкцию по-другому? (инструкция, план, алгоритм)
Сформулируйте тему нашего урока. Все верно. Тема нашего урока «Алгоритм».
Изложение нового материала.
Сейчас обратимся к истории, откуда произошло слово алгоритм?
Историческая справка. Происхождение слова «алгоритм» связано с именем великого математика Мухаммеда аль- Хорезми. Мухаммед аль - Хорезми был родом из Хорезма, на что указывает его имя. Перу этого ученого принадлежит книга по математике, которая в течение нескольких столетий пользовалась широкой популярностью. В ней аль-Хорезми сформулировал правила выполнения четырех арифметических действий над многозначными числами. Со временем способы решения разнообразных задач стали называть алгоритмами.
Определений понятия алгоритм множество, посмотрим одно из них
Алгоритм - это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.
Существует несколько форм записи алгоритмов.
Линейная
Графическая
Блок-схема
Линейная форма
Последовательность шагов, которые выполняются исполнителем, записывается в форме нумерованного списка.
Например, алгоритм перехода улицы по пешеходному переходу.
Графическая форма
Например, алгоритм приготовления мороженого
Блок-схема
Например, алгоритм нахождения периметра треугольника
А инструкция, которой мы пользовались в начале урока, к какой форме записи алгоритмов относится? (линейной) Молодцы!
Закрепление материала.
Перейдем к практической части. Сейчас я предлагаю поработать в группах. У вас на столах лежат конверты, они пронумерованы. Возьмите конверт №1.
Задание 1. Вам предлагается составить алгоритм «Режима дня». Разложите картинки по порядку. Время у вас ограничено.
Давайте проверим, что у вас получилось, и сравним с правильным решением.
Задание 2.
Сейчас возьмите конверт №2. Вам даны действия, с помощью которых можно приготовить «Картофель со сметаной», но они даны не по порядку. Ваза задача расставить действия по порядку и вписать в цепочку номера действий, чтобы рецепт приготовления «Картофеля со сметаной» стал всем понятен. Время у вас ограничено.
А сейчас проверим. Ваша группа прочитайте, какой у вас получился рецепт. А ваша группа проверяет. Следовательно, цепочка как выглядит? У меня цепочка выглядит так. А у вас?
Задание 3.
И наконец, третье задание. Как вы думаете при изучении, каких предметов в школе используются алгоритмы? (математика, биология, русский язык). Все верно. Давайте составим блок-схему для выполнения задания на уроке математики. Например, алгоритм решения линейного уравнения 3х-2=10.
3х-2=10
3х=10+2
3х=12
х=12:3
х=4
Для проверки этого задания я вас попрошу поменяться карточками друг с другом. Проверьте друг друга. А сейчас сравните с результатом, который вы видите на экране. Молодцы.
Итог урока.
Рефлексия: Нам осталось подвести итог нашей работы. Сейчас я вам предлагаю посмотреть на экран и проверить свои знания. Ваша задача проверить правильно ли соотнесены форма записи алгоритма с названием. Если всё правильно, то вы хлопаете, если неправильно, то тишина. Начинаем.
Мы с вами хорошо поработали. Я рада, что вы усвоили учебный материал. И мы с вами убедились, что алгоритм – это наша повседневная жизнь.
А сейчас домашнее задание. Учебник: §3.1 стр. 62
Творческое задание: Составить алгоритм посадки дерева.
1 группа - графическая форма
2 группа - линейная форма
3 группа – блок-схема
Спасибо за урок!
Приложение 1.
Алгоритм приготовления «Картофеля со сметаной»
Задание. Заполните нижеуказанную цепочку номерами действий, для того, чтобы рецепт стал правильным.
Посолить картофель.
Бросить картофель в кипяток.
Включить электрическую плиту.
Очистить картофель.
Купить в магазине картофель и сметану.
Слить кипяток.
Полить картофель сметаной.
Положить картофель на тарелку.
Налить воду в кастрюлю и поставить её на плиту.
Приложение 2
Записать
действия для решения линейного уравнения
3х-2=10 в блок-схему Записать
действия для решения линейного уравнения
3х-2=10 в блок-схему
Приложение 3
Приложение 4.
Самоанализ
Тема: Алгоритм
Цели: Познакомить с понятиями алгоритма, с формами записи алгоритмов;
Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека алгоритмов и их ролью в жизни людей;
Скорректировать гибкость мышления на основе упражнений на составление алгоритмов.
Воспитывать интерес к предмету.
На уроке использовался деятельностный подход:
Перед учащимися были поставлены конкретные, понятные, диагностируемые цели по программе
Был проведен отбор необходимой значимой информации:
Понятие алгоритма
Формы записи алгоритма
Учащиеся были мотивированы, заинтересованы через проблему и практические задания, доступные по возрасту.
Для создания условий класс был разделен на разноуровневые группы
По ходу урока использовался социокультурный материал(здоровьесберегающего направления, межпредметного содержания)
Обратная связь осуществлялась через проверку форм записи алгоритмов
Взаимопроверка, самопроверка осуществлялась при выполнении всех практических заданий
1 задание-самопроверка, 2 задание – самопроверка и взаимопроверка, 3 задание - на основе взаимопроверки
Оценка знаний на уроке введения нового материала не предусматривалась.
Таким образом, на уроке были введены новые понятия «алгоритм» и усвоены формы записи алгоритма, через задания практической значимости.
Дети научились элементам применения знаний в нестандартных измененных условиях через вопросы связанные с жизнью
В ходе велась работа по развитию памяти, внимания, по развитию познавательного интереса.
Воспитательные задачи выполнены через задания связанные с жизнью и дополнительную информацию(в задаче о режиме дня-здоровьесберегающие, подготовка к жизни, профессии через задачу №2 )
Домашнее задание было подготовлено в ходе изучения материала, и дополнительного объяснения не требовало, достаточное по объему и дифференцировано.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Григорьева Ольга Николаевна
→ Ольга_Николаевна5509 12.01.2015 2 5248 673 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.