Конспект урока информатики "Применение табличного процессора Excel для графического решения уравнений n-ой степени" для учащихся 10 класса
Учитель математики – информатики
МОУ Иловлинской СОШ №1
Иловлинского муниципального района
Волгоградской области
Белозор Оксана Анатольевна
Тема урока: «Применение табличного процессора EXCEL для графического решения уравнений n – ой степени»
Тип урока: урок - закрепление изученного
Вид: урок – практикум.
Технология: проблемно- исследовательская технология.
Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензированным программным обеспечением. На компьютере должна быть установлена операционная система Windows 9х или выше и пакет Microsoft Office,. Раздаточный материал.
ЦЕЛИ УРОКА:
Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и обще интеллектуальный характер.
Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а так же формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
Научить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Воспитательная- развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
Учебная- изучить и закрепить основные навыки работы с электронными таблицами..
Развивающая - развитие алгоритмического мышления, расширение кругозора.
ПЛАН УРОКА
Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.
Фронтальный опрос для проверки уровня подготовленности учащихся к усвоению нового материала.
Объяснение нового материала и самостоятельная работа учащихся на компьютерах.
Распечатка отчетов по практикуму.
Тест, с самопроверкой.
Выставление оценок
Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1.Органиционный момент.
2.Мотивационное начало урока. Постановка цели урока.
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы проводим практическое занятие по электронным таблицам в компьютерном классе. Для обеспечения безопасной работы какие необходимо знать и выполнять правила:
Нельзя самостоятельно без разрешения учителя , включать и выключать компьютеры;
Нельзя касаться тыльной стороны компьютера и проводов;
Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде;
Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом;
Нельзя ходить по классу, вставать со своего места;
В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари – подозвать учителя.
3.Фронтальный опрос.
Учитель: На прошлом теоретическом занятии мы изучали и говорили о дополнительных возможностях EXCEL. На дом были даны вопросы исследовательского характера . Давайте обратимся к ним ( по одному ученику выходят к доске и отвечают):
Для чего нужна программа Excel ?
Как вы понимаете термин «деловая графика» ?
Какими возможностями для создания деловой графики обладает Excel ?
При помощи какой команды меню можно построить диаграммы и графики в Excel ?
Как задать автоматическое вычисление в таблице значений ячеек по определенной формуле?
Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее ?
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:
Для чего нужна программа Excel ?
Ученик
ОТВЕТ: Для создания таблиц, графиков и диаграмм. Показывает таблицу, график, диаграмму, созданную в Excel.
Как вы понимаете термин «деловая графика» ?
Ученик
ОТВЕТ: Под этим термином обычно понимают графики и диаграммы, наглядно представляющие динамику развития того или иного производства, отрасли и любые другие числовые данные.
Ответ демонстрируется на примере.
Какими возможностями для создания деловой графики обладает Excel ?
Ученик
ОТВЕТ: С помощью его богатой библиотеки диаграмм можно составлять диаграммы и графики разных видов: гистограммы, столбчатые, графики и др., их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, измеряя размеры и расположение на листе, и вставляя диаграммы в нужное место листа.
Ответ демонстрируется на рисунках или на компьютере.
При помощи какой команды меню можно построить диаграммы и графики в Excel ?
Ученик
ОТВЕТ: С помощью кнопки вызова Мастера диаграмм. Ответ демонстрируется на компьютере.
Как задать автоматическое вычисление в таблице значений ячеек по определенной формуле?
Ученик
ОТВЕТ: Внести знак «=», затем активизировать нужную ячейку и вводить соответствующие знаки арифметических операций. Контролировать ввод формулы можно, используя окно ввода формулы.
Ответ демонстрируется на примере.
Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее ?
Ученик
ОТВЕТ: Нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки (курсор должен принять вид маленького черного крестика) и протянуть его до последней ячейки в нужном диапазоне.
4.Изложение нового материала.
Учитель: Мы с вами повторили данные вопросы. А как вы думает, для чего нам нужны они ?
Ученик
ОТВЕТ: для изучения сегодняшней темы.
Учитель: Тема сегодняшнего урока «применение табличного процессора Excel для графического решения уравнений n – ой степени». В этом ме будут помогать ученики – консультанты:
1 Консультант по математике и 2 Консультант по информатике.
1 Консультант
Из курса математике нам известно , что корнями уравнения являются значения точек пересечения графика функции с осью абсцисс. Для начала вспомним виды уравнений :
Y=KX+B – линейное
Y=AX2+BX+C – квадратичное
Y=X3 – кубическое
Если мы решаем систему уравнений , то ее решениями будут координаты точек пересечения графиков функций. Этот метод нахождения называется ГРАФИЧЕСКИМ. Для нахождения корней системы уравнений графическим методом рассмотрим систему
Преобразуем данную систему в приведенную
Далее в системе координат строим функции Y=X2 и Y=2X+9
Точки пересечения графиков и будут решением данной системы.
2 Консультант
(проводится одновременно с работой учеников на компью-терах синхронно с учеником – консультантом).
С помощью программы Excel можно строить практически любые графики.
Для оценки решений воспользуемся диаграммой , на которой отобразим графики обеих функций. Сначала построим таблицу:
Первая строка – строка заголовок. Далее для построения этой таблицы использовались следующие формулы:
При заполнении столбца А: в ячейку А2 заносится начальное значение аргумента х= -10 , для автоматического заполнения всего столбца нужно в ячейку А3 занести формулу А2+1 и скопировать ее до ячейки А23;
При заполнении столбца В в ячейку В2 заносится формула А2*А2, которая затем копируется до ячейки В23;
При заполнении столбца С в ячейку С2 заносится формула 2*А2+9, и так же копируется до ячейки С23.
С помощью мастера диаграмм видно выберем тип диаграммы ТОЧЕЧНАЯ и построим черновую диаграмму первоначальной оценки решения.
На диаграмме видно , что оба графика имеют точки пересечения - эти координаты этих точек и есть решения системы. Так как шаг изменения аргумента был достаточно велик , то мы получим приближенные значения решений. Решением системы будут координаты точек пересечения графиков : Х1=4,2 ; У1=4,8 ; Х2=4,2 ; У2= 17,5.
Таким образом , мы видим , что используя программу Excel , можно графически решить практически любое уравнение.
У вас индивидуальные карточки , начнем работу по ним. У кого будут затруднения я буду помогать.
5. Выполнение индивидуальных заданий.
Индивидуальные задания целесообразно подбирать таким образом, чтобы каждый учении к мог проявить свои знания - т.е. их обязательно нужно сделать дифференцированными. Для составления индивидуальных заданий мы воспользовались учебниками по алгебре.
на интервале [-4;4]
на интервале [-3;3]
на интервале [-3;3]
на интервале [-4;4]
на интервале [-3;3]
6. Распечатка отчетов по практикуму и выставление оценок.
Учитель: После выполнения каждый учащийся должен распечатать таблицы и графики своего задания и получить оценку за работу. При выставлении оценки я буду учитывать и мнение учащегося – консультанта.
7. Тест по данной теме с самопроверкой.
Задание №1
Какие адреса имеют указанные ячейки
Задание №2
Введите адрес активизированной ячейки.
Задание №3
Какой клавишей нужно воспользоваться при вводе данных, чтобы:
Ввести данные
Ввести формулу
Удалить введенные данные
= x √
1 2 3
Задание № 4
Для того, чтобы напечатать таблицу поперек листа, нужно установить флажки 1, 2, 3 или 4 ?
Задание №5
С помощью какой клавиши меню выполняются следующие операции:
Загрузка таблицы с диска
Вычисление суммы столбца
Вызов мастера диаграммы
Создание нового листа
Запись таблицы на диск
1 2 3 4 5
Задание №6
Укажите какими цифрами обозначены:
ШКОЛА
1. Область диаграммы
2. Область построения
3. Область легенды
4. Область заголовка
Самопроверка
За каждый правильный ответ - 5 баллов,
за неправильный ответ - 0 баллов
«5» - 105 баллов
«4» - 100 – 80- баллов
«3» - 75 – 50 баллов
«2» - ниже 50 баллов
1. A3, F14,C1, E4, I11,J6
2. A1, F17
3. 1.2
2.3
3.1
4. 2
5.
2
4
5
1
3
6.
4
3
2
1
8. Домашнее задание
Проанализировать и проверить свои индивидуальные задания и оформить отчеты в тетради.
Литература:
- А.Г.Мордкович. Алгебра. 7 класс. Учебник. Часть 2.Москва. Мнемоза. 2003
- Н.Угринович. Информатика и информационные технологии 10-11 класс. Москва. Бином. Лабораратория знаний. 2005
- Л.А.Анеликова. Тесты. Информатика и информационные технологии 6 – 11. Дрофа 2007 г
Материал скачан с сайта Интернет-сообщества учителей http://pedsovet.su/ - тысячи материалов для учителей
На странице приведен фрагмент.
Автор: Белозор Оксана Анатольевна
→ oksana1 09.04.2010 0 5620 1071 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.