Слайд 1
Дифференцированн ое обучение на уроках информатики Кузьмина Ольга Александровна, учитель информатики МБОУ «Красноборская средняя школа»
Слайд 2. Из всех определений понятия дифференцированного подхода мне больше нравится трактовка А. А. Кирсанова: под дифференцированным подходом можно понимать «особый подход учителя к различным группам учеников или отдельным ученикам, заключающийся в организации учебной работы различной по содержанию, объему сложности, методам и приемам». [Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А.А.Кирсанов. – Казань, 1982.]
Основной смысл дифференцированного подхода заключается в том, чтобы, зная и учитывая, индивидуальные различия в обучении учащихся, определить для каждого из них наиболее рациональный характер учебной деятельности
Слайд 3. Информатика, как учебный предмет, предоставляет особенно большие возможности для реализации дифференциации обучения, которые обусловлены:
во-первых, потенциалом информационных технологий, принесенных в учебный процесс информатикой;
во-вторых, широкими межпредметными связями этой учебной дисциплины;
в-третьих, значительной прикладной составляющей содержания обучения - средства информационных технологий и методы их использования в различных областях деятельности человека, которая предоставляет собой естественную сферу дифференциации содержания обучения.
Необходимость дифференцированного подхода к учащимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, типами памяти, уровнем подготовки, восприятием окружающего мира, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
Используя систему дифференцированного обучения, необходимо учитывать психологические особенности каждого ученика, его реальные возможности. Кроме того, при обучении информатике возникает необходимость дифференциации по умениям работы с компьютером: у учащихся разный уровень знаний по информатике, разные возможности доступа к компьютеру для выполнения домашних заданий и удовлетворения своих интересов, связанных с использованием современных компьютерных технологий (работа с текстовыми и графическими редакторами, использование ресурсов Интернета и т.д.).
Слайд 4. Особого внимания требуют учащиеся, имеющие высокий уровень подготовки. Чаще всего при общеклассной работе они остаются занятыми не в полную меру. Такие учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах, творческого характера, именно это позволит им максимально развивать свои учебные возможности.
Сильный ученик может выступать в роли учителя или его ассистента. В этом случае идёт не только шлифовка знаний, но их более глубокое осмысление, формируется навык применения знаний на практике, воспитываются организаторские способности.
Слайд 5. В особой помощи нуждаются слабые ученики. Задача учителя – довести их до уровня средних, обучить приёмам рациональной умственной деятельности. Работа должна организоваться, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи учителя постепенно снижалась. С этой целью для слабых учащихся используются различные карточки для индивидуальной работы, образцы выполнения заданий, выбор правильного решения из ряда решений, также опорные схемы, алгоритмы действий или карточки - информаторы и т.д.
Слайд 6. В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе принято различать 2 основных типа дифференциации содержания обучения: профильную (внешнюю) и уровневую (внутреннюю). Профильная дифференциация основана на добровольном выборе школьниками профиля обучения, исходя из их познавательных интересов, способностей, достигнутых результатов обучения и профессиональных намерений.
Слайд 7. Информатика, как ни один другой школьный предмет, допускает рассмотрение практически любой учебной задачи в двух уровнях сложности. Например, создание рисунка с использованием привычной (или посильной) ему технологии, или применение творческого, нестандартного подхода.
Слайд 8. Сегодня дифференцированное обучение предполагает уровневость практических работ, три группы: А, В, С. Задачи уровня А должны быть выполнены всеми учащимися, отрабатывают и проверяют базовые знания и умения. Задачи уровня В предполагают использование знаний и умений в новой ситуации, доступны также всем учащимся для выполнения. Задания уровня С – это повышенный уровень, над ними надо хорошенько подумать, и учащиеся с невысоким темпом работы на уроке с ними не справляются.
Слайд 9. Другой вариант трех уровней заданий – это когда задания части В и С вытекают из заданий части А, Ученик должен выполнить части последовательно, друг за другом.
Слайд 10. В результате анализа дифференциального метода обучения можно сделать вывод, что хорошо продуманная дифференциация обучения позволяет выровнять степень подготовки учащихся, повысить качество образования и тем самым развить у учащихся интерес к учебе.
|
Автор: Кузьмина Ольга Александровна
→ Публикатор 11.02.2023 0 822 53 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы