Конспект интегрированного урока физики и информатики "Плавление и кристаллизация веществ: моделирование и визуальный процесс"; 8 класс


Государственное учреждение образования «Средняя школа № 31 г.Бреста»










Интегрированный урок физики и информатики в 8 классе по теме: «Плавление и кристаллизация веществ: моделирование и визуальный процесс»










Составители:

учитель физики Костюкова Н.В.

учитель информатики Хмарук Н.И.



Цели урока: 
Общеобразовательная: сформировать представление о плавления кристаллизации как тепловых процессах, создать анимационную форму плавления и кристаллизации веществ

Развивающая: развивать умение наблюдать, анализировать и делать выводы, развивать умение строить графики

Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе, расширение кругозора учащихся, развитие коммуникативных способностей. 

Оборудование: лед, свеча, термометр, компьютер.


ХОД УРОКА

Учитель физики: Здравствуйте. Сегодня мы проведем необычный урок физики и информатики для того, чтобы Вы убедились во взаимной связи предметов.

Приходилось ли вам наблюдать, как легко и беззаботно утка скользит по поверхности воды? Нам не видно, какой труд совершают ее лапки под водой.

Но, мы с Вами сегодня возьмем от утки качество трудолюбия, смотреть вперед, сосредоточиться на достижении цели.

Сегодня за работу на уроке, выполнение различных заданий, Вы будете получать уточек, которые в конце урока обернуться отметками в журнале

Эпиграф к уроку: физика объясняет мир, информатика позволяет его моделировать.

Посмотрите на стол (на нем представлены термометр, вода, лед, свеча).Как эти предметы связаны между собой? (ответы учащихся)

Как вы думаете, о каких тепловых процессах пойдет речь на уроке

Сформулируйте тему нашего урока и запишем ее в тетрадь

«Плавление и кристаллизация веществ: моделирование и визуальный процесс» (запишите дату и тему урока)

А сейчас с помощью опорных слов мы сформулируем цель нашего урока. Цель поставлена, отправляемся в путь.

Послушайте отрывок из стихотворения Е. Баратынский «Весна». (читает учащийся)

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

Вопрос 1: В каком агрегатном состоянии находится вода?

Вопрос 1: Как бы вы назвали тепловой процесс, происходящий со льдом?

А теперь внимание на учащегося. Он нам продемонстрирует опыт плавления свечи. (Опыт плавления демонстрирует учащийся).

Что же мы наблюдаем? Давайте сформулируем и запишем определение понятия «Плавления»

А сейчас давайте послушаем отрывок из стихотворения А. С. Пушкин «Евгений Онегин». (читает учащийся)

В окне увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах лёгкие узоры,

Деревья в зимнем серебре...

Вопрос:Что представляют с точки зрения физики, «на стёклах лёгкие узоры»?

Давайте сформулируем и запишем определение понятия «Кристаллизация» (записывают из учебника)

Учитель информатики: на сегодняшнем уроке мы с Вами продолжим знакомство с одним из видов анимации – Анимацией формы. Как Вы считаете, какая цель нашего урока? (проговаривают с помощью карточек (приложение1)). Давайте повторим алгоритм ее создания (дети озвучивают алгоритм). И наш алгоритм мы сейчас реализуем. Вам необходимо создать в парах анимацию формы на компьютере (левый ряд- превращение кубиков льда в воду, правый ряд – воду в кубики льда). Спасибо за работу. Возвращаемся на рабочие места.

Учитель физики: при плавлении и кристаллизации изменяется внутренняя энергия, значит изменяется количество теплоты.

У каждой физической величины есть паспорт. У Вас есть паспорт?

Паспорт главный документ гражданина.

Паспорт гражданина является документом, удостоверяющим личность и подтверждающим гражданство его владельца.

Давайте создадим паспорт физической величины «Количества теплоты при плавлении и кристаллизации» (Приложение 2)

Обменяйтесь, пожалуйста, Вашими паспортами и давайте проверим, что получилось (взаимопроверка с выведением правильного ответа на слайд)


Учитель информатики проводит физкультминутку.

А сейчас Вам необходимо собрать «Горячие клавиши» (собрать формулу, найти единицы измерения)


Учитель физики: дальше приступаем к проведению следующего опыта. Я буду проводить опыт, а вы присаживаетесь за компьютеры и с помощью программы Paint строите график зависимости температуры и времени

(Учащиеся строят график зависимости температуры и времени за компьютером)

Учитель информатики: на графиках у Вас получились основные процессы, которые происходят при изменение температуры.(Демонстация у одного учащегося на компьютере). Сначала происходит нагревание, затем плавление, затем снова нагревание.

Внимание на картинку.

Какой процесс представлен на слайде и какому веществу это характерно из таблицы?


На столах у Вас лежат карточки разного цвета с заданием (Приложение 3).

Вам необходимо выбрать 1 из них

Красного цвета (если Вы не все поняли, но попробуете решить задание)

Желтого (если Вы все поняли, но есть вопрос)

Зеленого (я все понял и все решу)

Укажите на карточке свою ФИО

Перейдем к подсчету заработанных уток (дети считают утки и у кого максимальное количество, тому отметка максимальная).

Отметки за урок подведение итогов урока.

Домашнее задание: параграф 8-9, составить кластер; по информатике «Написать алгоритм создания анимации по мультфильму «Оловянный солдатик»»


Рефлексия. На доске изображены картинки пруда, льда, неба

Если Вам урок понравился и значит утку размещаем в пруду, если есть недочеты, с вашей точки зрения, тогда уточку отправим на лед.

Если же урок не понравился и знания не нужны, то утка улетит в теплые края.









Приложение 1































Я знаю

Начало урока (+/-)

Конец урока (+/-)

Понятие анимации формы

Алгоритм создания анимации формы



Я умею

Создавать анимацию формы

Применять полученные знания при создании анимации формы в редакторе




Приложение 2

Паспорт физической величины (выведем на экран, проверка)

ФОТО (символ)

Фамилия (формула)

Отчество (единицы измерения)

Дополнительная информация:

-близкие друзья (зависимость от других величин)

интересы (область применения)



































Приложение 3

Я не всё понял, но попробую решить задание

Какие процессы происходят с веществом?

Ответ:

1 рисунок____________________

2 рисунок______________________







Я ВСЁ ПОНЯЛ, НО ЕСТЬ ВОПРОС

На рисунке представлены графики нагревания и плавления олова, свинца и цинка. Определите, какому веществу принадлежит каждый график (подписать графики)




















Я ВСЕ ПОНЯЛ И ВСЕ РЕШУ

Постройте график процессов, происходящих с цинком, находящимся при температуре 500С при нагревании его до 5000С и последующем охлаждении до 1000С. Объясните каждый участок графика(масштаб выбираете самостоятельно).









Полный текст материала Конспект интегрированного урока физики и информатики "Плавление и кристаллизация веществ: моделирование и визуальный процесс"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хмарук Н. И., Костюкова Н.В.  brestschool
06.11.2025 0 75 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК