План-конспект по информатике по теме "Ввод и вывод данных на QBasic" для 10 класса


ФИО: Хазиева Альбина Мударисовна
ОУ: Республика Татарстан, г. Набережные челны, «Гимназия № 2 им. М. Вахитова»
Должность: учитель информатики


Тема: «Операторы ввода и вывода на языке QBasic».

Цели урока:

  • Помочь учащимся усвоить понятие линейная структура программы, научить создавать простые программы на языке программирования QBasic;

  • способствовать развитию алгоритмического и логического мышления;

  • содействовать учащихся в формировании навыков работы в среде QBasic;

  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;

  • развитие алгоритмического мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере.

Оборудование:

доска, компьютер, компьютерная презентация.

План урока:

  • Орг. момент.

  • Проверка знаний (Д/з).

  • Актуализация знаний

  • Новая тема (теоретическая часть).

  • Практическая часть.

  • Закрепление

  • Д/з

  • Итог урока.

Ход урока:

Ход урока

Учитель

Ученики

I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих.


II. Провер-

ка д/з.

На прошлом уроке мы начали знакомиться с понятием алгоритма и основами программирования.

- Я вас просила написать 2 программы:

1) для вычисления площади круга, если R=2.

CLS

R=2

Pi=3.14

S=Pi*R^2

Print Площадь круга =”; S

End


2)программа для вычисления функции y=3(x+1)2+2(x+1)-3, если х=8,2.

CLS

X=2

Y=3*(x+1)^2 + 2*(x+1) - 3

Print Y =”; Y

End

Хорошо, в практической части нашего урока мы проверим эти программы.

- Ребята, напомните мне пожалуйста что же такое алгоритм?


- Хорошо.

- А по какой структуре классифицируется алгоритм?



- Какими свойствами он обладает?




2 ученика выходят к доске и пишут программы.





















- Это строго определенная последовательность действий при решении задачи.


- Алгоритмы бывают: линейные, разветвляющиеся, циклические, вспомогательные.


- Результативность (получение результата за конечное число шагов);

- дискретность (разбиение алгоритма на шаги);

- детерминированность (каждое действие должно быть строго определено);

- массовость (использование алгоритма для решения однотипных задач);

- конечность (каждое действие в отдельности и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения),

III.Актуализация знаний

- Для решения большинства задач существует множество готовых программ. Но для того чтобы лучше понимать все происходящее с компьютером и уверенно принимать правильные решения, рядовому пользователю необходимо обладать определенной компьютерной грамотностью.


IV.Новая тема (теоретическая часть).

- Ребята, запишите пожалуйста сегодняшнюю темы «Ввод и вывод данных».


- Благодаря языкам программирования высокого уровня, программы которые мы будем составлять, будут больше напоминать инструкции, обращенные к человеку, нежели к машине.

- Однако следует иметь в виду, что в языках программирования не допускаются даже незначительные нарушения в правилах написания программ. Ведь даже маленькая неточность может вызвать невыполнимость программы или трудно уловимую ошибку.

В языках программирования высокого уровня программа - это перечень действий. Исполнение этих действий определено в самом языке программирования, и их принято называть операторами.

Вспомним операторы применяемые на языке QBasic.

Операторы комментария (REM), очистки экрана (CLS) и вывода на экран (Print) как переводится Print? Это мы уже с вами рассмотрели.


- Итак, запишите пожалуйста в тетрадях.


Оператор INPUT (ввод) – вводит значения переменной с клавиатуры в память компьютера.

INPUT – в переводе с англ.яз означает “вставлять, вводить”.


пример:

INPUT а


При встрече с оператором INPUT программа приостанавливает свое действие, на экране появляется знак вопроса, после которого необходимо набрать на клавиатуре значение переменной, входящей в состав оператора INPUT, нажать клавишу Enter.

INPUT "Введите число а= "; а

Компьютер выведет на экран:

'Введите число а=' и будет ждать ввода данных.

Например: Вычисли скорость V пешехода. Значения пути S и времени Т задай с клавиатуры.


CLS /очищаем экран монитора/

INPUT “Введите значение пути S=”; S /вводим с клавиатуры значение пути/

INPUT “Введите время пути Т=”; Т /вводим с клавиатуры значение времени/


V=S/T /записываем формулу для нахождения скорости/

PRINT “Скорость пешехода V=”; V /выводим ответ на экран/

END /конец программы/


- А теперь сами в своих тетрадях попробуйте написать программу для нахождения площади S и периметра P прямоугольника. Значение сторон a и b нужно задать с клавиатуры.


CLS

INPUT “а=”; a

INPUT “b=”; b

P=(a+b)*2

S=a*b

PRINT “Периметр Р=”; Р

PRINT “Площадь S=”; S

END


Все операторы этой программы выполняются друг за другом, т.е. программа имеют линейную структуру.

- Теперь давайте выполним устно несколько упражнений.

Задачи устно:

- Ученики записывают новую тему в тетрадях.



Ученики слушают учителя.
































Ученики записывают в тетради.






















Ученики записывают в тетради.











- Учащиеся самостоятельно пишут программу в тетрадях.

1)Какие значения последовательно получает переменная Х при выполнении команд?

Х=6

Х=Х+4

Х=Х/2

Х=Х*Х+2

(Ответ: Х=27)


2)Найдите ошибки в записях операторов:
а) ПРИНТ а, в
б) PRINT "сумма двух чисел равна" x
в) INPUT ф, л, ч


3) Найдите ошибку

18,08:(2,45+0,582) – 56,8*6,002


(Ответ: 18.08/(2.45+0,58^2) – 56.8*6.002)

V. Практиче-ская часть.

На ближайших нескольких уроках мы будем записывать алгоритмы на языке программирования QBasic. На этом уроке мы познакомимся с тем как вводить программу на языке QBasic. Вам необходимо будет набрать и отладить эти программы.

См.Приложение.

Ученики садятся за компьютеры и выполняют задание.

VI.Закрепление

- Итак, ответьте пожалуйста на вопрос:


1)Для чего нам нужен оператор PRINT и INPUT?

2)Какие знаки арифметических операций используется в выражениях?


1)PRINT – оператор для вывода значений на экран.

INPUT – вводит значения переменной с клавиатуры.

2)+ - / * ^ SQR



VII. Дом/зад.

1)Используя данную блок-схему, составьте программу.

2) Составить программу для вычисления площади треугольника по высоте и основанию.


Учащиеся записывают в тетради домашнее задание.

Итоги урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.

На уроке мы познакомились с тем, что такое линейная структура программы, Продолжили учиться составлять программы на языке программирования.






Источники информации

  1. Н. Д. Угринович «Информатика и ИКТ» 10 класс Москва, Лаборатория базовых знаний, 2008

  2. Под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. «Информатика», задачник-практикум, Том 1., Москва, Лаборатория базовых знаний

  3. http://klyaksa.net/

  4. http://www.metod-kopilka.ru/

5


Приложение

Пример 1: программа, выводящая на экран сообщение: Привет! Меня зовут Маша! 

REM Первая программа
PRINT “Привет! Меня зовут Саша!”
END

Пример 2: Программа, выводящая на экран фамилию, имя и класс ученика.

CLS

INPUT “Введите свою фамилию:”; f$

INPUT “Введите своё имя:”; i$

INPUT “Введите свой класс:”; к$

PRINT

PRINT f$; “” i$; “,” к$

END


Пример 3: Вывести на экран рисунок.


********

*Бейсик*

********

Пример 4: Вычислите объем шара если радиус R=3 см, по формуле (V=4/3 Pi*R3).

Пример 5: Вычислить выражение

REM Вычисление выражения
INPUT "Введите а", а
INPUT "Введите b", b
c = SQR(2*a*b)/(a+b)
PRINT "с= ", с
END

Пример 6: Вычисление скорости пешехода

CLS

INPUT “Введите значение пути S=”; S

INPUT “Введите время пути Т=”; Т

V=S/T

PRINT “Скорость пешехода V=”; V

END

Пример 7: Вычислите длину окружности и площадь круга по данному радиусу.

Пример 8: Вычисление длины окружности и площади круга

REM Вычисление длины окружности и площади круга
INPUT "Введите радиус ", r
PI = 3.14
l = 2 * PI * r
s= P
i * r^2
PRINT "Длина окружности равна: ", l
PRINT "Площадь равна: ", s
END

Дополнительные задания:

  1. Написат программу, которая выводит на экран сообщение: “Добро пожаловать!”

  2. На складе было N ящиков мыла. В течении 10 дней со склада отпускали ежедневно К ящиков мыла. Сколько ящиков мыла осталось на складе?

  3. Найти среднее арифметическое трех чисел

  4. Найти площадь треугольника по формуле Герона.

  5. Вычислите гипотенузу прямоугольного треугольника по двум катетам.







Практическая работа

Задание 1: программа, выводящая на экран сообщение: Привет! Меня зовут Маша! 

Задание 2: Программа, выводящая на экран фамилию, имя и класс ученика.

Задание 3: Вывести на экран рисунок.

********

*Бейсик*

********

Задание 4: Вычислите объем шара если радиус R=3 см, по формуле (V=4/3 Pi*R3).

Задание 5: Вычислить выражение

Задание 6: Вычисление скорости пешехода

Задание 7: Вычислите длину окружности и площадь круга по данному радиусу.

Задание 8: Вычисление длины окружности и площади круга

Дополнительные задания:

  1. Написат программу, которая выводит на экран сообщение: “Добро пожаловать!”

  2. На складе было N ящиков мыла. В течении 10 дней со склада отпускали ежедневно К ящиков мыла. Сколько ящиков мыла осталось на складе?

  3. Найти среднее арифметическое трех чисел

  4. Найти площадь треугольника по формуле Герона.

  5. Вычислите гипотенузу прямоугольного треугольника по двум катетам.






Полный текст материала План-конспект по информатике по теме "Ввод и вывод данных на QBasic" для 10 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хазиева Альбина Мударисовна  Очаково
15.09.2010 2 4175 617

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК