План-конспект по информатике по теме "Ввод и вывод данных на QBasic" для 10 класса
ФИО:
Хазиева Альбина Мударисовна
ОУ:
Республика Татарстан, г. Набережные
челны, «Гимназия № 2 им. М. Вахитова»
Должность:
учитель информатики
Тема: «Операторы ввода и вывода на языке QBasic».
Цели урока:
Помочь учащимся усвоить понятие линейная структура программы, научить создавать простые программы на языке программирования QBasic;
способствовать развитию алгоритмического и логического мышления;
содействовать учащихся в формировании навыков работы в среде QBasic;
воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
развитие алгоритмического мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере.
Оборудование:
доска, компьютер, компьютерная презентация.
План урока:
Орг. момент.
Проверка знаний (Д/з).
Актуализация знаний
Новая тема (теоретическая часть).
Практическая часть.
Закрепление
Д/з
Итог урока.
Ход урока:
|
Ход урока |
Учитель |
Ученики |
|
I. Орг. момент. |
Приветствие, проверка присутствующих. |
|
|
II. Провер- ка д/з. |
На прошлом уроке мы начали знакомиться с понятием алгоритма и основами программирования. - Я вас просила написать 2 программы: 1) для вычисления площади круга, если R=2. CLS R=2 Pi=3.14 S=Pi*R^2 Print “Площадь круга =”; S End
2)программа для вычисления функции y=3(x+1)2+2(x+1)-3, если х=8,2. CLS X=2 Y=3*(x+1)^2 + 2*(x+1) - 3 Print “Y =”; Y End Хорошо, в практической части нашего урока мы проверим эти программы. - Ребята, напомните мне пожалуйста что же такое алгоритм?
- Хорошо. - А по какой структуре классифицируется алгоритм?
- Какими свойствами он обладает? |
2 ученика выходят к доске и пишут программы.
- Это строго определенная последовательность действий при решении задачи.
- Алгоритмы бывают: линейные, разветвляющиеся, циклические, вспомогательные.
- Результативность (получение результата за конечное число шагов); - дискретность (разбиение алгоритма на шаги); - детерминированность (каждое действие должно быть строго определено); - массовость (использование алгоритма для решения однотипных задач); - конечность (каждое действие в отдельности и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения), |
|
III.Актуализация знаний |
- Для решения большинства задач существует множество готовых программ. Но для того чтобы лучше понимать все происходящее с компьютером и уверенно принимать правильные решения, рядовому пользователю необходимо обладать определенной компьютерной грамотностью. |
|
|
IV.Новая тема (теоретическая часть). |
- Ребята, запишите пожалуйста сегодняшнюю темы «Ввод и вывод данных».
- Благодаря языкам программирования высокого уровня, программы которые мы будем составлять, будут больше напоминать инструкции, обращенные к человеку, нежели к машине. - Однако следует иметь в виду, что в языках программирования не допускаются даже незначительные нарушения в правилах написания программ. Ведь даже маленькая неточность может вызвать невыполнимость программы или трудно уловимую ошибку. В языках программирования высокого уровня программа - это перечень действий. Исполнение этих действий определено в самом языке программирования, и их принято называть операторами. Вспомним операторы применяемые на языке QBasic. Операторы комментария (REM), очистки экрана (CLS) и вывода на экран (Print) как переводится Print? Это мы уже с вами рассмотрели.
- Итак, запишите пожалуйста в тетрадях.
INPUT – в переводе с англ.яз означает “вставлять, вводить”.
пример: INPUT а
При встрече с оператором INPUT программа приостанавливает свое действие, на экране появляется знак вопроса, после которого необходимо набрать на клавиатуре значение переменной, входящей в состав оператора INPUT, нажать клавишу Enter. INPUT "Введите число а= "; а Компьютер выведет на экран: 'Введите число а=' и будет ждать ввода данных. Например: Вычисли скорость V пешехода. Значения пути S и времени Т задай с клавиатуры.
CLS /очищаем экран монитора/ INPUT “Введите значение пути S=”; S /вводим с клавиатуры значение пути/ INPUT “Введите время пути Т=”; Т /вводим с клавиатуры значение времени/
V=S/T /записываем формулу для нахождения скорости/ PRINT “Скорость пешехода V=”; V /выводим ответ на экран/ END /конец программы/
- А теперь сами в своих тетрадях попробуйте написать программу для нахождения площади S и периметра P прямоугольника. Значение сторон a и b нужно задать с клавиатуры.
CLS INPUT “а=”; a INPUT “b=”; b P=(a+b)*2 S=a*b PRINT “Периметр Р=”; Р PRINT “Площадь S=”; S END
Все операторы этой программы выполняются друг за другом, т.е. программа имеют линейную структуру. - Теперь давайте выполним устно несколько упражнений. Задачи устно: |
- Ученики записывают новую тему в тетрадях.
Ученики слушают учителя.
Ученики записывают в тетради.
Ученики записывают в тетради.
- Учащиеся самостоятельно пишут программу в тетрадях. |
|
1)Какие значения последовательно получает переменная Х при выполнении команд? Х=6 Х=Х+4 Х=Х/2 Х=Х*Х+2 (Ответ: Х=27)
2)Найдите
ошибки в записях операторов:
3) Найдите ошибку 18,08:(2,45+0,582) – 56,8*6,002
(Ответ: 18.08/(2.45+0,58^2) – 56.8*6.002) |
||
|
V. Практиче-ская часть. |
На ближайших нескольких уроках мы будем записывать алгоритмы на языке программирования QBasic. На этом уроке мы познакомимся с тем как вводить программу на языке QBasic. Вам необходимо будет набрать и отладить эти программы. См.Приложение. |
Ученики садятся за компьютеры и выполняют задание. |
|
VI.Закрепление |
- Итак, ответьте пожалуйста на вопрос:
1)Для чего нам нужен оператор PRINT и INPUT? 2)Какие знаки арифметических операций используется в выражениях?
|
1)PRINT – оператор для вывода значений на экран. INPUT – вводит значения переменной с клавиатуры. 2)+ - / * ^ SQR
|
|
VII. Дом/зад. |
1)Используя данную блок-схему, составьте программу. 2) Составить программу для вычисления площади треугольника по высоте и основанию.
|
Учащиеся записывают в тетради домашнее задание. |
|
Итоги урока. |
Подведение итога урока. Выставление оценок. На уроке мы познакомились с тем, что такое линейная структура программы, Продолжили учиться составлять программы на языке программирования. |
|
Источники информации
Н. Д. Угринович «Информатика и ИКТ» 10 класс Москва, Лаборатория базовых знаний, 2008
Под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. «Информатика», задачник-практикум, Том 1., Москва, Лаборатория базовых знаний
http://www.metod-kopilka.ru/
Приложение
Пример 1: программа, выводящая на экран сообщение: Привет! Меня зовут Маша!
REM Первая программа
PRINT
“Привет! Меня зовут Саша!”
END
Пример 2: Программа, выводящая на экран фамилию, имя и класс ученика.
CLS
INPUT “Введите свою фамилию:”; f$
INPUT “Введите своё имя:”; i$
INPUT “Введите свой класс:”; к$
PRINT f$; “” i$; “,” к$
END
Пример 3: Вывести на экран рисунок.
********
*Бейсик*
********
Пример 4: Вычислите объем шара если радиус R=3 см, по формуле (V=4/3 Pi*R3).
Пример 5: Вычислить выражение
REM Вычисление
выражения
INPUT "Введите а", а
INPUT
"Введите b", b
c = SQR(2*a*b)/(a+b)
PRINT
"с= ", с
END
Пример 6: Вычисление скорости пешехода
CLS
INPUT “Введите значение пути S=”; S
INPUT “Введите время пути Т=”; Т
V=S/T
PRINT “Скорость пешехода V=”; V
END
Пример 7: Вычислите длину окружности и площадь круга по данному радиусу.
Пример 8: Вычисление длины окружности и площади круга
REM Вычисление длины
окружности и площади круга
INPUT "Введите
радиус ", r
PI = 3.14
l = 2 * PI * r
s= Pi
* r^2
PRINT "Длина окружности равна: ",
l
PRINT "Площадь равна: ", s
END
Дополнительные задания:
Написат программу, которая выводит на экран сообщение: “Добро пожаловать!”
На складе было N ящиков мыла. В течении 10 дней со склада отпускали ежедневно К ящиков мыла. Сколько ящиков мыла осталось на складе?
Найти среднее арифметическое трех чисел
Найти площадь треугольника по формуле Герона.
Вычислите гипотенузу прямоугольного треугольника по двум катетам.
Практическая работа
Задание 1: программа, выводящая на экран сообщение: Привет! Меня зовут Маша!
Задание 2: Программа, выводящая на экран фамилию, имя и класс ученика.
Задание 3: Вывести на экран рисунок.
********
*Бейсик*
********
Задание 4: Вычислите объем шара если радиус R=3 см, по формуле (V=4/3 Pi*R3).
Задание 5: Вычислить выражение
Задание 6: Вычисление скорости пешехода
Задание 7: Вычислите длину окружности и площадь круга по данному радиусу.
Задание 8: Вычисление длины окружности и площади круга
Дополнительные задания:
Написат программу, которая выводит на экран сообщение: “Добро пожаловать!”
На складе было N ящиков мыла. В течении 10 дней со склада отпускали ежедневно К ящиков мыла. Сколько ящиков мыла осталось на складе?
Найти среднее арифметическое трех чисел
Найти площадь треугольника по формуле Герона.
Вычислите гипотенузу прямоугольного треугольника по двум катетам.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Хазиева Альбина Мударисовна
→ Очаково |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.