Интегрированный урок (информатика + русский язык) для 10 классов по теме «Высказывания» (+ презентация)


#�������##################################################G#8#B#5#;#L#######\#A#P#A#.#X#S#L#######	#M#S# #G#o#t#h#i#c#############�#�#################�#�#########

Трегубова Ольга Ивановна

МОУ «Нижнесортымская СОШ»

Тюменская обл. Сургутский р-он ХМАО-Югра

учитель информатики

Интегрированный урок (информатика + русский язык)

по теме «Высказывания»


Цель урока:

  1. Вспомнить из русского языка определение понятия - предложение, классификацию предложений.

  2. Познакомить учащихся с понятием - высказывание, типами высказываний,

  3. Научить классифицировать высказывания по типам, научиться приводить примеры по каждому типу высказываний.

  4. Сопоставить понятия предложение и высказывание, научиться делать выводы.


План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

  3. Закрепление изученного материала.

  4. Итоговое обобщение.

  5. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент. Настроить ребят на активную и плодотворную работу.

Учитель:

Здравствуйте ребята.

Сегодня на уроке мы с вами изучим тему «Высказывания. Типы высказываний».

Научимся составлять высказывания и определять тип высказываний.

Но сначала мы обратимся с вами к русскому языку и вспомним некоторые определения.


2. Изучение нового материала. Провести сопоставление с русским языком. Дать определение высказыванию, классифицировать высказывания, научиться приводить примеры.

Учитель:

И первый вопрос к вам: «Вспомните, пожалуйста, определение предложения»?

Ученики:

Это любая законченная фраза, служащая для выражения мыслей, чувств, передачи сообщений. Слайд №2

Учитель:

А какие бывают предложения? И от чего они зависят?

Ученики:

Предложения восклицательные, вопросительные и повествовательные, т.е.они делятся: по цели высказывания и по интонации.

- предложения бывают повествовательные – когда мы о чем-то просто рассказываем, сообщаем, повествуем. В конце повествовательного предложения ставится точка или восклицательный знак,

- предложения бывают вопросительные – если мы о чем-то спрашиваем. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак,

- предложения бывают побудительные – если мы о чем-то просим или что-то требуем. В конце побудительного предложения ставится точка или восклицательный знак.

- невосклицательные – когда мы говорим спокойным, безразличным тоном,

- восклицательные - когда мы радуемся, волнуемся, торжествуем, беспокоимся.

- Подведем итог: Слайд №4

Учитель:

Давайте, акцентируем внимание на повествовательном предложении и дадим определение.

Ученики:

Повествовательное предложение – это предложение, в конце которого ставится точка.

Повествовательное предложение – это такие предложения, которые заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т.д. или их описание.

Слайд №5

Учитель:

Дайте полное описание данному выражению, опишите его: Слайд №6

Ученики:

- это повествовательное предложение, в конце стоит точка, и в котором утверждается, что у кошки 4 лапы.

Учитель:

И мы постепенно перешли к определению Высказывания. Слайд №7

Пример: Слайд №8

  1. На улице светит солнце.

ДА, это высказывание, потому что это повествовательное предложение, в конце стоит точка, и в котором утверждается, что на улице светит солнце.


  1. Я люблю лето.

  2. Я получил сегодня пятерку. И т.д.

А теперь следующий пример:

Посмотрите на доску.

Является ли данное предложение высказыванием?

НЕТ, не является, да, оно повествовательное, но в нем ничего не утверждается и не отрицается, поэтому данное предложение не является высказыванием.

Еще пример:

Кто отсутствует?

Является ли данное предложение высказыванием?

НЕТ, не является, так как оно не является повествовательным предложением.


Давайте подведем итог:

Детям предлагается сформулировать условия, чтобы предложение являлось высказыванием. Слайд №9

Молодцы.


А теперь давайте рассмотрим классификацию высказываний.

Высказывания делятся: Слайды № 10-16


3. Закрепление изученного материала:

А теперь ребята давайте поработаем с заданиями: Слайды №17, 18, 19.


4. Итоговое обобщение: - ребята отвечают на вопросы, задаваемые учителем:

  1. Дайте определение понятию ВЫСКАЗЫВАНИЕ.

  2. Обоснуйте понятие ВЫСКАЗЫВАНИЕ.

  3. На какие типы делятся ВЫСКАЗЫВАНИЯ? Приведите свои примеры.


5. Задание на дом: Слайд №19.

Трегубова Ольга Ивановна

МОУ «Нижнесортымская СОШ» Тюменская обл. Сургутский р-он ХМАО-Югра

Учитель информатики

II квалификационная категория

voronova_oi@mail.ru



Данная разработка урока предназначена для учащихся 8, 10 классов (на усмотрение учителя). В 8-х классах – как изучение нового материала, в 10-х классах – как повторение и переход к теме «Логика». На уроке повторяются знания учащихся о предложении.

Использованная на уроке презентация – наглядно представляет изучаемый материал, содержит задания для закрепления знаний, полученных на уроке.



Литература:

Н.Угринович «Информатика и информационные технологии 10-11» Москва БИНОМ Лаборатория знаний, 2006

Задачник – практикум, в двух томах, Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2004





Слайд 1
«ВЫСКАЗЫВАН ИЯ» Трегубова Ольга Ивановна МОУ «Нижнесортымская СОШ» Тюменская обл. Сургутский р-он ХМАО-Югра Учитель информатики II квалификационная категория voronova_oi@mail.ru
Слайд 2
- это любая законченная фраза, служащая для выражения мыслей, чувств, передачи сообщений. Трегубова Ольга Ивановна МОУ «Нижнесортымская СОШ» Тюменская обл. Сургутский р-он ХМАО-Югра учитель информатики
Слайд 3
Трегубова Ольга Ивановна МОУ «Нижнесортымская СОШ» Тюменская обл. Сургутский р-он ХМАО-Югра учитель информатики
Слайд 4
ПРЕДЛОЖЕНИЯ по цели высказывания Трегубова Ольга Ивановна МОУ «Нижнесортымская СОШ» Тюменская обл. Сургутский р-он ХМАО-Югра учитель информатики по интонации
Слайд 5
- это предлож ение, в конце которого ставится точка. Трегубова Ольга Ивановна МОУ «Нижнесортымская СОШ» Тюменская обл. Сургутский р-он ХМАО-Югра учитель информатики - это такие предложения, которые заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т.д. или их описание.
Слайд 6
Дайте полное описание данному выражению, опишите его: Трегубова Ольга Ивановна МОУ «Нижнесортымская СОШ» Тюменская обл. Сургутский р-он ХМАО-Югра учитель информатики
Слайд 7
- это повествовательное предложение, в котором что-либо утверждается или отрицается. Трегубова Ольга Ивановна МОУ «Нижнесортымская СОШ» Тюменская обл. Сургутский р-он ХМАО-Югра учитель информатики
Слайд 8
У кошки есть хвост. На улице светит солнце. Я люблю лето. Я получил сегодня пятерку. Посмотрите на доску. Кто отсутствует? Трегубова Ольга Ивановна МОУ «Нижнесортымская СОШ» Тюменская обл. Сургутский р-он ХМАО-Югра учитель информатики
Слайд 9
Предложение должно быть повествовательным. В предложении должно что либо утверждаться или отрицаться. 1. 2. Трегубова Ольга Ивановна МОУ «Нижнесортымская СОШ» Тюменская обл. Сургутский р-он ХМАО-Югра учитель информатики
Слайд 10
Трегубова Ольга Ивановна МОУ «Нижнесортымская СОШ» Тюменская обл. Сургутский р-он ХМАО-Югра учитель информатики
Слайд 11
высказыван ия ИСТИННЫЕ – правильно отражают свойства и отношение реальных вещей ЛОЖНЫЕ – не соответствуют реальной действительнос ти В=1 В=0 Трегубова Ольга Ивановна МОУ «Нижнесортымская СОШ» Тюменская обл. Сургутский р-он ХМАО-Югра учитель информатики
Слайд 12
 У кошки 4 лапы.  =1  У кошки два хвоста.  =0  В январе 31 день.  =1 Сентябрь – время  =0  каникул. Трегубова Ольга Ивановна МОУ «Нижнесортымская СОШ» Тюменская обл. Сургутский р-он ХМАО-Югра учитель информатики
Слайд 13
высказыван ия ОБЩИЕ – могут начинаться со слов: ВСЕ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, НИ ОДИН и.т.д. Трегубова Ольга Ивановна МОУ «Нижнесортымская СОШ» Тюменская обл. Сургутский р-он ХМАО-Югра учитель информатики ЕДИНИЧНЫЕ – относятся к единичным случаям ЧАСТНЫЕ – могут начинаться со слов: НЕКОТОРЫЕ, БОЛЬШИНСТВО и т.д.
Слайд 14
 Все солдаты храбрые.  А – первая буква алфавита.  Некоторые медведи – бурые. Трегубова Ольга Ивановна МОУ «Нижнесортымская СОШ» Тюменская обл. Сургутский р-он ХМАО-Югра учитель информатики
Слайд 15
высказыван ия ПРОСТЫЕ – одна основа в предложении (одно подлежащее и одно сказуемое) Трегубова Ольга Ивановна МОУ «Нижнесортымская СОШ» Тюменская обл. Сургутский р-он ХМАО-Югра учитель информатики СЛОЖНЫЕ (составные)– два и более простых высказываний, соединенные в одно, с помощью логических связок (операций И, ИЛИ)
Слайд 16
  У кошки 4 лапы. У кошки 1 хвост. У кошки 4 лапы И 1 хвост.   Часть туристов любят чай. Часть туристов любят молоко. Часть туристов любят чай ИЛИ молоко. Трегубова Ольга Ивановна МОУ «Нижнесортымская СОШ» Тюменская обл. Сургутский р-он ХМАО-Югра учитель информатики
Слайд 17
Какие из данных предложений являются высказываниями? Определите их истинность. 1. Число 6 – четное. 2. Посмотрите на доску. 3. Все роботы являются машинами. 4. У каждой лошади есть хвост. 5. Внимание! 6. Кто отсутствует? 7. Есть кошки, которые дружат с собаками. 8. Некоторые люди являются художниками. 9. Выразите 1 час 15 минут в минуты. Трегубова Ольга Ивановна МОУ «Нижнесортымская СОШ» Тюменская обл. Сургутский р-он ХМАО-Югра учитель информатики Ответы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. В=1, не В, В=1, В=1, не В, Не В, В=1, В=1, Не В.
Слайд 18
Определите, какие из приведенных высказываний являются общими, частными или единичными? 1. Некоторые мои друзья собирают марки. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Все лекарства неприятны на вкус. Некоторые лекарства приятны на вкус. А – первая буква алфавита. Некоторые медведи бурые. Тигр – хищное животное. У некоторых змей нет ядовитых зубов. Многие растения обладают целебными свойствами. Все металлы проводят тепло. Трегубова Ольга Ивановна МОУ «Нижнесортымская СОШ» Тюменская обл. Сургутский р-он ХМАО-Югра учитель информатики Ответы: 1. частное, 2. общее, 3. частное, 4. единичное 5. частное, 6. единичное 7. частное, 8. частное, 9. общее.
Слайд 19
Из двух простых высказываний постройте сложное высказывание, используя логические связки И, ИЛИ. 1. Все ученики изучают математику. Все ученики изучают литературу. 2. 3. 4. 5. Оля старше Светы. Марина старше Светы. В кабинете есть учебники. В кабинете есть задачники. Слова в этом предложении начинаются на букву А. Слова в этом предложении начинаются на букву Ч. Синий кубик меньше красного. Синий кубик меньше зеленого. Ответы: 1. 2. 3. 4. 5. Все ученики изучают математику И литературу. Оля И Марина старше Светы. В кабинете есть учебники И задачники. Слова в этом предложении начинаются на букву А ИЛИ Ч. Синий кубик меньше красного И зеленого. Трегубова Ольга Ивановна МОУ «Нижнесортымская СОШ» Тюменская обл. Сургутский р-он ХМАО-Югра учитель информатики
Слайд 20
Привести по два примера на каждый тип высказывания 7*2=14 высказываний должно быть у вас в домашнем задании в тетради. Трегубова Ольга Ивановна МОУ «Нижнесортымская СОШ» Тюменская обл. Сургутский р-он ХМАО-Югра учитель информатики
Слайд 21
Трегубова Ольга Ивановна МОУ «Нижнесортымская СОШ» Тюменская обл. Сургутский р-он ХМАО-Югра учитель информатики
Слайд 22
  Н.Угринович «Информатика и информационные технологии 10-11» Москва БИНОМ Лаборатория знаний, 2006 Задачник – практикум, в двух томах, Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2004

Полный текст материала Интегрированный урок (информатика + русский язык) для 10 классов по теме «Высказывания» (+ презентация) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Трегубова Ольга Ивановна  Ольг
05.11.2010 1 5918 760

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК