Обобщающий урок в форме ролевой игры по теме "Телекоммуникационные технологии" для учащихся 11 класса.
Форма проведения: ролевая игра
Тип урока: обобщающий
Вид урока: комбинированный
Время проведения: двадцать шестой урок, отведенный на изучение темы «Телекоммуникационные технологии»
Целевая аудитория: 11 класс, 27 человек
Цели урока:
1) Образовательные:
повторить и обобщить знания о компьютерных сетях и Интернете, о правовых аспектах работы с информацией на основе самостоятельного поиска и осмысления дополнительного материала для игры;2) Развивающие:
повторить и закрепить основной программный материал, выраженный в неординарных ситуациях;
развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся;3) Воспитательные:
развивать у школьников умение излагать мысли, моделировать ситуацию;
прививать интерес к предмету;Задачи урока:
воспитывать уважение к сопернику, умение достойно вести спор, стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде
1) Повторить и обобщить знания по теме «Телекоммуникационные технологии».
2) Развивать алгоритмическое мышление, память, внимательность.
3) Развивать коммуникативные навыки учащихся.
4) Содействовать установлению межпредметных связей.
Ожидаемые результаты: расширение объема знаний по теме, закрепление навыков работы с Интернет, умение участвовать в дискуссиях, формирование уважения чужого мнения, отстаивание своей точки зрения.
Продолжительность занятия: 1 урок (40 минут).
Оборудование, материалы:
1) проектор;
2) звуковые колонки;
3) программное обеспечение:4) тема урока на доске;
- ОС Windows XP;
- Microsoft Office PowerPoint 2003;
- Internet Explorer;
5) презентации.
Используемая литература:
1) Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ, профильный уровень (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.04 №1089);
2) Программа профильного курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на профильном уровне, автор Н.Д. Угринович
3) Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Под ред. проф. Н.Д. Угриновича.
АННОТАЦИЯ
Изучая раздел «Телекоммуникационные технологии» учащиеся узнают много интересного о Всемирной паутине. Это явление таит в себе много неизведанного, опасного и замечательного, что вызывает у школьников немало противоречивых мнений.
Урок-игра «Суд над Интернетом» позволит не только с технической стороны узнать интернет, но и человеческой, моральной, т.к. на уроке будет рассмотрены правовые аспекты работы в Интернете на основании самостоятельного поиска и осмысления дополнительного материала.
Перед началом игры, за три урока, необходимо распределить роли.
Действующие лица:
- Судья
- Обвиняемый — ИНТЕРНЕТ
- Прокурор
- Адвокат
- Свидетели защиты
- Свидетели обвинения
- Пользователь
- 12 присяжных заседателей
- Секретарь суда
- Охранники
- Публика в зале
Участникам игры, исполняющим роли, нужно сделать подборку материалов, необходимых для игры, подготовить презентации к выступлениям.
Как показывает опыт, учащиеся активно включаются в работу, находят много интересной информации: «за» и «против» Интернет, с увлечением выполняют роли, сами добавляют в сценарии много нового. Учителю остается только умело руководить всем процессом.
КОНСПЕКТ УРОКА
План урока:
1) Организационный момент (2 мин.).
2) Игра «Суд над Интернетом» (36 мин.).
3) Подведение итогов урока. Домашнее задание (2 мин.).
Ход урока:
1. Организационная часть
Учитель:
Здравствуйте. Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания по теме «Телекоммуникационные технологии». И для этого проведем не обычный урок, а урок-игру «Суд над Интернетом».
2. Игра «Суд над Интернетом»
На сцене: в центре стол и кресло судьи. Слева сидят 12 присяжных заседателей и секретарь суда, справа на скамье подсудимый ИНТЕРНЕТ и АДВОКАТ. По обе стороны от него и на входе в зал охранники.
Секретарь суда: Встать, суд идет!
Все встают. Входит судья в черной мантии.
Судья: Прошу садиться!
Слушается дело по обвинению так называемой глобальной сети ИНТЕРНЕТ по статье 273 УК «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ». Есть заявления, отводы суду, прокурору, присяжным? (…) Слушание объявляется открытым. Слово предоставляется ПРОКУРОРУ.
Прокурор (встает): Ваша честь (обращается к судье), уважаемая публика и присяжные! (поворачивается к публике) Обвиняемый ИНТЕРНЕТ опутал своей паутиной весь мир. С его помощью совершается множество преступлений. Свидетели обвинения многочисленными эпизодами докажут этот факт. Но в начале у меня вопрос: «Человечество жило много лет без ИНТЕРНЕТА. Как, когда и зачем он появился на свет?»
Адвокат: Ваша честь, позвольте вызвать нашего свидетеля — историка.
Судья: Разрешаю вызвать для дачи показаний свидетеля — историка.
Суд напоминает об ответственности за дачу ложных показаний.
1-й свидетель защиты: Клянусь говорить правду и только правду.
Судья: Ответьте на вопрос прокурора. Как, когда и зачем ИНТЕРНЕТ появился на свет?
1-й свидетель защиты: (рассказ сопровождается презентацией) Косвенным толчком создания Интернет явился запуск в Советском Союзе в 1957 году первого искусственного спутника. Уже началась холодная Война и Соединенные Штаты, понимая, что спутник — это лишь вершина айсберга советских научных исследований в военной области, увидели для себя угрозу использования ракет для нанесения ядерного удара по США. В этом же 1957 году, при департаменте обороны США было издано Агентство по научно-исследовательским проектам - ARPA. Одним из направлении работы Агентства стало создание компьютерных технологий для военных целей, в частности для связи. Перед учеными была поставлена задача создания компьютерной сети, которой могли бы пользоваться военные при ядерном нападении на страну. Сеть должна была использоваться для осуществления связи между командными пунктами системы обороны. Главным критерием при создании сети считалась неуязвимость сети к частичному разрушению во время ядерной атаки. В 1962 году в рамках Агентства ARPA были начаты работы по компьютерным проектам. Руководителем компьютерной программы был назначен Джозеф Ликлайдер. В 1966 году было начато создание компьютерной сети Арпанет. В октябре 1967 года для создания Арпанет было решено использовать концепции П. Бэрена и Дж. Ликлайдера. Суть идеи П. Бэрена состоит в том, что файл, который требуется передать по сети, разбивается на несколько частей - пакетов. Каждый пакет передается независимо от остальных. На конечном пункте в компьютере все пакеты собираются в один файл. С октября по декабрь 1969 года четыре университетских центра США - Калифорнийский университет Лос-Анжелеса, Калифорнийский университет Санта-Барбары, Стенфордский исследовательский институт и Университет штата Юта были объединены в одну сеть. 1969 год считается годом рождения Интернет, так как дальнейшие события показали, что основой Интернет стала сеть Арпанет. В 1972 году была создана общественная организация INWG — рабочая группа по международным сетям, под руководством Винсента Сёрфа. Сёрф и его коллеги ввели термин «Интернет». Сегодня Винсента Сёрфа называют «Отцом Интернета».
Судья: Есть вопросы к свидетелю?
Присяжные и публика задает вопросы по показаниям свидетеля.
Прокурор: С помощью ИНТЕРНЕТ совершают преступления хакеры. Позвольте вызвать свидетеля обвинения.
Судья: Вызываем свидетеля обвинения.
1-й свидетель обвинения: Клянусь говорить правду и только правду. (рассказ сопровождается презентацией) Некто hV2r в течение целого месяца терроризировал правительственные и военные сайты США и Канады. Только за 3 дня он взломал 10 страничек, среди которых: правительственный сайт штата Мэн, сайт Нью-Йоркского отделения по сборам налогов и финансам, сайт Департамента энергии, сайт Ньюфаундленда и Лабрадора, несколько страничек военно-морского флота США (в частности сайт военно-морской базы Норфолк). На многих из под-вергшихся атаке сайтах стоит предупреждение о том, что они являются частью компьютерной системы Правительства США. Политической подоплеки в действиях хакера не прослеживается. Результатом атаки этого хакера чаще всего является недоступность многих картинок и ссылок, а также автограф неприличного содержания.
Судья: Вызываем 2-го свидетеля обвинения.
2-й свидетель обвинения: Клянусь говорить правду и только правду. (рассказ сопровождается презентацией) Хакерская группа под грозным названием Serial Killer атаковала коммерческий сайт www. likom.com, my и оставила сообщение, что взломала сайт для того, чтобы продемонстрировать администраторам их халтуру. Хакеры уверяют создателей сайта, что ни один файл не был стерт, более того, хакеры «залатали» некоторые дыры в системе
Судья: Вызываем 3-го свидетеля обвинения.
3-й свидетель обвинения: Клянусь говорить правду и только правду. (рассказ сопровождается презентацией) Группа боснийских хакеров BOSNATEK взломала сайт Китайской национальной библиотеки. Настроены взломщики весьма агрессивно. В своем послании они обвиняют китайское правительство в коррупции и антигуманности. Почему-то особенно возмущены хакеры тем, что Китай выступает в международных конфликтах на стороне России. Попутно обвинение в коррупции и неэтичности выдвинуто и российскому правительству. Конец послания переполнен нецензурной бранью и наводит на мысль, что взломщикам нет никакого дела ни до Китая, ни до России и, тем более, до этики.
Адвокат: Хакерами просто пугают людей. Знаете, как ограбить банкомат с помощью ноутбука и кувалды?
Судья: Нет!
Адвокат: Очень просто! Подходите к банкомату, разбиваете его вдребезги кувалдой, забираете деньги и уходите. Зачем же тогда ноутбук, спросите? Отвечаю: какой же вы хакер без ноутбука...
(Смех в зале.)
Судья: Делаю вам замечание. Попрошу не отвлекаться от сути дела.
Прокурор: Ваша честь! С помощью ИНТЕРНЕТ орудуют многие мошенники! Прошу выслушать еще свидетелей обвинения.
Судья: Вызываем 4-го свидетеля обвинения.
4-й свидетель обвинения: Клянусь говорить правду и только правду. (рассказ сопровождается презентацией) Одной из популярнейших сфер активности ИНТЕРНЕТ-жуликов стали аукционы, где под «добропорядочной» крышей оказалось очень удобно заниматься нелегальной торговлей — например, сбытом краденного, спекуляцией дефицитными билетами и т. п. Многие мошенники предлагают ложные платные услуги: размещение рекламы в ИНТЕРНЕТ, включение информации о товарах в электронные каталоги ИНТЕРНЕТа, предоставление места для сайтов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
5-й свидетель обвинения: Клянусь говорить правду и только правду. (рассказ сопровождается презентацией) Но кто получил с пришествием ИНТЕРНЕТ воистину неслыханные ранее возможности, так это торговцы «липовыми» дипломами. Выход на международные просторы придал этому преступному бизнесу столь массовые масштабы, что под угрозой полной компрометации оказалась вся система заочного (или «дистанционного», как это называется в ИНТЕРНЕТе) обучения.
Прокурор: В зале есть еще свидетели обвинения. Прошу приводить примеры.
Зрители выступают со своими сообщениями.
Адвокат: Я протестую. Есть же еще положительные примеры. ИНТЕРНЕТ — это окно в деловой мир. Позвольте вызвать свидетеля — бизнесмена.
Судья: Вызываем 2-го свидетеля защиты.
2-й свидетель защиты: Клянусь говорить правду и только правду. (рассказ сопровождается презентацией) Образно говоря, в ИНТЕРНЕТе, как в бане, все равны. Это, пожалуй, единственное место, где малое предприятие может составить достойную конкуренцию монстрам большого бизнеса. В условиях ограниченности ресурсов предпринимателям вполне по силам создать в виртуальном пространстве свое WEB-представительство. Представительство — эффективный способ информирования о деятельности фирмы, ее продукции и услугах. Растет роль ИНТЕРНЕТ и как глобального рекламного ресурса. При значительной экономии средств в ИНТЕРНЕТ можно разместить неограниченное количество рекламной информации. ИНТЕРНЕТ может послужить эффективным инструментом привлечения новых клиентов и установления обратной связи путем размещения анкет и опросных листов. Представительство может работать в интерактивном режиме, то есть можно не только ознакомиться с товаром, но и оформить заказ. Огромна роль ИНТЕРНЕТа и в получении образования. Многие люди воспользовались, а еще больше воспользуются в будущем услугами дистанционного образования.
Адвокат: Некоторые банки оказывают предпринимателям помощь в виде информационного управления. Следующий свидетель расскажет о возможностях, появляющихся у малого предприятия с помощью информационного управления банка.
Судья: Вызываем 3-го свидетеля защиты.
3-й свидетель защиты: Клянусь говорить правду и только правду. (рассказ сопровождается презентацией) С помощью информационного управления банка малое предприятие может:
• заявить о себе на весь мир, заказав свою страничку или представительство на сервере, зарезервировать ее на поисковых серверах, эффективно осуществлять поиск партнеров и инвесторов для своего бизнеса;
• поддерживать информацию на страничке в актуальном состоянии;
• завести себе почтовый ящик для обмена информацией с адресатом в любой географической точке; электронная почта работает намного быстрее и стоит дешевле обычной почты;
• сделать заказ на поиск информации;
• сделать заказ на разработку своей странички или представительства;
• получить практически любую справочную информацию;
• получить обслуживание в виртуальном отделении банка.
Прокурор: А все эти иностранные слова: провайдеры, браузеры, домены, модемы... Объясните по-русски, что это значит?!
Адвокат: Я протестую! Ведь русское слово «спутник» вошло во многие языки мира, и его употребление не является преступлением!
Судья: Протест отклонен! Обвиняемый! Отвечайте на вопрос прокурора. Может быть, вам захочет помочь публика?
ИНТЕРНЕТ и публика в зале дают определение основным терминам:
HTML — язык разметки, используемый при подготовке WEB-страниц.
WEB-страница — документ, содержащий текст, графику, анимацию, другие мультимедийные объекты и гипертекстовые ссылки.
World Wide Web — абстрактное информационное пространство, охватывающее весь мир.
Брандмауэр — компьютер или программа, ограничивающие доступ к компьютерной сети извне.
Браузер — средство для просмотра WEB-страниц.
Гиперссылка — элемент WEB-страницы, выделенный цветом и подчеркиванием. Используется для быстрого перехода к другому документу World Wide Web.
Домен — общая часть имени у группы компьютеров в ИНТЕРНЕТ.
Модем — устройство для передачи цифровой информации между компьютерами посредством аналоговой телефонной линии.
Провайдер — фирма, поставщик услуг ИНТЕРНЕТ.
Прокурор и присяжные заседатели могут задавать обвиняемому и публике дополнительные вопросы.
Судья: А какая польза от ИНТЕРНЕТ, например, образованию?
Адвокат: (рассказ сопровождается презентацией) С помощью ИНТЕРНЕТ можно получить доступ к обучающим программам, к системе дистанционного образования, особенно интересно изучать искусство, используя сайты различных музеев. Вы сможете путешествовать по залам Эрмитажа, не выходя из дома и не толкаясь в толпе туристов. Вы сможете попасть в Белый дом в Вашингтоне, познакомиться с семьей американского президента. Правда, для этого нужно еще знать английский язык.
Прокурор: То есть необходимо еще найти учителя английского языка!
Судья: Что вы можете сказать на это?
Адвокат: Для изучения английского языка не надо искать учителя! Вам поможет ИНТЕРНЕТ.
ИНТЕРНЕТ: (рассказ сопровождается презентацией) С помощью сайта www.intellekt.aanet.nj вы можете получить информацию о замечательных программах для изучения иностранного языка. Впервые в России создан «Звездный курс» — компьютерная программа мирового уровня для изучения иностранного языка. Ведущие специалисты из Оксфорда и других научных центров мира были привлечены для ее создания. Работая с этой программой, вы получаете полноценный учебный курс, который позволит овладеть чтением, письмом и разговорной речью. Если вам не удается освоить какой-либо материал, то программа выдаст его в ином, более понятном изложении.
Прокурор: Для подключения к ИНТЕРНЕТ требуется куча денег: нужен компьютер, модем, нужно оплатить услуги провайдера! Как же сможет школьник работать в ИНТЕРНЕТ, если у него этого нет?
Адвокат: Но ведь как раз для этого и создан Центр — ИНТЕРНЕТ, который имеет лицензию на образовательную деятельность и предоставляет всем желающим услуги ИНТЕРНЕТ. Если вы захотите поработать на компьютере в ИНТЕРНЕТ, вам достаточно приехать в Центр — ИНТЕРНЕТ.
Судья: Интересно, а что еще можно делать с помощью ИНТЕРНЕТ?
Адвокат: Прошу вызвать Пользователя для дачи показаний.
Судья: Прошу ответить Пользователя на поставленный вопрос.
Пользователь: (рассказ сопровождается презентацией) При создании Арпанет практически ставилась задача передачи текстовых сообщений. Если использовать современную терминологию, то речь шла об электронной почте. Первоначально сеть и использовалась в основном для этих целей. При помощи электронной почты можно передавать любые файлы — текстовые, графические, звуковые, видео и другие. Интернет предоставляет людям огромные информационные ресурсы по различным областям знания, жизни человека и общества. Тексты, базы данных, графические изображения, музыкальные и видеофрагменты, которые хранятся на серверах Интернет, могут удовлетворить интерес и потребности большинства пользователей сети, а ведь объем информации в Интернет растет с каждым часом! Но кроме информационных ресурсов Интернет обладает огромными возможностями по организации связи и общения между людьми. Кроме электронной почты сейчас существует возможность голосового общения по Интернет — Интернет-телефон. Более того, технология Интернет обогнала обычные телекоммуникационные технологии и предоставила реальную возможность осуществления видеотелефонной связи. При помощи цифровых видеокамер можно организовать видеоконференции — общение с одним или несколькими пользователями сети. Во время видеоконференции вы видите собе-седника на экране своего монитора. Это очень удобный способ общения, но он требует определенных условий — высокоскоростных линий связи и цифровых видеокамер у всех собеседников. Если пользователи сети не имеют таких условий, то они могут организовать общение или обсуждение проблем при помощи телеконференций. В современную телевизионную эпоху термин «телеконференция» сразу ассоциируется с телевидением, но на самом деле телеконференции ничего общего с телевидением не имеют. Телеконференция — это способ организации общения в Интернете при помощи текстовых сообщений. Телеконференция базируется на системе электронной почты. Чтобы организовать телеконференцию, необходимо иметь Интернет-сервер и почтовый ящик. На сервере публикуется тема телеконференции. Все желающие обсудить тему пересылают свои отзывы по электронной почте. Письма автоматически помещаются на сервер. Так постепенно на сервере появляются тексты с обсуждением темы. Дискуссию по теме может просмотреть любой посетитель сервера. Если тема его заинтересует, он может принять участие в телеконференции. Кроме телеконференций существуют доски объявлений. Доска объявлений отличается от телеконференции только тем, что нет конкретной темы сообщений, и каждый, кто хочет сделать сообщение, пересылает его по электронной почте.
Судья: Обвиняемый, ваше последнее слово!
ИНТЕРНЕТ: Что же представляет собой сегодня глобальная сеть Интернет? (рассказ сопровождается презентацией) Сегодня Интернет — это объединение большого количества сетей. Каждая сеть состоит из десятков и сотен серверов. Серверы соединены между собой напрямую различными линиями связи: кабельными, наземной радиосвязью, спутниковой радиосвязью. К каждому серверу подключается большое количество компьютеров и локальных компьютерных сетей, которые являются клиентами сети. Клиенты могут соединяться с сервером не только по прямым линиям, но и по обычным телефонным каналам. К концу 1999 года сеть Интернет объединила 160 тысяч глобальных сетей из 235 стран мира. Число Интернет-серверов достигло 43,2 миллионов, из них 2,27 миллиона WEB-серверов, число клиентских компьютеров, которые подключаются к Интернет по телефонным линиям, вообще не поддается подсчету.
Судья: Попрошу присяжных вынести вердикт.
Присяжные: Не виновен.
Судья: Освободить обвиняемого. Слушание дела закончено.
3. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Сегодня на уроке мы повторили и обобщили полученные знания о телекоммуникационных технологиях и компьютерной сети Интернет, о правовых аспектах работы с информацией.
В качестве домашнего задания предлагаю вам разгадать кроссворд по теме «Телекоммуникационные технологии». Каждый учащихся получает карточку с кроссвордом.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Круглова Татьяна Владимировна
→ tatjanka76 15.11.2010 2 7350 1431 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.