Интегрированный урок по информатике и русскому языку "Путешествие в Город Мастеров" в 5 классе.
Учитель русского языка Боронина И.Ю.
Учитель информатики Киктенко Н.В.,
МОУ СОШ №7 г.Невинномысска
Цель урока: Научить учащихся работать со средствами автоматической проверки текстов.
Задачи урока:
• образовательные: закрепить знания учащихся по темам “правописание знаков препинания” и “правописание слов с двойными согласными”;
• развивающие: совершенствование умственной деятельности учащихся, развитие мышления учеников
• воспитательные: повышение мотивации учащихся путём использования нестандартных задач и игрового закрепления материала; сознательное усвоение материала учащимися.
Форма: урок-игра. Урок состоит из 2 блоков:
1. Информатика: Оформление знаков препинания.
2. Русский язык: “Правописание слов с двойными согласными”
Оборудование:
1. ПТК “Роботландия”: Текстовый редактор “Микрон”
2. Файлы с компьютерными диктантами.
3. Карточки-задания для информзарядки и игр.
4. Блок-схема “Знаки препинания”.
5. Правило по русскому языку “Правописание двойных согласных”.
6. “Строительный материал” для строительства “Города Мастеров”.
7. Презентация к уроку
Содержание урока
1. Игра “Путешествие в Город Мастеров”
Сегодня на уроке мы “совершим путешествие” в “Город Мастеров”. На пути нам будут встречаться различные “препятствия”, которые можно преодолеть, выполняя задания по теме урока. За выполненные задания будут начисляться баллы, которые затем вы обменяете на “строительный материал” и построите “Город Мастеров”. Чем больше баллов вы наберете, тем больше вы наберете “строительного материала” и красивее получится “Город Мастеров”.
Класс разделим на две “Стройбригады”. Предлагаю выбрать название своей бригаде. Для примера: “Любознашки”, “Знайки”, “Всезнайки”, “Микрошки”, “Информашки”.
2. Тема урока “Компьютерный диктант”
1. Блок первый: “Знатоки информатики”.
1. Понятия формализованной и неформализованной человеческой деятельности.
Бухгалтер при начислении налога пользуется строгими правилами, по которым он может получить результат, - величину зарплаты умножает на установленную законом долю, которая составляет налог.
А художник, создающий новую картину, наряду с правилами, которым его научили учителя, вкладывает в картину свои переживания, чувства, настроение-то, что не поддается формальным описаниям.
Поэтому в первом примере (про бухгалтера) можно говорить о машинном решении задачи. Компьютеры, действительно, всё чаще стали использовать при начислении зарплаты, налогов.
Во втором примере компьютер не поможет, потому что никто не умеет определить правила, по которым возникают чувства и настроения. А коль скоро нет формальных правил, то нельзя написать и команды компьютеру, которые должны быть точными и однозначными.
Приведите свои примеры формальных и неформальных работ на школьных предметах.
(Учащиеся приводят свои примеры.)
Формальные Не формальные
Диктант по русскому языку
Упражнение по русскому языку
Пример по математике Сочинение
Изложение
Поделка, Шитье, Вязание
На уроках русского языка и математики можно применять компьютер для выполнения этих упражнений В этих примерах нельзя применить компьютер
2. Шифровка
Какая из компьютерных программ страны “Роботландии” больше всего подходит для проведения уроков русского языка? Для этого разгадаем шифровку (цифры указывают на порядок букв, которые надо взять в такой же фигуре):
2) Загрузите “Микрон”
3) Для чего можно использовать Микрон?
4) Повторение основных понятий:
- редактирование:
исправление неправильных символов на правильные;
Удаление лишних символов: Delete
Вставка пропущенного символа: Insert
- центрирование: Ctrl + пробел
- форматирование: F5
3. Знаки препинания
Уточним понятие “форматирование”. Форматирование – выравнивание текста по правому краю. За счёт чего происходит это выравнивание? За счёт пробелов.
При наборе текста между словами нажимается пробел (один пробел). А при форматировании компьютер к нему добавляет один или несколько пробелов для выравнивания правого края. Поэтому при наборе пробелов надо следовать строгим правилам, а то может получиться так, что строка начинается с точки или запятой.
Правила оформления знаков препинания
Знак препинания ставится рядом со словом, после него обязательно ставится пробел.
Блок – схема вывешивается на доску.
Оформления знаков препинания
Точка А._А
Восклицательный знак А!_А
Вопросительный знак А?_А
Запятая А,_А
Точка с запятой А;_А
Двоеточие А:_А
Многоточие А…_А
Тире А_-_А
Дефис А-А
Скобка открывающаяся А_(А
Скобка закрывающаяся А)_А
Кавычки _ “А”_
Здесь буквой А обозначены слова, знаком подчёркивания “_” - пробелы.
Пояснения.
Тире ( от франц. Tirer – тянуть) – знак препинания в виде длинной горизонтальной черты, используемый для выделения или разделения синтаксических конструкций и т.п.
Дефис ( division - разделение) короткая горизонтальная черта – знак, употребляемый при разделении (на письме) слова на части, например при переносе, написании некоторых слов, между словом и приложением к нему и т.п. ( Москва-река, по-моему, северо-восток)
4. Игра “Пишущая машинка”.
Дан текст.
Ученики по очереди называют буквы этого текста;
Пробел – все должны встать;
Когда надо поставить знак препинания – все топают ногой;
В конце строки – все должны хлопнуть в ладоши.
Кто ошибается, тот выходит из игры.
Результат игры.
Результат подсчитывается по формуле:
Кол-во оставшихся учеников * 5.
1) Загрузите файл для игры “Пишущая машинка”: KOR
Нажать клавишу Esc;
Выбрать из предлагаемого меню: Каталог
Выбрать: *.*
Выбрать KOR.
Файл KOR:
Кораблик
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан!
2) Игра “Пишущая машинка”
3) Подведение итогов игры.
2. Блок второй: “Знатоки русского языка”.
1. Повторение по русскому языку.
- Сравните выделенные слова:
Заплатить в кассу – заплести ленту в косу
Тонна овощей – в споре не повышай тона
- Есть ли различия в произношении согласных на месте букв с, н в этих словах? Какие из них можно тянуть?
Долгие согласные звуки обозначаются двумя буквами.
Приведите примеры таких слов (касса, тонна, антенна, бассейн, троллейбус, Анна, Римма, …)
2. Информзарядка.
Каждый путешественник должен быть сильным, ловким, находчивым, бодрым и смелым. Эти качества можно у себя выработать, делая зарядку.
Упражнение 1.
Исходное положение – руки вдоль туловища.
Демонстрируются слова (по одному):
Касса, Антенна, Коллектив, Русский, Бассейн, Троллейбус
При правильной записи – вытянуть руки вперед, при неправильной – поднять руки вверх.
Упражнение 2.
Исходное положение – руки на поясе.
Демонстрируются слова(по одному):
Кросс, Хоккей, Кассета, Трупа, Аппарат, Тона
При правильной записи – повернуться направо, при неправильном – налево.
3. Словарный диктант.
- Как работает режим Диктант.
Полученный в режиме “Диктант” текст не виден на экранах. Этот невидимый текст используется для буквального, посимвольного сравнения с тем текстом, который создаётся учеником в ходе урока. При сравнении игнорируются лишние пробелы, пустые строки и знаки переноса.
Замечание.
Знаков переноса лучше избегать (ведь при форматировании в Микроне слова переносятся автоматически).
Но если всё же вы делаете перенос вручную, то надо использовать не тире, а именно знак переноса – дефис (Ctrl + -).
- загрузите Диктант: Esc, Диктант, DIC33
- Набираем слова диктанта на компьютере.
Касса, тонна, антенна, коллектив, перрон, кристалл, троллейбус, русский, искусство, аккуратный, бассейн, жужжать, ванна, Анна.
- Проверка диктанта: F10
- Исправление ошибок.
- Подсчет результатов: Количество диктантов без ошибок.
4. Шифровка.
Заменить одним словом с двойными согласными:
Бег, лыжные гонки
Спортивная игра на льду или траве
Цифровая оценка результатов состязаний
На судне круглое окно с прозрачным стеклом
Прибор, устройство
Коллектив артистов театра или цирка
Упаковочный материал из прозрачной плёнки
Магнитофонная
Результат: Количество правильных слов.
3. Блок третий: “Город Мастеров”.
1. Подведем подсчет полученных баллов в процессе выполнения заданий по каждой из стройбригад.
2. Обменяем баллы на “Стройматериалы” и построим свой “ГородМастеров”.
Ребята “Строят” свой “Город”.
Образец “Города Мастеров”
3. Подведение итогов.
Чей “Город” получился больше и лучше? Почему? Какие выводы можно сделать из сегодняшней игры?
4. Заключительный блок.
Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Для чего нужен режим Диктант в Микроне?
Как компьютер проверяет Диктант?
Как пишутся знаки препинания в тексте?
Литература:
И.Г.Дерябина. Преподавание информатики в начальной школе с применением личностно ориентированной технологии. Журнал “Информатика в школе” №4-2005. Стр. 44, 69-75
Автор: Боронина Ирина Юрьевна
→ КиктенкоНВ 21.01.2011 2 7471 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.