Элективный курс по русскому языку "Комплексный анализ текста как один из способов формирования тестовой компетенции"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
г.Соль-Илецка Оренбургской области
Элективный курс
«Комплексный анализ текста как один из способов
формирования текстовой компетенции»
( для учащихся 9 – 11 классов)
17 часов
Программу курса составила
учитель русского языка и
литературы
Милютина Н.В.
Элективный курс
«Комплексный анализ текста как один из способов
формирования текстовой компетенции»
Пояснительная записка
Элективный курс «Комплексный анализ текста как один из способов формирования текстовой компетенции» рассчитан на 17 часов. Учащимся 9-х классов он поможет при подготовке к сдаче ГИА в новой форме, а для учащихся 10-11 классов – один из видов подготовки к ЕГЭ.
Курс состоит из разделов:
1. Комплексный анализ текста (КАТ) как один из способов реализации педагогической технологии формирования текстовой компетенции.
2. Работа над текстом.
3. Виды грамматического разбора.
4. Целостное рассмотрение текста.
Цель курса: овладение учащимися практической грамотностью, языковой и речевой компетентностью; тренировка зрительной памяти, орфографической зоркости при детальном исследовании текстов; активизация пассивного словаря учащихся.
Для того, чтобы учащиеся достигли высокого уровня речевой культуры, подразумевающего соблюдение языковых норм, владение всеми стилями и жанрами русского литературного языка, умение написать текст в любом жанре, необходимо решить ряд задач.
Задачи курса:
- при работе с текстом вырабатывать умение доказывать, что предложенный отрывок является текстом, с этой целью обращать внимание на тему, композицию, лексические и грамматические связи, опорные слова;
- анализируя содержание текста, выделять главные и второстепенные мысли, делить текст на смысловые отрезки и устанавливать между ними логическую связь, находить опорные слова;
- в процессе работы над текстом определять тему текста, функциональный стиль и тип речи, что способствует формированию навыков устной монологической речи в её жанровом и стилистическом своеобразии;
- систематически повторять фонетику, лексику, орфографию, орфоэпию, пунктуацию, стилистику, синтаксис, которые формируют навыки грамотного письма, грамотную устную и письменную речь.
КАТ предполагает не только выработку практических навыков грамотного письма и речевого развития, но и даёт каждому учащемуся возможность реализовывать и развивать свой потенциал, поэтому программа рассчитана на выработку следующих основных умений:
- систематизировать имеющиеся знания, заполнить существующие «пробелы»;
- самостоятельно анализировать текст, видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом;
- наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте и интерпретировать текст;
- редактировать свою и чужую письменную речь, качественно её изменять;
- овладев умением осмысленно читать текст и комментировать авторские приёмы, развивать способности по созданию связных текстов.
Таким образом, учёт внутреннего опыта учащихся и опора на их познавательные способности на уроках КАТ становятся необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений, навыков и делают процесс обучения полезным и увлекательным.
Занятия по курсу предполагают повторение уже известных языковых фактов, но во многом на более высоком уровне. Сложность рассматриваемых вопросов нарастает. Чтобы облегчить учащимся проведение КАТ на более высоком уровне, помочь подготовиться к ГИА или ЕГЭ, учебной работе в вузе, ссузе, в курс включены вопросы, выходящие за пределы школьной программы.
Изучение курса предполагается построить в форме уроков-практикумов, лекций, уроков-поисков. Содержание курса включает в себя поисковую, творческую, самостоятельную (индивидуальную, коллективную) работу учащихся. Форма итогового контроля – КАТ.
I Введение
Комплексный анализ текста как один из способов реализации педагогической технологии формирования текстовой компетенции.
II Работа над текстом
Текст и его строение. Определение функционального стиля текста. Работа со смысловыми типами речи. Работа с основной мыслью текста. Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли (тезиса). Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста. Анализ изобразительно-выразительных средств языка, оформляющих функциональные стили речи.
III Виды грамматического разбора
Фонетический, орфографический, морфологический разбор слов, морфемный и словообразовательный анализ, синтаксический разбор словосочетаний и предложений.
IV Целостное рассмотрение текста
Комплексный анализ текстов различных стилей речи.
Тематическое планирование элективного курса
«Комплексный анализ текста как один из способов формирования
текстовой компетенции»
№ |
Тема занятия |
Повторение орфографии
|
Повторение синтаксиса |
Вид работы |
1. |
Текст и его строение. Признаки текста. |
Правописание гласных в корнях с безударной гласной, при чередовании звуков |
Словосочетания, их виды |
Индивидуальная,анализ текстовых отрывков, определение признаков текста |
2. |
Определение функционального стиля речи |
Слова с непроверяемой гласной в корне слова, гласные после шипящих и Ц. |
Простое предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Варианты форм сказуемого. |
Групповая, работа по тексту и по тестам.
Творческая, Написание мини-сочинения. |
3. |
Работа со смысловыми типами речи |
Правописание согласных в корне слова (удвоенные, непроизносимые, парные). |
Тире в простом и сложном предложениях.
|
Индивидуальная, работа по текстам. |
4. |
Тема текста и его микротемы. |
Правописание приставок |
Однородные члены предложения |
Самостоятельная работа. |
5. |
Работа с основной мыслью текста |
Правописание суффиксов и окончаний |
Вводные и вставные конструкции. Обращения. |
Индивидуальная, Работа по текстам. |
6. |
Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли (тезиса) |
Правописание Н и НН |
Обособленные члены предложения. |
Поисковая, групповая, работа по тестам. |
7. |
Практическое занятие - КАТ |
Правописание Ъ и Ь |
Присоединительные конструкции. Уточняющие члены предложения. |
Самостоятельная работа. |
8. |
Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста. |
Правописание частиц НЕ и НИ. |
Сложносочинённые предложения, знаки препинания при них. |
Поисковая, индивидуальная. |
9. |
Смысловые и грамматические связи предложений. |
Правописание наречий |
Сложноподчинённые предложения, их виды |
Контрольная работа. |
10. |
Анализ композиции текста. |
Правописание предлогов |
Бессоюзные сложные предложения. |
Групповая, работа по отрывкам из произведений. |
11. |
Изобразительно-выразительные средства языка. |
Правописание союзов |
Синтаксические конструкции с союзом КАК |
Поисковая работа, индивидуальная. |
12. |
Урок-поиск «Средства выразительности языка в тексте художественного стиля» |
Правописание частиц и междометий. |
Сложные предложения с различными видами связи. |
Самостоятельная поисковая работа. |
13. |
Языковой анализ текста. Создание собственных текстов. |
Слитное, дефисное и раздельное написание слов. |
Прямая и косвенная речь |
Творческая индивидуальная работа |
14. |
Урок – практикум «КАТ» |
Слитное, дефисное и раздельное написание слов |
Стилистические функции порядка слов |
Выборочная работа |
15. |
Комплексный анализ публицистического текста |
Правописание глаголов и деепричастий |
Стилистика сложных синтаксических конструкций. |
Групповая работа по текстам. |
16. |
Комплексный анализ научного текста |
Правописание прилагательных и причастий |
Стилистические фигуры речи. |
Индивидуальная работа по текстам. |
17. |
Контрольная работа. Комплексный анализ текста. |
Классификация типов ошибок. |
Стилистические особенности прямой и косвенной речи. |
Индивидуальнаяконтрольная творческая работа |
Список используемой литературы.
1. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. – М. : Айрис-пресс, 2004.
2. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1983.
3. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение заданий части 3 (С). – М.: Экзамен,2005.
4. РозентальД.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Айрис-пресс, 1999.
5. Смирнова М.М. Русский язык и культура речи: комплексный анализ текста. Методические рекомендации по проведению устного и письменного экзамена по русскому языку и культуре речи. Интернет, 2004
На странице приведен фрагмент.
Автор: Милютина Наталья Владимировна
→ НатМил 15.05.2011 3 13956 3319 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.