Теория и практика написания сочинения (элективный курс для подготовки к ЕГЭ по русскому языку); 10 класс
Вершинина Людмила Анатольевна
учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ №15»
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ
( элективный курс для подготовки к ЕГЭ по русскому языку)
Пояснительная записка
Элективный курс «Теория и практика написания сочинения» составлен на основании Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (утвержден приказом МО от 05.03.04 №1089) и призван повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить учащихся к выпускным экзаменам. Программа курса (34 часа) рассчитана на учащихся 10 классов и представляет систему поэтапной работы над сочинением, которое предлагается написать в части 3 (С1) единого государственного экзамена. Задание С1 (сочинение) является заданием повышенного уровня сложности. Особенностью данного курса является его ориентированность на совершенствование умений в области письменной речи.
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Часть 3 (С1) – это задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Данный курс позволяет работать над развитием умения воспринимать и понимать первичный текст, умения выражать собственное мнение, доказывать его, используя примеры читательского и жизненного опыта. Учащимся предлагается система работы, назначение которой помочь научиться писать сочинения части С ЕГЭ и овладеть умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. На занятиях предусматривается как индивидуальная, так и групповая, парная деятельность учащихся.
Цель курса: помочь успешно справиться с заданием части С; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи, продолжить формирование умения работать с текстами художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами.
Задачи курса: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала; овладение нормами русского литературного языка.
В процессе обучения учащиеся отрабатывают следующие умения:
1) опознавать языковые единицы;
2) группировать языковые явления по определенным признакам, давать анализ и характеристику изученных языковых единиц;
3) правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами; правильно образовывать формы слов; грамотно строить предложения разных структур;
4) находить в слове орфограммы, а в предложениях смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания;
5) сформировать умение воспринимать и понимать первичный текст, развить умение выражать собственное мнение, логично и последовательно строить свое высказывание;
6) создавать тексты разных типов и стилей речи.
Курс позволяет осуществить практическую деятельность школьников. Ученику предлагаются тексты для анализа, тренировочные упражнения, сочинения учащихся, с помощью которых он может подготовиться к ЕГЭ и объективно замерить уровень своей подготовки. Содержание заданий соответствует требованиям к уровню подготовки по русскому языку за курс полной средней школы. Оценка учебных достижений осуществляется при защите итоговой работы (сочинение).
Все виды учебной деятельности учащихся на занятии, все виды упражнений подчинены комплексной задаче - развитию речи учащихся, усвоению практической грамотности - и составляют единую методическую систему. Задания помогают формировать:
- лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
- коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Письменные работы учащихся, сопровождающие каждое занятие, проверяются индивидуально и содержат индивидуальные практические рекомендации.
Итоговая работа по элективному курсу оценивается в соответствии с КРИТЕРИЯМИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ, данными в демонстрационном варианте контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по русскому языку.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу изучения курса
Учащиеся, изучившие курс, должны знать:
– общие сведения о русском языке;
– определения основных изученных единиц языка и категорий;
– орфографические и пунктуационные правила;
– осмысленно обосновывать свой ответ, приводя и анализируя соответствующие примеры.
У м е т ь:
- анализировать содержание читаемого текста;
- формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;
- аргументированно доказывать собственную позицию;
- структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;
- использовать в речи вариативные грамматические конструкции и лексическое богатство языка, опыт использования выразительных средств;
- совершенствовать и редактировать тексты, находить содержательные и языковые ошибки и недочеты и исправлять их.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для учащихся
• ЭГЕ 2012. Русский язык. Тренировочные задания. И.П.Цыбулько, С.И.Львова. В.А.Коханова. – М.:Эксмо, 2012.
Для учителя
• ЭГЕ 2012. Русский язык. Тренировочные задания. И.П.Цыбулько, С.И.Львова. В.А.Коханова. – М.:Эксмо, 2012.
• Программа для общеобразовательных заведений под редакцией Т. Баранова-М.: «Дрофа», 2001 .
• Долинина Т.А. Русский язык 10-11 классы. Алгоритм написания сочинения. Учебное пособие. – Екатеринбург, ИРРО, 2008
Список использованных источников
ЭГЕ 2012. Русский язык. Тренировочные задания. И.П.Цыбулько, С.И.Львова. В.А.Коханова. – М.:Эксмо, 2012.
Программа для общеобразовательных заведений под редакцией Т. Баранова-М.: «Дрофа», 2001 .
Долинина Т.А. Русский язык 10-11 классы. Алгоритм написания сочинения. Учебное пособие. – Екатеринбург, ИРРО, 2008.
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вершинина Людмила Анатольевна
→ lyuda123456 04.09.2012 0 22768 6436 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.