Программа факультативного курса «Практический курс речеведения»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Марьевская основная общеобразовательная школа им. В.Д.Фёдорова»
Программа факультативного курса
по русскому языку
для учащихся 9 класса
Марьевка
2009
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Марьевская основная общеобразовательная школа им. В.Д.Фёдорова»
Русский язык
Программа факультативного курса
«Практический курс речеведения»
для учащихся 9 класса
Обсуждена на Составитель:
заседании методического Бочкова Н.Ю.
объединения учитель русского языка
Протокол № ______
От «___»___________2009г.
Руководитель МО_________
Рассмотрена Утверждена
педагогическим советом приказ №____
Протокол №____ от «___»_________2009г.
от «___»___________2009 г. Директор________
_____________________
Марьевка
2009
Содержание
Пояснительная записка ………………………………………………....3
Календарно-тематический план …………………………………...4 - 5
Содержание учебной программы………………………………………6
Список литературы……………………………………………………....7
Список ключевых слов…………………………………………………..8
Пояснительная записка
Полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к экзамену по русскому языку в 9 классе. Результаты ЭГЕ свидетельствуют о том, что особые затруднения у выпускников вызывает написание сочинения-рассуждения. При существующем количестве часов по русскому языку в 9 классе (68 часов в учебном году, 2 раза в неделю) учителю необходимо не только объяснить и закрепить материал по синтаксису и пунктуации сложного предложения, но и подготовить учащихся к написанию изложения и сочинения-рассуждения. Предоставленный курс помогает учителю преодолеть трудности в подготовке учащихся к сочинению-рассуждению к ЭГЕ в 9 классе.
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста. Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения. Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой.
Цели данной программы:
-научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;
-подготовить учащихся к сдаче школьного и вступительного экзамена по русскому языку;
-оказать помощь при формировании нравственной позиции;
-способствовать интеллектуальному развитию ученика;
-воспитывать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия |
Наименование темы |
Кол-во часов |
Формы контроля |
Дата проведения |
1
2-3
4-5
6
7-8
9
10-11
12-13
14
15-16
17-18
19-20
21
22-23
24-25
26
27-28
29
30-31
32
33-34 |
Введение. Что изучает лингвистика?
Стили и типы речи. Лингвистический анализ текста.
Сочинение-рассуждение. Основные требования к творческой работе.
Обучающее сочинение-рассуждение по памяти.
Средства выразительности речи. Лингвистический анализ текста.
Лингвистический анализ текста художественного стиля.
Виды связи предложений в тексте. Лингвистический анализ текста.
Сочинение-рассуждение о русском языке.
Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.
Рецензирование творческих работ на основе примеров.
Лингвистические тайны текста (конкурс по русскому языку).
Сочинение-рассуждение о Родине.
Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.
Работа с текстом о нравственных проблемах.
Обучающее сочинение-рассуждение о правилах поведения с окружающими.
Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.
Сочинение-рассуждение о нравственных проблемах.
Рецензирование и редактирование собственных творческих работ о нравственности.
Обучающее сочинение - рассуждение по словам мудрых людей о нравственности.
Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.
Творческая мастерская. Сочинение - рассуждение по словам мудрых людей.
|
1
2
2
1
2
1
2
2
1
2
2
2
1
2
2
1
2
1
2
1
2
|
Тв./р
Тв./р
Тв./р, тест
Тест
с/р
с/р тест
Тв./р
с/р
с/р
тв./р
тв./р тест
с/р
тв./р
тв./р
с/р
тв./р
с/р
тв./р
с/р
тв./р |
|
|
ВСЕГО: |
34 ч. |
|
|
Содержание программы
Наименование раздела |
Количество часов |
РАЗДЕЛ 1. Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. Повторение стилистики.
РАЗДЕЛ 2. Обучающее сочинение по тексту. Лингвистический анализ текста.
РАЗДЕЛ 3.Рецензирование и редактирование творческой работы.
РАЗДЕЛ 4. Самостоятельная творческая работа. |
5
18
7
4 |
ИТОГО: |
34 часа |
Список литературы
Кафедра русского языка. Система работы с одаренными детьми: современные технологии, рекомендации, мероприятия / авт. – сост. О.В.Касперская. –Волгоград: учитель, 2010. – 119 с.
Русский язык. 5 – 9 классы. Изучение речеведческих понятий: конспекты уроков, измерительные и дидактические материалы / авт. – сост. А.А.Фешина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 268с.
Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический курс речеведения / авт. – сост. Л.А.Кобзарева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 133 с.
Список ключевых слов
Гипербола
Лингвистика
Литота
Метафора
Научный стиль
Нравственность
Описание
Основная мысль
Официально-деловой стиль
Параллельная связь
Перифраза
Повествование
Публицистический стиль
Разговорный стиль
Рассуждение
Редактирование
Рецензирование
Сочинение-рассуждение
Сравнение
Стили речи
Тезис
Типы речи
Художественный стиль
Цепная связь
Эпитет
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бочкова Наталья Юрьевна
→ BN 24.10.2009 3 10429 3712 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.