Программа факультативного курса «Практический курс речеведения»





Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Марьевская основная общеобразовательная школа им. В.Д.Фёдорова»












Программа факультативного курса

по русскому языку

для учащихся 9 класса
























Марьевка

2009

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Марьевская основная общеобразовательная школа им. В.Д.Фёдорова»








Русский язык

Программа факультативного курса

«Практический курс речеведения»

для учащихся 9 класса






Обсуждена на Составитель:

заседании методического Бочкова Н.Ю.

объединения учитель русского языка

Протокол № ______

От «___»___________2009г.

Руководитель МО_________





Рассмотрена Утверждена

педагогическим советом приказ №____

Протокол №____ от «___»_________2009г.

от «___»___________2009 г. Директор________

_____________________



Марьевка

2009

Содержание


  1. Пояснительная записка ………………………………………………....3

  2. Календарно-тематический план …………………………………...4 - 5

  3. Содержание учебной программы………………………………………6

  4. Список литературы……………………………………………………....7

  5. Список ключевых слов…………………………………………………..8





























Пояснительная записка


Полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к экзамену по русскому языку в 9 классе. Результаты ЭГЕ свидетельствуют о том, что особые затруднения у выпускников вызывает написание сочинения-рассуждения. При существующем количестве часов по русскому языку в 9 классе (68 часов в учебном году, 2 раза в неделю) учителю необходимо не только объяснить и закрепить материал по синтаксису и пунктуации сложного предложения, но и подготовить учащихся к написанию изложения и сочинения-рассуждения. Предоставленный курс помогает учителю преодолеть трудности в подготовке учащихся к сочинению-рассуждению к ЭГЕ в 9 классе.

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста. Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения. Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой.

Цели данной программы:

-научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;

-подготовить учащихся к сдаче школьного и вступительного экзамена по русскому языку;

-оказать помощь при формировании нравственной позиции;

-способствовать интеллектуальному развитию ученика;

-воспитывать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.

Календарно-тематическое планирование


занятия

Наименование темы

Кол-во часов

Формы контроля

Дата проведения

1



2-3



4-5




6



7-8



9



10-11




12-13



14




15-16



17-18



19-20



21




22-23



24-25




26




27-28



29





30-31




32





33-34

Введение. Что изучает лингвистика?


Стили и типы речи. Лингвистический анализ текста.


Сочинение-рассуждение. Основные требования к творческой работе.


Обучающее сочинение-рассуждение по памяти.


Средства выразительности речи. Лингвистический анализ текста.


Лингвистический анализ текста художественного стиля.


Виды связи предложений в тексте. Лингвистический анализ текста.


Сочинение-рассуждение о русском языке.


Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.


Рецензирование творческих работ на основе примеров.


Лингвистические тайны текста (конкурс по русскому языку).


Сочинение-рассуждение о Родине.


Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.


Работа с текстом о нравственных проблемах.


Обучающее сочинение-рассуждение о правилах поведения с окружающими.


Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.


Сочинение-рассуждение о нравственных проблемах.


Рецензирование и редактирование собственных творческих работ о нравственности.


Обучающее сочинение - рассуждение по словам мудрых людей о нравственности.


Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.



Творческая мастерская. Сочинение - рассуждение по словам мудрых людей.





1



2



2




1



2



1



2




2



1




2



2



2



1




2



2




1




2



1





2




1





2








Тв./р



Тв./р




Тв./р, тест


Тест



с/р



с/р

тест



Тв./р



с/р




с/р



тв./р



тв./р

тест


с/р




тв./р



тв./р




с/р




тв./р



с/р





тв./р




с/р





тв./р



ВСЕГО:

34 ч.













Содержание программы


Наименование раздела

Количество часов

РАЗДЕЛ 1. Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. Повторение стилистики.


РАЗДЕЛ 2. Обучающее сочинение по тексту. Лингвистический анализ текста.


РАЗДЕЛ 3.Рецензирование и редактирование творческой работы.


РАЗДЕЛ 4. Самостоятельная творческая работа.

5



18



7



4


ИТОГО:


34 часа






























Список литературы


  1. Кафедра русского языка. Система работы с одаренными детьми: современные технологии, рекомендации, мероприятия / авт. – сост. О.В.Касперская. –Волгоград: учитель, 2010. – 119 с.

  2. Русский язык. 5 – 9 классы. Изучение речеведческих понятий: конспекты уроков, измерительные и дидактические материалы / авт. – сост. А.А.Фешина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 268с.

  3. Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический курс речеведения / авт. – сост. Л.А.Кобзарева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 133 с.






























Список ключевых слов


Гипербола


Лингвистика

Литота


Метафора


Научный стиль

Нравственность


Описание

Основная мысль

Официально-деловой стиль


Параллельная связь

Перифраза

Повествование

Публицистический стиль


Разговорный стиль

Рассуждение

Редактирование

Рецензирование


Сочинение-рассуждение

Сравнение

Стили речи


Тезис

Типы речи


Художественный стиль


Цепная связь


Эпитет












Полный текст материала Программа факультативного курса «Практический курс речеведения» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бочкова Наталья Юрьевна  BN
24.10.2009 3 10429 3712

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК