Элективный курс "Синтаксис словосочетания и простого предложения"; 8 класс
Элективный курс «Синтаксис словосочетания и простого предложения » предназначен для учащихся 8 класса и рассчитан на 34 часа. Элективный курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 8 классе. Вопросы, рассматриваемые на курсе, дополняют и расширяют обязательное содержание программы по русскому языку и в тоже время примыкают к основному курсу.
Теоретическая часть элективного курса составлена на основе учебника : Валгина Н.С.
Синтаксис современного русского языка: Учебник М.: Агар, 2000. 416 с.
Практическая часть элективного курса составлена на основе:
1) О.А. Селеменева Лабораторные работы по синтаксису словосочетания и простого предложения: учебное пособие. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2010. – 154 с.
2)Сборника тестовых заданий и упражнений по русскому языку для старшеклассников и абитуриентов./Под ред. Г. Н. Потаповой.- М.:2010 г. – 125с.
Цель курса – углубление и систематизация знаний по основным темам курса «Синтаксис словосочетания и простого предложения .
Задачи элективного курса:
1)получить прочные теоретические сведения о синтаксической подсистеме современного русского литературного языка,
2)знать единицы этой подсистемы, законы и правила их функционирования, сочетания, варьирования и модификаций в речи;
3)выработать практические умения квалифицированного анализа синтаксических явлений, пользования научно-лингвистической и учебной литературой.
4)активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
5)обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;
6)способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Вопросы, рассматриваемые на курсах, дополняют и расширяют обязательное содержание и в то же время примыкают к основному курсу. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших знаний и умений в области русского языка и литературы, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
1) Теоретическая часть (повторение правил, разбор трудных вопросов)
2) Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знание пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Формы контроля.
Подбор указанных предложений по типам.
Устные и письменные развёрнутые ответы на вопросы.
Характеристика указанных учителем предложений (устная и письменная).
Выполнение практических и зачетных работ.
Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ.
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.
Ожидаемые результаты
Полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом (в идеале в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации); практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.
Вся практическая часть кружка представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:
- выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксические и стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов;
- усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;
- определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выявлять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений;
- выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимичные конструкции;
- акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них выражения данного содержания.
Содержание курса
Введение. Понятие синтаксиса. Основные единицы синтаксиса
Словосочетание. Виды словосочетаний. Виды синтаксической связи слов в словосочетаниях. Согласование. Управление. Примыкание. Зачетная работа по теме «Словосочетание».
Понятие о предложении. Виды предложений по цели высказывания, по эмоционально-экспрессивной окраске. Распространенные и нераспространенные предложения. Главные члены и второстепенные члены предложения.
Подлежащее. Способы его выражения. Сказуемое. Типы сказуемого. Способы выражения простого глагольного сказуемого. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Зачетная работа по теме «Главные члены предложения».Типы второстепенных членов предложения. Дополнение. Способы выражения. Определение. Способы выражения. Приложение. Обстоятельство. Способы выражения. Практическая работа по теме «Второстепенные члены предложения»
Односоставные предложения. Типы односоставных предложений.
Назывные предложения. Определенно-личные предложения.
Неопределенно-личные предложения. Безличные предложения.
Зачетная работа по теме «Односоставные предложения». Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения.
Обособленные члены предложения. Обращение. Вводные конструкции.
Вставные конструкции. Практическая работа по теме «Простое предложение». Зачетная работа по теме «Простое предложение».
Список используемой литературы.
1. Валгина Н.С.Синтаксис современного русского языка: Учебник
М.: Агар, 2000. 416 с.
2. Кострикина А. П. Главные члены двусоставного предложении в современном русском языке. Учебно-методическое пособие. – Омск: ООО «Издательский дом «Наука»»,2004.-68 с.
3. Селеменева О. А. Лабораторные работы по синтаксису словосочетания и простого предложения: учебное пособие. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2010. – 154 с.
4. Сборника тестовых заданий и упражнений по русскому языку для старшеклассников и абитуриентов./Под ред. Г. Н. Потапова.- М.:2010 г. – 125с.
5. Розенталь Д.Э, Голуб И. Б, Теленкова М. А. Современный русский язык. М., издательство «Высшая школа»,1991 г. 560.
Теоретическая часть элективного курса составлена на основе учебника : Валгина Н.С.
Синтаксис современного русского языка: Учебник М.: Агар, 2000. 416 с.
Практическая часть элективного курса составлена на основе:
1) О.А. Селеменева Лабораторные работы по синтаксису словосочетания и простого предложения: учебное пособие. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2010. – 154 с.
2)Сборника тестовых заданий и упражнений по русскому языку для старшеклассников и абитуриентов./Под ред. Г. Н. Потаповой.- М.:2010 г. – 125с.
Цель курса – углубление и систематизация знаний по основным темам курса «Синтаксис словосочетания и простого предложения .
Задачи элективного курса:
1)получить прочные теоретические сведения о синтаксической подсистеме современного русского литературного языка,
2)знать единицы этой подсистемы, законы и правила их функционирования, сочетания, варьирования и модификаций в речи;
3)выработать практические умения квалифицированного анализа синтаксических явлений, пользования научно-лингвистической и учебной литературой.
4)активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
5)обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;
6)способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Вопросы, рассматриваемые на курсах, дополняют и расширяют обязательное содержание и в то же время примыкают к основному курсу. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших знаний и умений в области русского языка и литературы, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
1) Теоретическая часть (повторение правил, разбор трудных вопросов)
2) Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знание пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Формы контроля.
Подбор указанных предложений по типам.
Устные и письменные развёрнутые ответы на вопросы.
Характеристика указанных учителем предложений (устная и письменная).
Выполнение практических и зачетных работ.
Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ.
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.
Ожидаемые результаты
Полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом (в идеале в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации); практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.
Вся практическая часть кружка представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:
- выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксические и стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов;
- усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;
- определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выявлять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений;
- выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимичные конструкции;
- акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них выражения данного содержания.
Содержание курса
Введение. Понятие синтаксиса. Основные единицы синтаксиса
Словосочетание. Виды словосочетаний. Виды синтаксической связи слов в словосочетаниях. Согласование. Управление. Примыкание. Зачетная работа по теме «Словосочетание».
Понятие о предложении. Виды предложений по цели высказывания, по эмоционально-экспрессивной окраске. Распространенные и нераспространенные предложения. Главные члены и второстепенные члены предложения.
Подлежащее. Способы его выражения. Сказуемое. Типы сказуемого. Способы выражения простого глагольного сказуемого. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Зачетная работа по теме «Главные члены предложения».Типы второстепенных членов предложения. Дополнение. Способы выражения. Определение. Способы выражения. Приложение. Обстоятельство. Способы выражения. Практическая работа по теме «Второстепенные члены предложения»
Односоставные предложения. Типы односоставных предложений.
Назывные предложения. Определенно-личные предложения.
Неопределенно-личные предложения. Безличные предложения.
Зачетная работа по теме «Односоставные предложения». Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения.
Обособленные члены предложения. Обращение. Вводные конструкции.
Вставные конструкции. Практическая работа по теме «Простое предложение». Зачетная работа по теме «Простое предложение».
Список используемой литературы.
1. Валгина Н.С.Синтаксис современного русского языка: Учебник
М.: Агар, 2000. 416 с.
2. Кострикина А. П. Главные члены двусоставного предложении в современном русском языке. Учебно-методическое пособие. – Омск: ООО «Издательский дом «Наука»»,2004.-68 с.
3. Селеменева О. А. Лабораторные работы по синтаксису словосочетания и простого предложения: учебное пособие. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2010. – 154 с.
4. Сборника тестовых заданий и упражнений по русскому языку для старшеклассников и абитуриентов./Под ред. Г. Н. Потапова.- М.:2010 г. – 125с.
5. Розенталь Д.Э, Голуб И. Б, Теленкова М. А. Современный русский язык. М., издательство «Высшая школа»,1991 г. 560.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мамонова Екатерина Анатольевна
→ Мамонтенок 13.12.2012 0 12545 1756 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК