Играем "по-русски". Курс по выбору; 9 класс


7





Кузьмина Лилия Владимировна


учитель русского языка и литературы


МБНОУ лицей № 22 города Белово


























































Играем «по-русски»


Учебная программа курса по выбору для 9 класса





















Пояснительная записка


Игра – самое любимое, самое естественное занятие детей, да и взрослых тоже. Но успехи обучающихся в школе измеряются обычно в знаниях, умениях, навыках. Часто главное требование к ученику – пассивно усваивать сообщаемые сведения. На этом сейчас строится и ЕГЭ. Но всё-таки, наверное, было бы лучше, если бы ученики не только запоминали (что дается не всем легко), но и умели самостоятельно добывать знания, осмысливать и применять их.

Курс «Играем по-русски» рассчитан на предпрофильную подготовку обучающихся 9-х классов. В нем представлены разнообразные игры, которые делают изучение русского языка увлекательным.

Цель курса – активизировать языковые знания учеников, развивать чувство языка и умение увидеть глубину языкового явления.

В базисном курсе, на обычных уроках, педагоги тоже используют игровые моменты, но именно «моменты», которые, как правило, призваны не столько научить, сколько «оживить» урок. Настоящий курс основан на принципе творческого поиска, его изучение требует от обучающихся логических решений и проблемного анализа.

В работе с содержанием курса возможны такие профессионально ориентированные (редактор, корректор) виды деятельности, как, например, выбор правильного написания слова, исправление ошибок в чужом тексте (корректурная правка) и другие.

Большей частью этот курс рассчитан на самостоятельную работу ученика. В комбинаторных играх – конкурсах учащиеся легко могут проявить инициативу. В качестве обучающих заданий выбраны те орфографические правила, на которые наиболее часто допускаются ошибки, которые трудны для запоминания. Контролирующие же задания подобраны так, что ученик не только должен решить данную задачу, но и самостоятельно придумать аналогичную на то же самое правило. Например, составить кроссворд по теме «Безударные гласные в корне слова». Такой вид

работы позволит обучающемуся глубже вникнуть в языковую проблему, «пропустить» её через себя и таким образом усвоить правило написания.

Все эти игровые задания призваны не только повысить интерес девятиклассников к изучению русского языка, помочь закрепить полученные знания, но и сориентировать их в профильном самоопределении.




Содержание курса

(16 часов)


Лексика (3 часа)

Лексическое значение слова. Прямые и переносные значения. Антонимы. Синонимы.


Морфемика (4 часа)

Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-. Правописание безударных гласных в корне.


Морфология (9 часов)

Падеж и склонение имен существительных. Склонение существительных в единственном числе. Склонение существительных во множественном числе. Склонение количественных числительных. Правописание частиц НЕ и НИ.









Тематический план


Наименование разделов, тем

Количество часов

Контролирующие задания

всего

лекц.

практ.


1. Интересное выражение (лексика)




3



3


составить шарады


2. Кто ударил гласную? (безударные гласные в корне)




2



2


составить кроссворд


3. Самые трудные!

(приставки ПРИ- и ПРЕ-)




2



2


собрать домино по словам из заданного текста


4. Всякий молодец на свой образец

(Е, И в падежных окончаниях существительных)




1



1


нарисовать орфо-«узор»


5. «Компот из испорченных мальчиков»

(Н и НН в прилагательных, причастиях и наречиях)




3


1


2


«сложить» орфографический пасьянс по схеме


6. Попробуйте сосчитать (склонение имен числительных)




2



2

откорректировать текст, записав словами числа в цифровом выражении


7. Отрицать или утверждать?

( частицы НЕ и НИ)




3


1


2

оформить текст, используя правила орфографии и пунктуации


ИТОГО

16

2

14




Примерные задания


Тема 1. Шарады. Шарада представляет собой стихотворную загадку, в которой по слогам зашифровано какое-то слово. Лучше всего начать просто с разгадывания шарад. Играть можно по командам, начисляя очки за правильный ответ. Разгадывание шарад развивает образность, гибкость мышления, интуицию, способность понимать непрямые намеки. Но гораздо полезнее и интереснее шарады сочинять. При таком варианте эффективность еще выше: задействуются речевая изобретательность, фантазия, развивается навык стихотворчества.

Слог первый – звук испорченного крана,

Для поцелуя нет второго слаще,

А целое найдешь ты в ресторане,

Что для крольчат открыт в зеленой чаще.

(кап-уста)


Тема 2. Орфо-кроссворд. Правильно разместить данные слова, учитывая, что пропущенные в их корнях безударные гласные открыты в сетке кроссворда.


По горизонтали:

Потр_сение, од_леть, гум_нитарный, ф_рсить, изв_ниться, оч_ровать, ист_щиться, устр_нить, уг_сать, об_щать, зап_сной (игрок), к_лебание, тр_щать, м_тёт, согл_датай (шпион).

По вертикали:

Исс_кать, уд_ляться, перем_щать, т_жёлый, похв_ла, выр_жение, рассв_р_петь, сотр_сение, стр_чить, сост_влять, сл_паться, хл_потливый, д_лина, ст_ндарт, оп_здать, восх_тить, ув_дание, насл_ждаться.


Тема 3. Орфо-домино. К концу игры фишки расположились следующим образом. Замените их соответствующими тройками слов, учитывая, что узор фишки демонстрирует ту приставку, которая в них пропущена.


при


1. Пр_нести – пр_рождённый –пр_увеличить

2. Пр_подавать – пр_дираться– пр_проводить

3. Пр_вокзальный – пр_творить (в жизнь) – пр_мочка

4. Пр_успевать – пр_платить – пр_ручить

5. Пр_волье – пр_поднести – пр_одолеть

6. Пр_бывать (на место) – пр_тупиться – пр_мыкать

7. Пр_поручить – пр_мудрый – пр_ступить

8. Пр_ломить – беспр_рывно – пр_пасти.


Тема 4. Орфо-рисование. Начертите схему распределения гласных е – и в окончаниях существительных относительно типов их склонения и падежей. У вас получится нечто похожее на печатную букву «ш» с укороченной средней ножкой. Это та сетка, на которую будут накладываться разные «узоры».




«Бабочка». Нарисуйте «узор», повторив направление движения этой непрерывной линии, которое зафиксировано цифрами у падежных точек. Для этого расположите в том же порядке заданные существительные, вставив гласную в их окончания.



Тема 6. Все числа в цифровом выражении запишите словами.


Часы на Спасской башне Кремля появились в XV веке. Они весили 60 пудов, то есть 960 килограммов. В XVIII веке на Спасской башне были установлены новые часы, для которых было отлито 13 колоколов. Они имели неподвижную часовую стрелку и вращающийся циферблат, на котором было не 12 делений, а 17, ибо древнерусские часы отмечали время совсем не так, как теперь. Петр I велел заменить эти часы на новые – на 12 часов. В середине XIX века часы играли в 12, 15, 18 и 21 час марш Преображенского полка петровских времен. Его исполняли 58 колоколов. 19 из них сохранились. Цифры этих часов имели высоту 72 сантиметра.




Источники


1. Бройде, М.Е. Русский язык в упражнениях и играх / М.Е.Бройде – М.: Рольф, 2001. – 352с.


2. Иванова, В.А. и др. Занимательно о русском языке / В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь – СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1995. – 303с.


3. Петрановская, Л.В. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя / Л.В.Петрановская – М.: МИРОС – МАИК «Наука/Интерпериодика», 2000. – 144с.





Полный текст материала Играем "по-русски". Курс по выбору; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузьмина Лилия Владимировна  Rusaya
14.01.2013 3 8724 2243

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК