Учебное занятие в 10-11 классе по теме "Особенности делового письма"
Учебное занятие.
Русский язык в 10-11 классах.
Тема: «Особенности делового письма»
Цели:
-раскрыть многообразие стилистических возможностей русского языка в разных функциональных стилях (прежде всего в официально-деловой речи);
-повысить общую речевую культуру, расширяя словарный запас обучающихся;
-формировать практические умения и навыки в области деловой речи и делового общения;
Оборудование:
-словари, рабочие тетради;
-карточки-задания;
-образцы деловых писем;
-сочинения-письма победителей школьного конкурса «Урок письма»
Словарная работа:
письмо, оферта, реквизит документа, рекламация, контракт, контрагент.
Ход занятия
Вступительное слово учителя.
С образцами личных писем мы знакомились не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы, читая произведения Гоголя «Тарас Бульба», Пушкина «Капитанская дочка», Тургенева «Ася», Достоевского «Преступление и наказание», Распутина «Уроки французского», Каверина «Два капитана» и др
А что такое «письмо»? Послушаем сообщение ученика об истории появления письма.
Какое толкование даёт «Словарь русского языка» С.И. Ожегова?
Итак, эпистолярное произведение – это литературный жанр, выполненный в форме письма. Через послание к какому-либо лицу автор излагает взгляды, мысли. Письмо – это разговор с отсутствующим, в котором мысли и чувства одного лица выражаются явно, а другого – предполагаются.
Для чего люди пишут письма?
Чтобы передать какую-либо информацию, поделиться своими мыслями. Люди сообщают друг другу о самых разных вещах.
Обратимся к сочинениям-письмам победителей школьного конкурса «Урок письма». Подумайте об особенностях их написания, вспомните или составьте план, по которому написаны письма, запишите его в тетради.
Вывод:
Для эпистолярного жанра характерны наличие обращений, вводных слов, риторических вопросов, употребление местоимений, индивидуальность слога пишущего, эмоционально окрашенная лексика, краткие и ясные фразы.
Письма имеют обязательные элементы:
1. Приветствие, обращение.
2. Изложение того, что хочешь написать. Вопросы о том, о чем хочешь узнать.
3. Заключение.
4.Дата.
5.Подпись.
На следующем этапе урока работа проводится в группах. Каждой группе предлагаются образцы различных деловых писем. Ребятам предстоит соотнести данные образцы с ранее прочитанными письмами и подготовить ответы на вопросы, которые есть в карточке-задании №1.
С каким видом делового письма вы познакомились?
В чём отличие деловых писем от личных?
Какие особенности языка деловых писем вы отметили?
Какие структурные элементы присутствуют в письмах, или по какому плану составляется деловое письмо?
Выводы:
Деловые письма – это переписка предприятий или отдельного человека с учреждениями. Письмо – обобщенное название различных по содержанию документов, пересылаемых по почте, курьером, посредством факсимильной связи, электронной почтой и т. д.
По содержанию и назначению письма могут быть: инструктивные, гарантийные, информационные, рекламные, коммерческие.
Коммерческие письма составляются при заключении и выполнении контрактов. Они представляют собой общение покупателей к продавцам с просьбой дать подробную информацию о товарах, услугах и/или направить предложения (оферту) на поставку товара, ответы продавцов, рекламации (претензии по качеству товара), ответы на рекламации, кредитные письма и т.п.
В рекламационных (претензионных) письмах предприятия требуют возмещения убытков, нанесённых из-за невыполнения ими нарушения условий контракта другой стороной (контрагентом). Рекламация должна иметь копии документов, подтверждающие такие факты. Оформляются подобные копии в виде приложения к основному документу (рекламации).
Есть письма-запросы, извещения, приглашения, ответы и др.
Текст деловых писем должен быть лаконичным, последовательным, убедительным и корректным. Факты и события должны представляться объективно.
В структуре деловых писем можно выделить следующие пункты:
Наименование должности (иногда указываются инициалы и фамилия) лица и название учреждения, организации, которым адресуется письмо;
содержание просьбы или уведомления;
подпись автора письма;
дата;
адрес отправителя и его реквизиты.
При составлении писем, как и других деловых бумаг, необходимо строго соблюдать нормы современного делового языка в области лексики, морфологии, синтаксиса и стилистики.
Нельзя допускать тяжеловесных синтаксических конструкций, словесных штампов типа «во исполнение Вашей просьбы», неправильного употребления терминов. Однако в деловых письмах не следует избегать стандартных оборотов речи, которые ускоряют и облегчают составление и рассмотрение деловых бумаг, например: «прошу сообщить»; «В соответствии с тем-то…»; «Просим разъяснить…»; «В связи с чем-то…» и др. Важно также придать письму безупречную внешнюю форму.
Закрепим свои знания, выполнив карточку-задание №2 (группы имеют разные задания)
1 группа. а) Подберите синонимы к словам и словосочетанию:
Получатель, послание, человек, отправитель, деловая бумага, название, проверка, ходатайство.
Д л я с п р а в о к : адресат, документ, наименование, письмо, лицо, ревизия, адресат, просьба.
б) Выпишите из словаря иностранных слов или толкового словаря заимствованные слова на тему «деловое письмо» и употребите их в составе предложений.
2 группа: а) Выберите из каждого ряда слова, уместные в деловой речи:
Надо, необходимо, желательно, полезно, излишне, невредно, хорошо бы, неплохо бы, целесообразно, нужно.
Часто, совсем, совершенно, весьма, крайне.
Абсолютно, чрезвычайно, сугубо.
Коротенько, сжато, кратко, лаконично.
Раньше, ранее, прежде.
Даром, безвозмездно.
б) Пользуясь словарём синонимов, составьте синонимические ряды из слов, уместных в деловых бумагах.
Изъян, уведомление, оповестить, помогать, отправлять, затруднять, приказ
Д л я с п а в о к: 1)недочет, недостаток, пробел; 2)извещение, оповещение, информирование; 3)уведомить, информировать, известить;4)содействовать, способствовать; 5)посылать, адресовать, направлять; 6)препятствовать, тормозить; 7)распоряжение, директива, указание.
3 группа: а) Подберите антонимы к словам и словосочетаниям.
Получить, разрешить, адресат, получатель, присутствовать, удовлетворить просьбу, положительно, удовлетворительный ответ, письмо-запрос, безответственность.
б) Раскройте значение выделенных слов и словосочетаний, составьте с ними предложения.
Получить почту - сходить на почту; письмо другу - деловое письмо; выполнить план работы – передний план картины; составить акт обследования – первый акт пьесы; адрес на посылке – вручить адрес юбиляру.
Проводится проверка выполненной работы.
Каждое деловое письмо условно можно разделить на три части, каждая из которых имеет определённый стандартный набор фраз. Используя образцы деловых писем, запишем ключевые фразы начала писем, основной части и заключения. (Работа по группам).
Вывод: для большинства деловых писем характерна повторяемость одних и тех же оборотов, освоив которые можно составлять тексты различных писем.
Из множества форм обращения к адресату, таких как «дамы», «господа», «судари», «сударыни», «товарищи», среди деловых людей снова укореняется обращение «господа» («господин», «госпожа»).
НАЧАЛО ПИСЬМА (ФАКСА) может иметь следующие варианты обращения: - Уважаемый Игорь Леонидович! - Игорь Леонидович! - Господин Зорин! - Уважаемый г-н Зорин! - Уважаемые господа! (употребляется, когда не известны имена получателей письма) |
Большинство писем продолжается далее словами: - в связи с… - согласно контракту от … № …, - нами рассмотрены Ваши предложения…, - в соответствии с Вашей просьбой… и т.д. |
Письмо может заканчиваться фразами: - Надеемся, что наша просьба не будет для Вас затруднительной, - Мы рассчитываем на успешное продолжение сотрудничества - Мы надеемся на Вашу заинтересованность в расширении связей - С уважением… и т.д. |
Наиболее распространёнными ошибками при составлении писем являются: в апреле месяце; польза от использования; следует учитывать следующие факторы; представление информации пользователю; данное явление проявилось; настоящим сообщением; потребное количество товара; приложение: упомянутая на 3 листах.
Домашнее задание:
Составить письмо-запрос в учебное заведение, в котором собираетесь продолжить обучение после окончания школы.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Черкашина Галина Григорьевна
→ GalinaGrigorevna 09.01.2010 1 7493 1578 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.