Рабочая программа факультативного предмета по русскому языку для 6 класса
Комитет по образованию Администрации Павловского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Стуковская средняя общеобразовательная школа»
Русский язык
Рабочая программа факультативного предмета по русскому языку для 6 класса
«Занимательная грамматика»
(основное общее образование)
2013 – 2014 учебный год
Разработана на основе пособия: Пасхалов А.П. Русский язык. Занятия школьного кружка. 5 класс. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004
Составитель: Парфенова Е.В.
учитель русского языка и литературы
с.Стуково, 2013 год
Пояснительная записка
История русского языка удивительна, интересна, богата событиями, что позволяет учителю многие явления преподносить нестандартным способом, даёт возможность заинтересовать учеников таким сложным предметом, как русский язык.
Домысливать, строить предложения, фантазировать, понимать, а не зазубривать – именно это привлекательно для учеников.
Однако в школьных учебниках грамматика излагается как свод правил и определений: прочитай и запомни. Но почему вот это так, а вот это иначе? На чём основано, из чего выведено то или иное правило? Непонимание вызывает раздражение, а затем скуку. Появляется уверенность, что русский язык знать невозможно. Да и не нужно.
Разумеется, многое зависит от учителя. Если он сможет в доступной форме рассказать о трудностях русского языка, представить языковые явления так, чтобы стали ясны причины, по которым появились те или иные правила и нормы, то обучение будет успешным. Существенно поможет в этом изучение факультативного предмета «Занимательная грамматика».
Занятия проходят в форме беседы, круглого стола, лектория, часто используются игры, игровые задания, викторины, что способствует закреплению пройденного, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, языкового чутья.
Факультативный предмет «Занимательная грамматика» рассчитан на 35 занятий. Целиком игровыми являются занятия 13.19, 25, 33, 35 (под общим названием «Умники и умницы»). Это комплексы заданий, позволяющие на определённых этапах закрепить и повторить то, что было выучено прежде.
Литература:
1.Пасхалов А.П. Русский язык. Занятия школьного кружка. 5 класс. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004
2.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009
3.Поурочные разработки по русскому языку к учебнику «Русский язык 6 класс». Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 1998
4.Уроки русского языка в 6 классе. Поурочные планы (по программе М.М. Разумовской). Первое и второе полугодие/Сост. О.А. Финтисова – Волгоград: Учитель, 2004
5.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс. – М.: ВАКО, 2012.
6.Комплект портретов языковедов русского языка.
Тематический поурочный план
№ урока |
Тема урока |
Кол-во уроков |
Виды деятельности учащихся |
Примечание |
1 |
Язык и речь – чудо из чудес. Высказывания о русском языке |
1 |
|
|
2 |
О славянах и других народах |
1 |
|
|
3 |
Звуки речи. О количестве гласных и согласных звуков |
1 |
|
|
4 |
Звукопись – одно из свойств выразительности речи |
1 |
|
|
5 |
О возникновении письменности на Руси |
1 |
|
|
6 |
Происхождение русского алфавита |
1 |
|
|
7 |
«Хитрый» звук йот. Приятное соседство согласных |
1 |
|
|
8 |
Фокусы мягкого знака |
1 |
|
|
9 |
Чудеса с парными согласными. Слившиеся звуки |
1 |
|
|
10 |
«Пульс» в слове. Три особенности русского ударения |
1 |
|
|
11 |
Строение слога |
1 |
|
|
12 |
Полногласие и неполногласие в словах |
1 |
|
|
13 |
|
1 |
Умники и умницы. Викторина по фонетике |
|
14 |
Полисемия или многозначность слова |
1 |
|
|
15 |
Омонимия. Виды омонимов |
1 |
|
|
16 |
Синонимы. Группы синонимов, их функция в речи |
1 |
|
|
17 |
Антонимы. Многозначность антонимов |
1 |
|
|
18 |
Жизнь слова |
1 |
|
|
19 |
|
1 |
Умники и умницы. Командное соревнование по лексике |
|
20 |
Пунктуация. Что может запятая. Дойти до точки |
1 |
|
|
21 |
Словообразование: смотри в корень! |
1 |
|
|
22 |
Словообразование: служебные морфемы |
1 |
|
|
23 |
Словообразование: приставки |
1 |
|
|
24 |
Словообразование: соединительные гласные |
1 |
|
|
25 |
|
1 |
Умники и умницы. Письменная работа по словообразованию |
|
26 |
Морфология – раздел грамматики о форме, структуре слова |
1 |
|
|
27 |
Имена существительные: категория числа |
1 |
|
|
28 |
Имена существительные: категория падежа |
1 |
|
|
29 |
Преданность прилагательных. Прилагательные - эпитеты |
1 |
|
|
30 |
Живость глаголов |
1 |
|
|
31 |
Глаголы труда. Глаголы звуков и цвета |
1 |
|
|
32 |
Употребление глагольных форм |
1 |
|
|
33 |
|
1 |
Умники и умницы. Зачётная работа по морфологии |
|
34 |
Что такое грамматика? Культура речи |
1 |
|
|
35 |
|
1 |
Умники и умницы. Итоговое занятие по курсу «Занимательная грамматика» |
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Парфенова Елена Васильевна
→ Elena_5 24.03.2014 0 14135 3271 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.