Электив по русскому языку для 9 класса "Секреты публичного выступления"
МОУ СОШ № 216 «Дидакт»
Научно-методическая лаборатория русского языка и литературы
Программа элективного курса
для учащихся 9 класса
«Секреты публичного выступления»
Автор: Шутова Мария Александровна,
учитель русского языка и литературы
г. Заречный, Пензенская обл.
2007
Пояснительная записка
Важным качеством современного человека является умение выступить перед аудиторией, подав свою мысль в такой форме, которая оказала бы воздействие на слушателей. При этом необходимо учитывать несколько факторов: целевая аудитория, степень осведомленности в данной проблеме, время и т.д. Уже в школьном возрасте многие сталкиваются с необходимостью грамотно представить доклад, реферат, тезисы. Часто одного владения фактическим материалом, темой высказывания бывает недостаточно, нужно еще уметь грамотно, наиболее эффектно представить свою работу. Не менее важно при этом аргументированно и этично отстоять свою точку зрения в полемике или дискуссии, не ущемляя достоинства оппонента, проявляя уважение к чужому мнению. Этому, безусловно, нужно учиться. Созданию устного публичного монолога, правилам ведения дискуссии посвящен предлагаемый элективный курс.
Программа курса для 9 класса «Секреты публичного выступления» рассчитана на 16 часов и предназначена для предпрофильной подготовки учащихся вне зависимости от выбранного направления, так как при любой специализации необходимо уметь грамотно и профессионально выстраивать монолог и вести полемику.
Основная цель курса – совершенствование речевой компетентности учащимися, овладение навыком устного публичного монолога.
Задачи курса:
повторение и углубление усвоенных ранее в курсе русского языка и литературы знаний о стилях, типах речи, композиции, выразительно-изобразительных средствах языка;
формирование навыка монологической речи, соответствующей основным нормам современного русского литературного языка;
знакомство с правилами ведения дискуссии, понятием «речевой этикет».
Тематическое содержание курса:
Общение и речь. Культура общения. – 1 час.
Особенности монологической речи – 3 часа.
Логическая организация выступления – 3 часа.
Выразительно-изобразительные средства языка – 2 часа.
Полемика, дискуссия, спор. Как одержать победу? – 3 часа.
Паралингвистические средства и техника речи – 2 часа.
Речевой этикет – 2 часа.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Кол. часов |
Тезисное изложение вопросов темы |
Виды деятельности |
1 |
Общение и речь. Культура общения. |
1 |
Отличие устной речи от письменной. Диалог, полилог и монолог. Дистантное общение. Явные и скрытые участники общения. Основные правила общения. |
Лекция с элемен-тами беседы. Групповая работа – выявление качеств, необходимых хоро-шему собеседнику. Индивидуальная работа – выявление собственного уровня общитель-ности (по тестам). |
2 |
Особенности монологической речи. |
3 |
Виды речи: информаци-онная, убеждающая, побуждающая. Их жанровые особенности (лекция, отчет, доклад, реферат, поздравление, напутственное слово, агитационная речь и т.д.). Целевые установки, их влияние на речевое воплощение. |
Лекция с элемен-тами беседы. Груп-повая работа – выявление особен-ностей жанровых разновидностей монологической речи. |
3 |
Логическая организация выступления. |
3 |
Композиция текста и ее взаимодействие с темой и идеей произведения. Заголовок – важнейший элемент композиции. Виды вступления и заключения. Способы доказательства. Эмоциональность как способ достижения определенных целей. |
Лекция с элемен-тами беседы. Групповая работа – анализ видов вступ-ления и заключе-ния. Индивидуаль-ная работа – подбор доказательств к определенному тезису. |
4 |
Выразительно-изобразительные средства языка. |
3 |
Лексические, морфологические, синтаксические средства выразительности. Способы воздействия на слушателей и достиже-ния определенных целей с помощью выразитель-ных средств. |
Работа в группах – исследовательская работа по теме. Индивидуальная работа – создание собственных текстов и их редактирование. |
5 |
Полемика, дискуссия, спор. Как одержать победу? |
3 |
Требования к полемике. Структура дискуссии и полемики. Правила ведения дискуссии и полемики. Корректные и некорректные приемы ведения полемики, дискуссии и спора. |
Лекция с элементами беседы. Работа в группах – подбор аргументов на заданную тему. Ролевые игры – организация дис-куссии, полемики на социально-значимую тему. |
6 |
Паралингвистические средства и техника речи. |
2 |
Паралингвистические средства: взгляд, мимика, поза, жесты, движения. Техника речи: темп речи, тембр голоса, дикционная четкость, звуковая выразительность. |
Лекция с элементами беседы. Групповая работа – отработка полученных знаний на практике для наиболее эффектив-ного воздействия на слушателей. Инди-видуальная работа – выступление и ана-лиз выступления с акцентом на пара-лингвистические средства и технику речи. |
7 |
Речевой этикет |
1 |
Несловесные средства этической информации, формулы речевого этикета. |
Лекция с элементами беседы. Ролевые игры – разыгрывание и анализ этикетных ситуаций. |
Литература
Балашова Л.В. Русский язык и культура общения: Практикум в 2-х частях. – Саратов, 2002.
Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М.: 1983.
Дзюбенко О.Г., Присяжный Т.В. Культура дискуссий. – Киев: 1990.
Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.: 1990.
Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. – М.: 1978.
Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. – М.: 2003.
Михайлова О.А., Голомидова М.В. Шаги к искусной речи. Учебное пособие. – Пермь: 1995.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: 2001.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шутова Мария Александровна
→ Smile 18.02.2010 3 9726 2019 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.