Элективный курс по культуре Древней Руси «Древняя Русь зовет и манит» (34 часа)
Элективный курс «Древняя Русь зовет и манит». Автор – Белых Людмила Ивановна, учитель высшей категории русского языка и литературы МОУ СОШ №4 г.Златоуста Челябинской области
Элективный курс
по культуре Древней Руси.
«Древняя Русь зовет и манит».
( 34 часа )
Пояснительная записка.
Многое в обычаях, верованиях, обрядах и традициях русского народа уходит корнями в необычайно богатую, полную самых неожиданных сюжетов, мотивов, аллегорий, созвучий, метафор славянскую мифологию, связано с яркой и неповторимой историей славянских народов. Что мы знаем обо всем этом? Изучая программу данного элективного курса, мы приоткроем завесу времени и расскажем об истории происхождения славян.
Русский человек испокон веку верит в существование «нечистой силы». Русалка и кикимора, домовой и банник, черт и овинник – таинственные существа, окружающие русского суеверного крестьянина, а также порчи и заговоры, приметы и суеверия, неразрывно связанные с его представлениями о природе и жизни, станут предметом изучения старшеклассников.
Материалы по русской демонологии, собранные известными этнографами, органично дополняют труд В.И. Даля – автора книги «О повериях, суевериях и предрассудках русского народа».
Целый раздел курса посвящается язычеству. Религиозные понятия и нормы столь густо пронизывали всю жизнь древнего человека, что совершенно невозможно судить даже о таких, казалось бы, сугубо материальных предметах, как украшения и одежда, не имея понятия о сложном комплексе верований, определявших изготовление и применение вещи. Вот получается: отмахиваясь от язычества, мы тем самым лишаем себя ключей к пониманию мира наших предков – и духовного, и материального.
Просматривая популярные энциклопедии, посвященные древним славянам, которые начинаются с краткого изложения основных событий эпохи, подробного разбора общественного устройства, мы не найдем таких «малозначительных», с точки зрения составителей, статей о вещах, жилище, домашних занятиях, которые изучаются на занятиях данного курса.
В старину на Руси не было больниц, аптек, врачей. Все это появилось в 16-17 столетиях, пришло с Запада. Но люди болели и до царствования Иоанна 4. Как лечились, какими травами и отварами пользовались, мы узнаем из данного курса.
Все разделы курса сопровождаются списком литературы. Он предназначен для тех, кто всерьез заинтересуется материалом и пожелает глубже ознакомиться с его проблемами.
Программа курса.
Цели и задачи.
Программа данного курса предназначена для обучения учащихся старших классов гуманитарного филологического и гуманитарного профилей; рассчитана на 25 часа.
Основные цели курса следующие:
обеспечить углубленное изучение школьниками культурного наследия Древней Руси;
формировать у старшеклассников гуманитарное мировоззрение, эстетический вкус, интерес к русской истории, и ценностям отечественной культуры;
воспитывать уважение к христианским духовным традициям, питающим художественную литературу;
способствовать эффективной подготовке учащихся к профессиональному самоопределению.
В результате изучения курса учащиеся должны:
Иметь представление
- быт и развитие культуры на древнерусской земле;
- о влиянии христианских духовных традиций, христианского душевного устроения на русскую литературу 19 -20 веков;
- об основных христианских и языческих обычаях и обрядах, связанных с праздниками церковного календаря ;
Знать
- об истории происхождения славян, об их древних сказаниях, пантеоне богов, праздниках, мифах о человеке;
- календарные обряды и обрядовый фольклор;
- словарь церковных терминов;
- быт русского народа, устои, традиции;
- особенности архитектуры первых русских городов и обустройство дома;
- традиции народной медицины.
Уметь
- выявлять в произведениях русских классиков 19-20 веков общечеловеческое содержание, христианско-нравственную проблематику;
- анализировать и интерпретировать обрядовую поэзию с учетом её жанровой специфики, в христианском контексте русской литературы и с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории Древней Руси и культурологи;
- применять полученные знания для углубленного изучения материала, полученного на уроках литературы.
Принципы построения курса.
Основой построения элективного курса являются принципы
- доступности в отборе литературных, литературно-критических и духовных произведений;
- единства литературного, речевого и духовно-нравственного развития;
- индивидуального подхода и коллективизма в обучении.
Расширенные аннотации к темам призваны: сориентировать учителя в вопросах, основных понятиях, усвоение которых обязательно для успешного изучения курса.
Список
литературы, используемый при изучении
элективного курса
«Древняя Русь зовет и манит»
1. Белякова Г.С. Славянская мифология // «Просвещение». М. 1995.
2. Галицкая А. Русская баня. «Аквариум». М. 1994.
3. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского. «Литера».
Санкт-Петербург. 1994.
4. Семенова М. Мы – славяне. «Азбука». Санкт-Петербург. 1997.
5. Славяне. Иллюстрированная мировая история. «Росмэн». М. 1997.
6. Православные святые. «Респекс». «Кристалл». Санкт-Петербург. 1996
7. Путилов Б. Древняя Русь в лицах. «Азбука». М.2004.
8. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. «Азбука». М. 2002.
9. Русский народ (собр. М Забылиным). Изд. Книг. М. Березина. М. 1880.
10. Русский дом. Нижний Новгород. 1993
Тематический план.
№
Название темы,
количество часов
Виды учебной деятельности и формы её организации
1.
Вводное занятие. Славянская мифология.
(3 часа )
Установочная мини-лекция учителя ( выделение и запись учащимися основных положений лекции, связанных с языческой мифологией, знакомством со славянскими верховными божествами, с корнями славянских имен, мифами о животных.
Чтение и анализ трудов Б.А. Рыбакова «Язычество древних славян» и «Язычество Древней Руси», С. Есенин « Ключи Марии».
Коллективная работа – чтение и анализ «Славянские идолы».
2.
Православные святые.
( 5 часов )
Лекция учителя о православной вере
Работа в группах: повествование об Иоанне Крестителе;
краткое жизнеописание святой Ольги;
житие Преподобного Серафима Саровского -
Чудотворца;
повествование о блаженной Ксении Петербургской
Творческая работа : словарь церковных терминов;
идеальный образ святого в духовной литературе;
религиозные мотивы в стихах русских поэтов.
Презентация ( по желанию учащихся)
Обсуждение результатов работы в группах.
3.
Поверия, суеверия и предрассудки русского народа.
( 5 часов )
Лекция учителя по русской демонологии этнографическим и фольклорным материалам, содержащая описание духов – лешего, водяного, домового, кикиморы; ученики узнают об огненном змее и народном образе черта.
Коллективная работа – выявление способов и приемов создания литературных образов в художественных произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева; чтение и анализ глав из книги С. В Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила» (ч. 3, гл. 2)
Конкурс творческих работ.
4.
Человеческая жизнь от смерти до рождения.
( 3 часа )
Беседа учителя об обрядах ( рождение, взросление, свадьба, поминание усопшего ).
Работа в малых группах: тайна твоего имени, звездный мост, границы во времени.
5.
Быт русского народа.
( 5 часов )
Работа по методу творческих групп (предварительная работа групп осуществляется вне урока) – представление каждой группой результатов мини-исследования по вопросам:
- жилище;
- поселение;
- мой род- моя крепость;
- одежда;
- украшения и обереги;
- русская баня.
6.
Народная аптека.
(2 часа)
Лекция учителя о сборе лекарственных трав, о народных лечебниках, о полезной и здоровой пище.
7.
Заключительное занятие
( 2 часа)
Обсуждение результатов работы.
Рефлексия – создание занимательных заметок для школьной газеты «Простор».
Презентация «Портфеля творческих достижений»
Список
литературы, используемый при изучении
элективного курса
«Древняя Русь зовет и манит»
11. Белякова Г.С. Славянская мифология // «Просвещение». М. 1995.
12. Галицкая А. Русская баня. «Аквариум». М. 1994.
13. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского. «Литера».
Санкт-Петербург. 1994.
14. Семенова М. Мы – славяне. «Азбука». Санкт-Петербург. 1997.
15. Славяне. Иллюстрированная мировая история. «Росмэн». М. 1997.
16. Православные святые. «Респекс». «Кристалл». Санкт-Петербург. 1996
17. Путилов Б. Древняя Русь в лицах. «Азбука». М.2004.
18. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. «Азбука». М. 2002.
19. Русский народ (собр. М Забылиным). Изд. Книг. М. Березина. М. 1880.
20. Русский дом. Нижний Новгород. 1993
© Белых Л.И.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Белых Людмила Ивановна
→ Библиотекарь4 20.09.2010 7 5037 1535 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.