Элективный курс по культуре Древней Руси «Древняя Русь зовет и манит» (34 часа)


Элективный курс «Древняя Русь зовет и манит». Автор – Белых Людмила Ивановна, учитель высшей категории русского языка и литературы МОУ СОШ №4 г.Златоуста Челябинской области


Элективный курс


по культуре Древней Руси.


«Древняя Русь зовет и манит».


( 34 часа )


Пояснительная записка.


Многое в обычаях, верованиях, обрядах и традициях русского народа уходит корнями в необычайно богатую, полную самых неожиданных сюжетов, мотивов, аллегорий, созвучий, метафор славянскую мифологию, связано с яркой и неповторимой историей славянских народов. Что мы знаем обо всем этом? Изучая программу данного элективного курса, мы приоткроем завесу времени и расскажем об истории происхождения славян.


Русский человек испокон веку верит в существование «нечистой силы». Русалка и кикимора, домовой и банник, черт и овинник – таинственные существа, окружающие русского суеверного крестьянина, а также порчи и заговоры, приметы и суеверия, неразрывно связанные с его представлениями о природе и жизни, станут предметом изучения старшеклассников.


Материалы по русской демонологии, собранные известными этнографами, органично дополняют труд В.И. Даля – автора книги «О повериях, суевериях и предрассудках русского народа».


Целый раздел курса посвящается язычеству. Религиозные понятия и нормы столь густо пронизывали всю жизнь древнего человека, что совершенно невозможно судить даже о таких, казалось бы, сугубо материальных предметах, как украшения и одежда, не имея понятия о сложном комплексе верований, определявших изготовление и применение вещи. Вот получается: отмахиваясь от язычества, мы тем самым лишаем себя ключей к пониманию мира наших предков – и духовного, и материального.


Просматривая популярные энциклопедии, посвященные древним славянам, которые начинаются с краткого изложения основных событий эпохи, подробного разбора общественного устройства, мы не найдем таких «малозначительных», с точки зрения составителей, статей о вещах, жилище, домашних занятиях, которые изучаются на занятиях данного курса.


В старину на Руси не было больниц, аптек, врачей. Все это появилось в 16-17 столетиях, пришло с Запада. Но люди болели и до царствования Иоанна 4. Как лечились, какими травами и отварами пользовались, мы узнаем из данного курса.


Все разделы курса сопровождаются списком литературы. Он предназначен для тех, кто всерьез заинтересуется материалом и пожелает глубже ознакомиться с его проблемами.


Программа курса.


Цели и задачи.


Программа данного курса предназначена для обучения учащихся старших классов гуманитарного филологического и гуманитарного профилей; рассчитана на 25 часа.


Основные цели курса следующие:

обеспечить углубленное изучение школьниками культурного наследия Древней Руси;

формировать у старшеклассников гуманитарное мировоззрение, эстетический вкус, интерес к русской истории, и ценностям отечественной культуры;

воспитывать уважение к христианским духовным традициям, питающим художественную литературу;

способствовать эффективной подготовке учащихся к профессиональному самоопределению.



В результате изучения курса учащиеся должны:



Иметь представление


- быт и развитие культуры на древнерусской земле;


- о влиянии христианских духовных традиций, христианского душевного устроения на русскую литературу 19 -20 веков;


- об основных христианских и языческих обычаях и обрядах, связанных с праздниками церковного календаря ;



Знать


- об истории происхождения славян, об их древних сказаниях, пантеоне богов, праздниках, мифах о человеке;


- календарные обряды и обрядовый фольклор;


- словарь церковных терминов;


- быт русского народа, устои, традиции;


- особенности архитектуры первых русских городов и обустройство дома;


- традиции народной медицины.



Уметь


- выявлять в произведениях русских классиков 19-20 веков общечеловеческое содержание, христианско-нравственную проблематику;


- анализировать и интерпретировать обрядовую поэзию с учетом её жанровой специфики, в христианском контексте русской литературы и с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории Древней Руси и культурологи;


- применять полученные знания для углубленного изучения материала, полученного на уроках литературы.



Принципы построения курса.


Основой построения элективного курса являются принципы


- доступности в отборе литературных, литературно-критических и духовных произведений;


- единства литературного, речевого и духовно-нравственного развития;


- индивидуального подхода и коллективизма в обучении.


Расширенные аннотации к темам призваны: сориентировать учителя в вопросах, основных понятиях, усвоение которых обязательно для успешного изучения курса.





Список


литературы, используемый при изучении


элективного курса


«Древняя Русь зовет и манит»



1. Белякова Г.С. Славянская мифология // «Просвещение». М. 1995.


2. Галицкая А. Русская баня. «Аквариум». М. 1994.


3. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского. «Литера».


Санкт-Петербург. 1994.


4. Семенова М. Мы – славяне. «Азбука». Санкт-Петербург. 1997.


5. Славяне. Иллюстрированная мировая история. «Росмэн». М. 1997.


6. Православные святые. «Респекс». «Кристалл». Санкт-Петербург. 1996


7. Путилов Б. Древняя Русь в лицах. «Азбука». М.2004.


8. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. «Азбука». М. 2002.


9. Русский народ (собр. М Забылиным). Изд. Книг. М. Березина. М. 1880.


10. Русский дом. Нижний Новгород. 1993



Тематический план.


Название темы,


количество часов

Виды учебной деятельности и формы её организации


1.

Вводное занятие. Славянская мифология.


(3 часа )

Установочная мини-лекция учителя ( выделение и запись учащимися основных положений лекции, связанных с языческой мифологией, знакомством со славянскими верховными божествами, с корнями славянских имен, мифами о животных.


Чтение и анализ трудов Б.А. Рыбакова «Язычество древних славян» и «Язычество Древней Руси», С. Есенин « Ключи Марии».


Коллективная работа – чтение и анализ «Славянские идолы».


2.

Православные святые.


( 5 часов )

Лекция учителя о православной вере


Работа в группах: повествование об Иоанне Крестителе;


краткое жизнеописание святой Ольги;


житие Преподобного Серафима Саровского -


Чудотворца;


повествование о блаженной Ксении Петербургской


Творческая работа : словарь церковных терминов;


идеальный образ святого в духовной литературе;


религиозные мотивы в стихах русских поэтов.


Презентация ( по желанию учащихся)


Обсуждение результатов работы в группах.


3.

Поверия, суеверия и предрассудки русского народа.


( 5 часов )

Лекция учителя по русской демонологии этнографическим и фольклорным материалам, содержащая описание духов – лешего, водяного, домового, кикиморы; ученики узнают об огненном змее и народном образе черта.


Коллективная работа – выявление способов и приемов создания литературных образов в художественных произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева; чтение и анализ глав из книги С. В Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила» (ч. 3, гл. 2)


Конкурс творческих работ.


4.

Человеческая жизнь от смерти до рождения.


( 3 часа )

Беседа учителя об обрядах ( рождение, взросление, свадьба, поминание усопшего ).


Работа в малых группах: тайна твоего имени, звездный мост, границы во времени.


5.

Быт русского народа.


( 5 часов )

Работа по методу творческих групп (предварительная работа групп осуществляется вне урока) – представление каждой группой результатов мини-исследования по вопросам:


- жилище;


- поселение;


- мой род- моя крепость;


- одежда;


- украшения и обереги;


- русская баня.


6.

Народная аптека.


(2 часа)


Лекция учителя о сборе лекарственных трав, о народных лечебниках, о полезной и здоровой пище.



7.

Заключительное занятие


( 2 часа)

Обсуждение результатов работы.


Рефлексия – создание занимательных заметок для школьной газеты «Простор».


Презентация «Портфеля творческих достижений»



Список


литературы, используемый при изучении


элективного курса


«Древняя Русь зовет и манит»



11. Белякова Г.С. Славянская мифология // «Просвещение». М. 1995.


12. Галицкая А. Русская баня. «Аквариум». М. 1994.


13. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского. «Литера».


Санкт-Петербург. 1994.


14. Семенова М. Мы – славяне. «Азбука». Санкт-Петербург. 1997.


15. Славяне. Иллюстрированная мировая история. «Росмэн». М. 1997.


16. Православные святые. «Респекс». «Кристалл». Санкт-Петербург. 1996


17. Путилов Б. Древняя Русь в лицах. «Азбука». М.2004.


18. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. «Азбука». М. 2002.


19. Русский народ (собр. М Забылиным). Изд. Книг. М. Березина. М. 1880.

20. Русский дом. Нижний Новгород. 1993

© Белых Л.И.



Полный текст материала Элективный курс по культуре Древней Руси «Древняя Русь зовет и манит» (34 часа) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Белых Людмила Ивановна  Библиотекарь4
20.09.2010 7 4918 1531

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК