Рабочая программа по журналистике. Первый год обучения. 5 класс.


Программа по журналистике. Первый год обучения.

Трубач Алина Михайловна

Учитель русского языка и литературы

ОСШ 27 г. Темиртау, Карагандинской области, Казахстан.

  1. Пояснительная записка.

В Республике Казахстан Русский язык является национальным языком русского народа и официально употребляется наравне с казахским.

В современной жизни огромную роль играют периодика, радио, телевидение. Благодаря им люди узнают о различных событиях, получают необходимую информацию. СМИ влияют на формирование общественного мнения и общественного сознания.

1. Актуальность темы для школы.

Актуальность заявленного курса обусловлена тем, что в школьной программе недостаточно сведений о роли средств массовой информации в общественной жизни. Учащиеся, оканчивающие среднюю школу, мало ориентируются в процессах, происходящих в обществе.

Данный курс поможет определиться ученику в выборе профиля, восполнить пробелы в его предыдущей подготовке. Пятиклассники расширят и углубят свои знания о видах общения и речевых жанрах. При этом большое внимание уделяется публичному общению- таким жанрам как устные развернутые ответы, спор, отзыв, объяснительная записка, газетная информация и др.

2. Роль и место в образовательном процессе.

Весь курс обучения журналистики в 5 классе направлен на освоение системы языка, повышение культуры речи и формирование речемыслительной деятельности, которые выступают в тесной взаимосвязи.

3. Связь курса с профильными предметами. Учащиеся, прошедшие полный курс журналистики, в старших классах будут иметь необходимые знания и умения для обучения в классах с гуманитарным направлением. Содержание курса журналистики представлено вскользь в базовых курсах, поэтому курс журналистики позволяет сформировать практические навыки и умения по видам общения и речевым навыкам.

4. Практическое и профессиональное применение.

Данный курс ориентирован на пятиклассников, интересующихся журналистикой, желающих научиться писать сочинения различных жанров, отстаивать свою точку зрения, обосновывать ее.

Программа школьного курса журналистики включает учебный материал по условиям и видам обучения правильно поставленного голоса, способам развития речи, условиям редактирования текста, типах и строении текстов, пересказов, условием составления объявлений.

Усиление речевого аспекта программы предполагает использование учебных ситуаций общения, а также текстов как дидактических единиц. На основе связных текстов наблюдаются факты языка, усваиваются речеведческие понятия, формируются навыки создания собственного текста. Также программа подготавливает к жизненно важному выбору будущей профессии, организует пробу сил учащихся на поприще журналистики.

5. Воспитательный аспект. Государственная программа развития духовной сферы и, прежде всего системы образования, основанная в "Комплекции гуманитарного образования в Республике Казахстан" и в Послании Президента Н.А.Назарбаева "Казахстан 2030", ставит своей целью формирование и воспитание высокоинтеллигентной и высокоинтеллектуальной элиты нации, чей научно- созидательный потенциал закладывается в процессе школьного обучения. Развитию творческого воображения. Предмет журналистики способствует развитию навыков аналитической деятельности, самостоятельности суждений, инициативности, ответственности и развитие творческих способностей.

6. Цель курса.

Основная цель обучения журналистики в школе - дать учащимся дополнительные знания о русском языке, сформировать практические навыки и умения.

Способствовать самоопределению школьника относительно профиля.

Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех её видах: слушании, говорении, чтении и письме. При этом осуществляется комплексное овладение всеми видами речевой деятельности.

7. Задачи курса.

Программа нацелена на решение как собственно учебных задач, так и задач воспитания и развития личности, к которым относятся:

развитие любви к слову, интереса к чтению, к словесному творчеству;

воспитание культуры поведения, чтения периодической печати;

развитие способности к конструктивному и содержательному общению с разными возрастными категориями людей;

развитие интереса к общественной жизни, умения наблюдать и анализировать жизненно значимые явления.

Знакомство учащихся с новыми способами деятельности;

Расширение багажа ЗУН по предмету русский язык;

Обеспечение поддержки изучения базовых курсов;

Обеспечение формирования положительной мотивации на изучение профиля;

Обеспечение профильной ориентации

8. Количество часов. Программа составлена для общеобразовательных учебных заведений РК и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

9. Ожидаемые результаты:

Курс "Журналистика" даст возможность накопить опыт для дальнейшей жизни, научит свободно ориентироваться в информационном пространстве и высказывать свою точку зрения на различные значимые события общественной жизни.

Занятия по данной программе помогут обучающимся овладеть секретами мастерства журналиста, научиться логически думать, грамотно излагать свои мысли, ориентироваться в информационном пространстве, представлять себя редактором собственного издания.


Учащиеся смогут -

Определить тему или идею текста;

Составлять простой и подробный план текста;

Создавать связные высказывания (с заданным языковым материалом);

Оценивать чужую и свою речь;

Спорить, но не ссорится, аргументировать свои высказывания;

Сокращать один и тот же текст до половины, до трети его первоначального объёма, до одного абзаца и одного предложения;

Рассказать о себе так, чтобы тебя слушали;

Брать интервью у знакомых и незнакомых людей;

Вести репортаж с места событий;

Составлять различные типы текстов газетной информации.

Учащиеся должны:

понимать основные проблемы общественной жизни, роль и функции средств массовой информации в жизни современного человека;

уметь определять жанр газетного текста, выявлять его отличительные особенности, анализировать его структуру, владеть разнообразными приемами анализа текста;

уметь создавать собственный текст в условиях ограниченного времени, грамотно и аргументировано выражать собственные мысли, точку зрения, позицию, мнение современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать собственное высказывание по модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой и замыслом высказывания;

уметь редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки.

II. Содержание курса.

Содержание программы курса не дублирует обязательный минимум содержания образования, а углубляет, расширяет его. Оно направлено на формирование практических умений в написании сочинений газетных жанров. Таким образом, практикоориентированный курс предполагает активные и интерактивные методы и формы обучения, разнообразные виды деятельности учащихся: от тренинговых упражнений и заданий до создания собственных проектов, рукописных газет.

Тема 1. Введение. 1 час.

Роль и функция журналистики в обществе. Деятельность журналиста. Закон о СМИ.

Слушание лекции учителя. Составление плана.

История возникновения газеты. Преимущества печатной прессы пред радио и телевидением. Типология прессы. Лицо газеты - первая полоса. Информационная, комментирующая, контрольная, связующая функции журналистики. Бережное отношение к языку, сохранение культуры языка - важнейшая функция журналистики.

Деятельность журналиста. Журналист - выразитель позиции, мнения, суждения, точки зрения. Журналист - лицо газеты.

Закон о СМИ.

Форма обучения- Диалог.

Слушание лекции учителя. Составление плана.

Тема 2. Секреты журналистского мастерства. Журналистская этика. 2 часа.

Разработка кодекса чести журналиста.

Каким должен быть настоящий журналист? Искусство репортажа. Секреты мастерства. Значение скорописи. Как не потеряться в информационном поле?

Теория и практика профессиональной этики. Журналист как сторонний наблюдатель. Этические правила журналиста.

Форма обучения- Дебаты. Деловая игра.

Тренинг: определить, правильно ли поступили журналисты в тех или иных случаях (ситуациях)? Как поступили бы вы?

Тема 3. Газета как источник информации. Виды газет, их назначение. 3 часа.

Анализ периодической печати.

Обзор региональных газет.

Презентация любимой газеты.

Центральные и региональные газеты. Городские газеты. Ежедневные и воскресные газеты. Бульварная и желтая пресса.

Форма обучения- презентация, выступления учащихся. Практическая работа

Исследование.

Анализ текстов газетных жанров.

Тренинг: проверить "слух", определить источник информации и способ ее отображения.

Тема 4. Заголовки. 2 часа.

Содержание- Типы заголовков, влияние заголовка на содержание текста, ключевые слова.

Методы- традиционные, исследование.

Форма обучения- дебаты, деловая игра.

Тема 5. Необычные тексты. 3 часа.

Содержание: Поликодовые тексты. Слова к фотографии- какими они должны быть? Необычный текст - фотозарисовка. Составление фотозарисовки. Стилевые

черты и языковые средства необычных текстов.

Метод- метод исследования.

Форма обучения- исследование, практическая работа, деловая игра.

Творческая лаборатория: сочинение малой формы (заметка)

Редактирование собственных текстов.

Тема 6. Чужая речь в моём тексте. 2 часа.

Содержание: Чужая речь как элемент текста. Чужая речь- рефрен.

Чужая речь как лейтмотив произведения. Использование цитат. Конкурс эрудитов (чьи строки ?).

Методы- традиционные, самостоятельная работа.

Формы обучения - Практическая работа, исследование.


Тема 7. От отзыва к рецензии.. 1 час.

Содержание: Форма написания деловых бумаг. Основные признаки лицензии.

Методы- Традиционные.

Формы обучения - лекция.

Практическая работа.

Эксперимент.

Творческая лаборатория: создание рубрики "Школьные новости"

Тема 8. Газетная информация. 3 часа.

Содержание : Каким должен быть тезис; речевые стереотипы, которые

помогают внести тезис в аргументированный текст; какими должны быть аргументы; культура статьи; желтая пресса. Газетные жанры. Событие как предмет отображения информации в газетных жанрах. Факт как основа публикации. Способы отображения информации

Разнообразие газетных жанров: информационные, аналитический, художественно-публицистические. Роль различных жанрообразующих факторов в формировании жанров. Событие как предмет отображения в газетных жанрах. Методы исследования предмета.

Методы- метод исследования.

Формы обучения- беседа, дебаты, деловая игра.

Анализ периодической печати.

Обзор региональных газет.

Презентация любимой газеты.

Тема 9. Текст. 2 часа.

Содержание: Что такое текст. Типы текстов. Сильные позиции текста, тема и микротема текста, составление визитной карточки, первичные и вторичные тексты, пересказ, виды пересказа.

Характеристика информационных жанров: информация, корреспонденция, пресс-релиз и проч. Заметка. Информационная корреспонденция. Информационный отчет. Информационное интервью. Репортаж.

Роль информационных агентств. Значение пресс-релизов. Источники информации и правила их использования.

Методы- традиционный, КСО.

Формы обучения- практическая работа, эксперимент, лекция.

Анализ текстов художественно-публицистических жанров.

Миниатюра "Автопортрет".

Редактирование собственных высказываний.


Тема 10. Репортаж. 3 часа.

Содержание: История репортажа. Событие- неприкосновенно. Законы репортажа.

Основа репортажа. Формы выражения авторского "Я".

Особенности проведения репортажа, интервью. Оформление на газетной полосе. Искусство получать нужную информацию. Интервьюирование людей, не желающих разговаривать с журналистами. Правила жанра.

Методы- работа в разновозрастных группах, традиционные.

Формы обучения- диалог, экскурсия.

"Творческая командировка": интервью с места событий. Репортаж об интересном школьном событии.

Тренинг: попытка уговорить человека согласиться на интервью.

Тема 11. Аналитические жанры. Характеристика аналитических жанров. Аналитический отчет. Анкета. Мониторинг. Рейтинг

Характеристика аналитических жанров. Аналитический отчет, интервью, опрос. Анкета. Мониторинг. Рейтинг. Рецензия. Статья. Обозрение. Обзор СМИ. Прогноз. Версия. Социологический опрос. Языковые и структурные особенности.

Анализ текстов аналитических жанров.

Творческая лаборатория: составление рейтинга учебных предметов. Анкетирование.

Тема 12. Рецензия. Статья

Творческая лаборатория: написать статью на основе последних данных о случившемся тогда, когда в редакцию через каждые 5 минут поступает "новая" последняя информация

Тема 13. Обозрение. Обзор. Прогноз. Версия. Социологический опрос

Соцопрос.

Тренинг: конкурс обозревателей.

Обзор СМИ.

Тема 14. Фельетон. Пародия. Сатирический комментарий. Анекдот

Анализ текстов художественно-публицистических жанров.

Творческая лаборатория: сочинение в рубрику "Сатира и юмор", "Нарочно не придумаешь".

Редактирование.

Тема 15. Житейская история. Легенда


Анализ текста-легенды.

Творческая лаборатория: сочинение "Моя житейская история".

Тема 16. Творческие проекты "О чем пишут в газетах?", "СМИ нашего города", "Темиртау в центральной и региональной прессе"

Работа над творческими проектами "О чем пишут в газетах?", "СМИ нашего города", "Темиртау в центральной и региональной прессе". Оформление творческих работ. Выпуск рукописных и печатных газет. Оформление выставки.

I I I .Методическое обеспечение.

1. Имеющийся материал:

А) Диагностические тесты по риторике, тестовый материал по темам курса риторики.

Б) Методические разработки для уроков:

Методическая литература;

Поурочное планирование;

Наглядные пособия:

- таблицы по изучаемым темам;

- блок-схемы

Раздаточный материал:

- практические работы;

- разноуровневые задания по изучаемым темам.

Пособия для учащихся:

- Ладыженская Т.А. Школьная риторика. Развитие речи - М., 1998г.

- Узорова О.В., Нефедьева Е.А. 550 Правил и упражнений по риторике - М., 2004г.

- Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. Просвещение - М.,1989г.

- Троцкий П.С. Орфография без правил. Просвещение - М., 1991г.

2. Способ оценивания уровня достижений учащихся.

При изучении риторики основной метод - безоценочный. Выставляемые оценки- зачтено/ не зачтено. Текущие оценки выставляются в качестве поощрения.

3. Количество лекционных, практических, лабораторных работ.

Определяетс в зависимости от способа развертывания во времени и средства достижения учебных целей.

Лекционные занятия-2;

Практическая работа-3;

Исследования-2.

4. Техническое и программное обеспечение:

Аудиомагнитофон;

Таблицы по изучаемым темам.

5. Средства коммуникации:

Телефонная линия;

Круглые столы.

I V. Литература.

для учащихся:

1. Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений - О.И. Лепилкина и др. - М.: Вентана-Граф, 2005.

2. Васильева Л.А.Делаем новости. - М., 2003.

3. Власть: зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики: В 2-х т. - М., 1998.

4. Гуревич С.М. Номер газеты. - М., 2006.

5. Колганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 1997.

6. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. - М., 1995.

7. Крундышев А.А. Сочинение как вид самостоятельной работы. - М.: Просвещение, 1987.

8. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие - М.: Аспект Пресс, 2000.

9. Ученова В.В. Беседы о журналистике. - М., 1985.

10. Шинкаренко В. Как писать в газету. - М., 2000.

для учителя:

1. Аргановский В.А. Вторая древнейшая: беседы о журналистике. - М., 1999.

2. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. - М., 1989.

3. Гуревич С.М. Газета и рынок: как добиться успеха? - М., 1998.

4. Лимонад Т.В. С сочинением на "ты": Пособие для старших школьников и абитуриентов. - М.: Школьная Пресса, 2001.

5. Система средств массовой информации России: Учебное пособие / Под ред. Я.Н Засурского. - М., 2001.

6. Сметанина С.И. Литературное редактирование: Для журналистов и специалистов по связям с общественностью. - СПб, 2003.

7. Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. - М., 1983


Полный текст материала Рабочая программа по журналистике. Первый год обучения. 5 класс. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Трубач Алина Михайловна  alina900044
10.12.2010 5 22959 1695

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК