Сценарий урока химии по теме "Подгруппа кислорода" для 9-ого класса
Сценарий открытого урока по химии для 9-ого класса по теме:
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Подгруппа кислорода»
Составлен учителем химии
МОУ «СОШ №5 г.Кировска»
Зудковой Верой Сергеевной
Цель урока:
• предупреждение неуспеваемости обучающихся посредством создания ситуации
успеха, комфортных условий работы для ученика и учителя.
Задачи урока:
• обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа кислорода»;
• контроль теоретических знаний обучающихся по теме «Подгруппа кислорода».
Ход урока
1. Организационный момент, постановка задач.
2. Обучающиеся под руководством учителя выполняют задания.
1-ое задание
(выполняется индивидуально на доске с помощью карточек и магнитов)
Ученику предлагается из семи предложенных карточек с электронными схемами элементов выбрать пять и из них выстроить на доске подгруппу кислорода, объяснив свой выбор; указать знаки химических элементов; проследить изменение неметаллических свойств в подгруппе, указав причину. Время работы 2 – 4 минуты.
Дано:
+8 +10 +16 +18
6 8 6 8
+34 +52 +84
6 6 6
Ответ:
O +8
6
Неметаллические
S +16 свойства
6 усиливаются
Se +34
6
Te +52
6
Po +84
6
2-ое задание
(выполняется индивидуально на доске с помощью карточек и магнитов)
Трём ученикам предлагается выбрать карточки с физическими свойствами кислорода, озона и кристаллической серы соответственно и расположить их в столбик на доске под формулой вещества. Время выполнения заданий 2 – 4 минуты.
Д ано:
ГАЗ ГАЗ ТВЁРДОЕ ТВЁРДОЕ ЖИДКОСТЬ
БЕЗ ЦВЕТА БЕЗ ЦВЕТА СИНЕЕ СИНЕЕ ЖЁЛТОЕ
КРАСНОЕ ГОРИТ ГОРИТ БЕЗ ЗАПАХА С ЗАПАХОМ
У БИВАЕТ ПРОВОДИТ ПРОВОДИТ
МИКРОБОВ ЭЛ. ТОК ЭЛ. ТОК
ПОДДЕРЖИВАЕТ С ЗАПАХОМ ПОДДЕРЖИВАЕТ
ГОРЕНИЕ ГОРЕНИЕ
Ответ:
О2 О3 S8
ГАЗ ГАЗ ТВЁРДОЕ
БЕЗ ЦВЕТА СИНЕЕ ЖЁЛТОЕ
БЕЗ ЗАПАХА С ЗАПАХОМ С ЗАПАХОМ
П ОДДЕРЖИВАЕТ ПОДДЕРЖИВАЕТ ГОРИТ
ГОРЕНИЕ ГОРЕНИЕ
УБИВАЕТ
МИКРОБОВ
3-е задание
(предполагает парную работу за партами)
Обучающимся предлагается встать и пройти через класс для того, чтобы взять комплект разноцветных карточек для дальнейшей работы. Короткая физкульт. пауза позволяет ученикам сменить статическую позу и немного отдохнуть. Затем школьники устно выполняют задания на лицевой стороне карточек (поочерёдно зелёной, красной, синей, жёлто-оранжевой) и проверяют себя по ответам на обратной стороне карточек. Разноцветные карточки позволяют чётко организовать работу, яркие цвета способствуют созданию позитивного настроя и дают отдых глазам. Общее время работы 8 – 10 минут.
Содержание карточек следующее:
Выбери уравнение реакции оксида серы (VI) со щёлочью: 1). SO3 + H2O = H2SO4 2). SO3 + CaO = CaSO4 3). SO3 + 2KOH = K2SO4 + H2O
|
Правильный ответ:
3). SO3 + 2KOH = K2SO4 + H2O оксид щёлочь соль вода серы (VI)
|
Выбери верные уравнения: 1). Cu + 2H2SO4 р-р = CuSO4 + SO2↑ + 2H2O 2). Cu + H2SO4 р-р= CuSO4 + H2↑ 3). Cu + H2SO4 р-р ≠ 4). Cu + 2H2SO4 конц = CuSO4 + SO2↑ + 2H2O 5). Cu + H2SO4 конц. = CuSO4 + H2↑ 6). Cu + H2SO4 конц. ≠
|
Правильный ответ:
3). Cu + H2SO4 р-р ≠ 4). Cu + 2H2SO4 конц. = CuSO4 + SO2↑ + 2H2O
|
Выбери верные уравнения: 1). 4Zn + 5H2SO4 р-р = 4ZnSO4 + H2S↑ + 4H2O 2). Zn + H2SO4 р-р = ZnSO4 + H2↑ 3). Zn + H2SO4 р-р ≠ 4). 4Zn + 5H2SO4 конц. = 4ZnSO4 + H2S↑ + 4H2O 5). Zn + H2SO4 конц. = ZnSO4 + H2↑ 6). Zn + H2SO4 конц. ≠
|
Правильный ответ:
2). Zn + H2SO4 р-р = ZnSO4 + H2↑ 4). 4Zn + 5H2SO4 конц.= 4ZnSO4 + H2S↑ + 4H2O
|
Выбери верные уравнения: 1). Fe + H2SO4 р-р = FeSO4 + H2↑ 2). 2Al + 3H2SO4 р-р = Al2(SO4)3 + 3H2↑ 3). Fe + H2SO4 конц. ≠ 4). Al + H2SO4 конц. ≠
|
Правильный ответ:
1). Fe + H2SO4 р- = FeSO4 + H2↑ 2). 2Al + 3H2SO4 р-р = Al2(SO4)3 + 3H2↑ 3). Fe + H2SO4 конц. ≠ 4). Al + H2SO4 конц. ≠ |
4-ое задание
(выполняется индивидуально за партой на карточке)
Обучающимся предлагается выполнить задания для самоконтроля по теме: «Подгруппа кислорода». Задания выполняются индивидуально, непосредственно в карточке, затем ответы обсуждаются в классе. В случае затруднений или неверных ответов содержание вопроса ещё раз повторяется. Время выполнения работы 5 – 6 минут.
Выполни задания для самоконтроля.
Содержание карточки следующее: Желаю успеха!
1. Для какого элемента составлена электронная схема:
+34
6
2. У какого элемента в паре неметаллические свойства
выражены ярче: а) Se Po; б) Po Te
3. В физических свойствах веществ вычеркни лишнее:
а) О3 – газ, синего цвета, без запаха, убивает микробов;
б) Sкр.− твёрдое вещество, имеет металлический блеск.
4. Заполни пропуск: SO3 + 2 … = K2SO4 + H2O
5. Вычеркни металлы, с которыми не реагирует
концентрированная серная кислота: Al, Zn, Fe, Cu.
6. Укажи в уравнениях реакций концентрацию серной
кислоты (конц. или р-р):
а) Cu + H2SO4 … ≠
б) Cu + 2H2SO4 … = CuSO4 + SO2↑ + 2H2O
в) Zn + H2SO4 … = ZnSO4 + H2↑
г) 4Zn + 5H2SO4 … = 4ZnSO4 + H2S↑ + 4H2O
Выполни задания для самоконтроля.
Ответ: Желаю успеха!
1. Для какого элемента составлена электронная схема:
+34 Se
6
2. У какого элемента в паре неметаллические свойства
выражены ярче: а) Se > Po; б) Po < Te
3. В физических свойствах веществ вычеркни лишнее:
а) О3 – газ, синего цвета, без запаха, убивает микробов;
б) Sкр.− твёрдое вещество, имеет металлический блеск.
4. Заполни пропуск: SO3 + 2 КОН = K2SO4 + H2O
5. Вычеркни металлы, с которыми не реагирует
концентрированная серная кислота: Al, Zn, Fe, Cu.
6. Укажи в уравнениях реакций концентрацию серной
кислоты (конц. или р-р):
а) Cu + H2SO4 р-р ≠
б) Cu + 2H2SO4 конц. = CuSO4 + SO2↑ + 2H2O
в) Zn + H2SO4 р-р = ZnSO4 + H2↑
г) 4Zn + 5H2SO4 конц. = 4ZnSO4 + H2S↑ + 4H2O
5-ое задание
Проверочная тестовая работа по теме: «Подгруппа кислорода»
(выполняется индивидуально за партой)
Работа выполняется обучающимися в тетрадях для контрольных работ. При выполнении заданий ученики могут пользоваться Периодической системой химических элементов
Д. И. Менделеева, таблицей растворимости, рядом напряжений металлов. Проверочная работа представлена в двух вариантах одинакового уровня сложности, содержит дополнительные задания. Размер шрифта от более крупного к мелкому является элементом зрительной гимнастики и позволяет глазным мышцам хотя бы на короткое время расслабиться и вновь приступить к активной работе. Время выполнения работы
9 – 10 минут.
Содержание вариантов следующее:
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА (ТЕСТ) ПО ТЕМЕ: ПОДГРУППА КИСЛОРОДА
1 ВАРИАНТ
1. Электронная схема атома кислорода:
1. +8 2. +10 3. +16 4. +18
2 6 2 8 2 8 6 2 8 8
2. Неметаллические свойства в ряду химических
элементов O → S → Se → Те:
1. изменяются периодически 3. ослабевают
2. не изменяются 4. усиливаются
3. Свойство, характерное для кристаллической серы:
1. хорошо растворима в воде
2. твёрдое вещество жёлтого цвета
3. имеет металлический блеск
4. проводит электрический ток
4. Оксид серы (VI) реагирует с веществом, формула которого:
1. H2SO3 2. NaOH 3. SiO2 4. Cu
5. Закончите уравнения реакций: 1. Cu + H2SO4(конц.)→
2. Cu + H2SO4(р-р)→
Дополнительное задание. В каждом из веществ укажите степень окисления серы:
SO3 , FeS , SO2 , MgS , S , H2S , Al2S3 .
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА (ТЕСТ) ПО ТЕМЕ: ПОДГРУППА КИСЛОРОДА
2 ВАРИАНТ
1. Электронная схема атома серы:
1. +8 2. +10 3. +16 4. +18
2 6 2 8 2 8 6 2 8 8
2. Неметаллические свойства в ряду химических
элементов Те → Sе → S → О:
1. изменяются периодически 3. ослабевают
2. не изменяются 4. усиливаются
3. Свойство, характерное для озона:
1. хорошо растворяется в воде
2. бактерициден (убивает микробов)
3. не имеет запаха
4. легче воздуха
4. Концентрированная серная кислота не взаимодействует с
веществом, формула которого:
1. Na2O 2. KOH 3. Fe 4. CaCO3
5. Закончите уравнения реакций: 1. Zn + H2SO4(конц.)→
2. Zn + H2SO4(р-р)→
Дополнительное задание. В каждом из веществ укажите степень окисления кислорода:
OF2 , CuO , O2 , H2O , H2O2 , O3 , BaO .
Литература
1. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян.
М.: Дрофа, 2009.
2. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. / О.С. Габриелян, Остроумов И.Г.
М.: Дрофа, 2007.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зудкова Вера Сергеевна
→ Кировск 13.04.2011 3 5770 1063 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.