Урок-обобщение "Химические реакции 8 класс курс О.С. Габриеляна"


Краснодарский край

Город Новороссийск

Село Гайдук

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №23

Муниципального образования город-герой Новороссийск







Урок-обобщение по теме: «Химические реакции» (8 класс)







Подготовлен учителем химии СОШ №23

Зотковой Ю.А.

















Новороссийск 2010

Цели урока: обобщить знания учащихся о химических реакциях, их типах, условиях протекания и признаках; развить логическое мышление, способность рефлексии; познавательный интерес.

Оборудование: хлорид аммония, гидроксид натрия, карбонат натрия, соляная кислота, сульфат меди, пробирки.

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Обобщение и систематизация знаний.

(слайд №1) Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы с вами на уроке обобщим все знания, полученные нами при изучении темы «Химические реакции». Мы рассмотрим их классификацию, условия протекания и признаки.

Вопрос: Давайте вспомним основные признаки протекания химических реакций. (слайд №2)

Учащиеся: Перечисляют признаки.

Учитель: А теперь давайте на практике убедимся в протекании химических реакций.(слайд №3)

Учащиеся: Приступают к выполнению опытов. На столах оборудование: хлорид аммония, гидроксид натрия, карбонат натрия, соляная кислота, сульфат меди, пробирки.

В тетрадях записываются уравнения реакций соответствующих опытов. Делаются выводы.

В опыте №1 отмечаем появление неприятного запаха аммиака.

В опыте №2 видим выделение углекислого газа («вскипание»).

В опыте №3 наблюдаем выпадение голубого студенистого осадка гидроксида меди.

В опыте №4 наблюдаем растворение этого осадка.

(слайд №4) Учитель: Посмотрите пример реакции, идущей с изменением окраски. Этот опыт мы не сможем с вами провести в классе. Во-первых, потому что в целях соблюдения техники безопасности нежелательно использовать концентрированную азотную кислоту, а, во-вторых, мы знаем, что ртуть – очень ядовитый металл.

Учитель: А теперь мы переходим к изучению условий протекания химических реакций. Давайте подумаем, в каких случаях реакция пойдет быстрее обычного?

Учащиеся: Высказывают предположения о том, что скорость реакции будет выше, если повысить температуру, увеличить площадь соприкосновения веществ или подействовать катализатором.

Учитель: Давайте вспомним, что такое катализатор и всегда ли он необходим?

Учащиеся: Вспоминают определение и предназначение катализаторов.

(слайд№5)Учитель: А теперь проведем другую классификацию химических реакций – по выделению или поглощению теплоты.

Учащиеся: Записывают в тетрадь, обозначая теплоту знаком Q

(слайд№6)Учитель: Существует еще один особый вид реакций – горение. Мы знаем ,что горение невозможно без присутствия кислорода, и всегда при этом выделяется тепло. Но в химии не все так просто. Иногда вещества горят друг в друге. Например, алюминий горит в хлоре, магний в броме и т.д.

Учащиеся: Записывают уравнения соответствующих реакций.

Учитель: Теперь рассмотрим классификацию реакций по типам.

Учащиеся: Записывают типы реакций, приводя примеры каждого типа.

(слайд№7)Учитель: Давайте запишем закон сохранения массы веществ, открытый М.В.Ломоносовым в 1756 году.

Учащиеся: Читают подготовленные сообщения на тему: «Открытие закона сохранения массы веществ», «Работы Ломоносова».

Подводятся итоги, выставляются отметки.

  1. Домашнее задание(слайд№8)

Слайд 1
ТЕМ А : «Х И М И Ч ЕС К И Е Р ЕА К Ц И И » Изучение признаков и условий протекания . Классификация .
Слайд 2
Хим ическая реакция – образование нового вещ ества  Признаки протекания :  1) Появление запаха  2) Выделение газа  3) Выпадение осадка  4) Растворение осадка  5) Горение  6) Изменение окраски
Слайд 3
П рактикум :  Появление запаха  Хлорид аммония + гидроксид натрия =       аммиак + хлорид натрия + вода Выделение газа Карбонат магния + соляная кислота = углекислый газ + вода + хлорид магния Выпадение осадка Сульфат меди + гидроксид натрия = гидроксид меди + сульфат натрия Растворение осадка Гидроксид меди + соляная кислота = хлорид меди + вода
Слайд 4
И зм енение окраски  Ртуть + азотная кислота
Слайд 5
Условия протекания реакций: Соприкоснов ение (чем больше площадь прикосновения, тем быстрее идет реакция) Действие катализаторов (веществ, ускоряющих процесс, но не вступающих в реакцию) Нагревание (для начала реакции или на протяжении всего процесса)
Слайд 6
Классиф икация хим ических реакций: -Q Экзотермически е–с выделением теплоты реакции Эндотермическ ие – с поглощением теплоты +Q
Слайд 7
Горение – особы й вид реакций ������� � ������.mpg
Слайд 8
Типы хим ических реакций: разложен ие замещен ие реакц ии соединение обмен
Слайд 9
Закон сохранения м ассы вещ еств : М асса вещ еств, вступивш их в реакц ию , всегд а равна м ассе образовавш ихся. Исходно е веществ о Исходно е веществ о Продукт реакции
Слайд 10
П одведем итоги:  Домашнее задание :  Параграф 26 упр. 1,2,3  Проведите дома эксперименты, описанные в упражнении 1 и 2  Параграф 27 стр. 139 – 141 (до химических уравнений)  До свидания ! Спасибо за урок!

Полный текст материала Урок-обобщение "Химические реакции 8 класс курс О.С. Габриеляна" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зоткова Юлия Анатольевна  Zotkova
31.12.2011 1 6473 1171

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК